Особые условия для особых детей
Способности и возможности никогда не могут быть равными. И современное общество с пониманием относится к этому. В том числе и к детям, не все из которых способны вписаться в формат установленных программ и правил.
О том, как современная система образования подходит к особым детям, мы попросили рассказать руководителя МКУ «Управление образования Мотыгинского района» Светлану Сергеевну ЛЫСЕНКО:
- Право на образование есть у каждого ребенка независимо ни от каких условий, согласно действующей Конституции РФ, однако есть такие дети, которым по медицинским показателям предписано обучение на дому. В нашем районе таких детей совсем немного, и для них домашнее обучение организовано силами и средствами общеобразовательных учреждений Мотыгинского района, и не только.
Основанием для начала домашнего обучения является врачебная справка. В этом году получают обучение на дому, шесть человек. Из них трое на базе Раздолинской школы, двое – на базе Кулаковской школы и один ученик – на базе школы в п. Первомайске. Если рассматривать категории таких учащихся по возрасту, то она выглядит так: второй класс, шестой класс, три ребенка проходят обучение по программе седьмого класса и один – восьмого.
Однако если у родителей возникнет желание, чтобы их ребенок изучал и другие дополнительные предметы, кроме основных, в таком случае у ребенка всегда есть доступ к образовательным ресурсам учебного заведения и право получать образование наравне со своими сверстниками в стенах школы.
Кроме того, в распоряжении особых детей вот уже третий год действует Центр дистанционного образования, созданный на базе Железногорской санаторной школы-интерната. Услугами такого специального образовательного учреждения пользуются четверо ребят Мотыгинского района, выполняя отправленные задания и учебный материал. Один ученик уже полностью прошел специально разработанную программу.
А процесс домашнего обучения в нашем районе проводится согласно разработанному положению «Об организации индивидуального обучения детей на дому». Такое же положение имеется и в самих образовательных учреждениях, осуществляющих такое обучение. Этот документ регламентирует весь процесс домашнего обучения. Например, для учащихся 1-4 классов предусмотрено до 8 часов, для 5-8 – до 10 часов в неделю, 9 – до 11, а в 10-11 классах – до 12 часов в неделю. Посещающий педагог ведет всю необходимую документацию, журнал успеваемости согласно специально разработанной программе. Оплата труда посещающего педагога осуществляется за счет общего фонда оплаты труда того или иного образовательного учреждения, особые нормативы расчета разработаны еще с 2014 года. И при этом ученики, получающие образование на дому, обеспечиваются учебными пособиями также за счет фондов школы.
Вопрос о получении документов об образовании таких детей зависит от программы. Например, если ребенок обучается по общеобразовательной программе, то, как и всем другим детям, ему предстоит сдача экзаменов и получение аттестата о получении основного или среднего образования. Но при этом также ребенок будет принимать участие в выпускных экзаменах. Проведение экзаменов для таких детей может проводиться в «щадящем» режиме, согласно медицинским показаниям.
Кроме того, особые учащиеся, получающие образование по так называемой «адаптивной программе», получат справку об образовании по окончании 9 классов.
А выбирать систему обучения для ребенка имеет право каждый родитель в зависимости от медицинских рекомендаций.
Андрей ЗЕНИН