«Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!»
В.В. Маяковский
Состояние рынка труда в районе требует открытия новых направлений подготовки на базе Раздолинского филиала краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Енисейский многопрофильный техникум».
Министерство образования края проанализировало информацию о вакансиях Центра занятости Мотыгинского района рабочих и специалистов среднего звена, ежегодный выпуск учащихся образовательных школ и возможности профессионального образовательного учреждения по подготовке кадров из числа молодежи и взрослого населения.
Отмечено, что среднее количество выпускников 9 и 11 классов составляет около 300 человек, из которых 42% продолжают обучаться в школе, 16% выбирают филиал для продолжения обучения, 34% продолжают обучение в вузах или учебных заведениях среднего профессионального образования в других городах края.
По данным Центра занятости Мотыгинского района на 1.09.2015 г. работодателями подано 182 вакансии по 10 профессиям. Из 10 профессий, по которым потребность составляет 10 и более человек, в Раздолинском филиале ведется подготовка по пяти направлениям.
Перечень востребованных специалистов и подготовка кадров на базе учреждения:
Востребованные профессии/специальность |
Вакансии |
Ежегодная подготовка |
||
всего |
из числа молодежи |
из числа взрослых |
||
Водители и автомеханики |
54 |
18 |
18 |
- |
Машинист бульдозера, машинист экскаватора |
62 |
25 |
- |
25 |
Сварщики |
6 |
9 |
- |
9 |
Повар, кухонный работник |
22 |
23 |
23 |
- |
Отсутствует подготовка |
||||
Ремонтник горного оборудования |
25 |
- |
|
|
Электромонтажник, электрослесарь |
38 |
- |
|
|
Предложения министерства образования края конкретны. Они считают, что для определения перечня открываемых профессий и специальностей необходимо администрации Мотыгинского района предоставить в министерство образования прогноз кадровой потребности предприятий Мотыгинского района до 2020 года в специалистах и квалифицированных рабочих.
Управлению образования Мотыгинского района - подготовить предложения по открытию специализированных классов совместно с ведущими компаниями (Раздолинский филиал Группы Магнезит пгт. Раздолинск, ОАО «Горевский горно-обогатительный комбинат», ООО «Боголюбовское», Ангарская геологоразведочная экспедиция ОАО «Красноярскгеология», ЗАО «Полюс» и другие), в организации профессионального обучения школьников с целью получения профессиональных квалификаций.
Для открытия программы подготовки по профессии 21.01.2010 г. «Ремонтник горного оборудования» (электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования, слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования) 01.09.2017 г. привлечь средства работодателей на оснащение кабинетов, лабораторий и мастерских (инженерной графики, технической механики, метрологии, стандартизации и сертификации, электротехники и электроники, электроэнергетических систем транспортного электрооборудования, технической эксплуатации и обслуживания транспортного электрооборудования, слесарно-механические, электромонтажные, основ слесарных, сборочных и ремонтных работ технических измерений материаловедения технической графики электротехники) не менее семи млн рублей и заключение договоров на целевое обучение.
Для открытия программ профподготовки для взрослого населения по профессиям электромонтажник, электрослесарь с 1.09.2016 г. необходимо согласие предприятий на организацию практики.
Что такое «рабочая профессия»?
Под рабочей профессией понимается определенная трудовая деятельность, комплекс знаний и навыков, осваиваемых в учреждениях начального или среднего профессионального образования и, как правило, связанная с физическим трудом.
При подготовке таких работников больше времени уделяется практическому обучению в тесной связи с реальной работой. Именно то, что студенты и учащиеся еще во время обучения знакомятся с производственным процессом и участвуют в производстве продукции, обеспечивает им больше шансов успешного вступления на рынок труда и востребованность у работодателя.
С предложением рабочих профессий высокой квалификации на рынке труда действительно тяжело. Можно выделить несколько проблем, вызвавших подобное положение:
- Сложная ситуация на промышленных предприятиях (далекие от совершенства условия труда, низкая заработная плата, сокращения работников);
- Отсутствие информации о востребованных профессиях и специальностях для выпускников школ и их родителей;
- Отсутствие позитивного образа «Человек рабочей профессии».
Я – выпускник училища или лицея. Мой профессиональный рост
Выбор рабочей профессии сегодня чаще воспринимается как отсутствие выбора. А на самом деле это удачный старт для профессионального и карьерного роста.
Кто-то хочет весь свой профессиональный путь пройти на одном предприятии или заводе, на родном рабочем месте. А у амбициозных и динамичных молодых людей, первый шаг которых был в сторону профессионального училища или лицея, есть два основных варианта:
1. Постепенный карьерный рост. Нередко успешные руководители в сфере промышленности начинали свою карьеру с освоения рабочей профессии. Для карьерного роста значение имеют мастерство и навыки, а не уровень образования. Так, в вузах 100% образовательного процесса – теория, а обучение в профессиональном училище и лицее подразумевает 50% времени на практическую работу, что обеспечивает им большую ценность на рынке труда. Получив опыт работы, став мастером производства, работник может поступить в вуз. Такое обучение более эффективно, так как он знает свою специальность на практике.
2. Организация собственного дела или свободная занятость, опирающаяся на полученную профессию. Зная свое дело, выпускник может работать на себя: создать собственную организацию или же заняться выполнением заказов физических лиц. Например, парикмахер имеет возможность либо работать по найму, либо открыть свой салон, либо работать на дому; или штукатур-маляр также помимо трудоустройства по договору может организовать собственную строительную фирму или выполнять частные заказы. Подобные варианты существуют практически для всех рабочих профессий.
Какое будущее у рабочей профессии?
Без каких-либо подсчетов ясно, что, учитывая демографический спад, отсутствие симпатии школьников к рабочим профессиям и реализация заявленных инвестиционных проектов предстоящие годы будут вызывать серьезный дефицит в выпускниках профессиональных училищ.
Ведь главное быть лучшим в своем деле, чем бы вы ни занимались, и к какой категории работников бы ни относились. Согласитесь, что успех и ценность высококвалифицированного слесаря гораздо очевидней, чем посредственного бухгалтера.
Плюсы и минусы рабочей профессии
«-» состояние здоровья и проф. заболевания;
«-» возможность неблагоприятных условий труда;
«-» отсутствие престижа: поступление в училище и лицей пока что считается не лучшим направлением образовательного пути.
«+» больше шансов на трудоустройство: дефицит кадров определяет готовность работодателя брать на работу молодых специалистов без опыта работы, в то время выпускнику вуза зачастую наличия диплома недостаточно;
«+» высокий начальный уровень оплаты труда: на сегодняшний день оплата молодого слесаря может в разы превышать зарплату молодого юриста.
Таким образом, необходимо усвоить три факта о рабочей профессии:
- рабочая профессия – это востребовано: она жива, она развивается и совершенствуется. Развитие экономики Мотыгинского района идет путем, который без квалифицированных рабочих невозможен, следовательно, спрос на них растет;
- рабочая профессия – это престижно: рабочий класс медленно, но верно восстанавливает свой престиж. Условия и оплата их труда становятся все более достойными. И если такого почета рабочему человеку, как в советские годы, достичь пока не удалось, то тот факт, что это не лучше или хуже – а просто функционально другое начинают понимать все;
- рабочая профессия – это доходно: квалифицированный рабочий может обеспечить себе достойное существование. Из-за все возрастающего дефицита работодателю приходится заманивать и привлекать к себе работника. А заработная плата – один из главных факторов для любого человека, ищущего работу.
Мы с вами живем в Мотыгинском районе. Район промышленный. Много промышленных предприятий работает в районе: Горевский ГОК, Раздолинский филиал Группы Магнезит, прииск «Удерейский», «Полюс». Предприятия развиваются, нуждаются в квалифицированных рабочих. Их готовит Раздолинский филиал Енисейского техникума ПУ-103.
Профессиональное училище было основано в 1989 году на базе Северо-Ангарского рудника для подготовки рабочих кадров для предприятий района. Основная специальность – это водители категории «В» и «С».
В 1997 году открыли профессию для девочек – повар. С 2010 года в связи с введением федеральных государственных стандартов в училище обучают профессии автомеханик - это следующие квалификации: водитель категорий «В», «С», слесарь по ремонту автомобилей, оператор заправочных станций, а также профессии – повар-кондитер. Обучение идет на базе общего образования в течение трех лет. Эти профессии востребованы на рынке труда Мотыгинского района. Учащиеся имеют возможность получать профессии, с помощью которых можно заработать реальные деньги здесь, рядом с домом, с минимальными затратами.
Училище сотрудничает с промышленными предприятиями «Полюс», Раздолинским филиалом Группы Магнезит, «Прииском Удерейский».
С 20 октября два ученика находятся на практике в предприятии «Полюс», два человека - в Раздолинском филиале Группы Магнезит. Ребята работают в Центре семьи, в ООО «Энергия», районной больнице.
Благодарим руководителей за представленную нашим студентам возможность повышения профессиональных навыков.
Антонина Горюнова,
преподаватель
Ольга Лысянникова,
зав. Раздолинским филиалом
Енисейского многопрофильного техникума