Не могу не вспомнить поименно
Перейдя в среднюю школу, мы попрощались со своей первой учительницей - нашей «мамой» Екатериной Алексеевной Гончаренко, и окунулись в более взрослую жизнь.
Система обучения в средней школе значительно разнилась с тем, что мы опробовали в начальной школе. Прежде всего, это большая самостоятельность и ответственность. С чувством гордости и глубокой признательности я вспоминаю имена и фамилии учителей средней школы, через чьи руки мне пришлось пройти и познать школьные предметы. И юбилей Раздолинской средней школы – это еще один повод вспомнить не посторонних для меня людей. Простых граждан своей страны, которые добросовестно и честно выполняли свой долг.
Конечно, про каждого из них можно говорить и писать много и только положительное! Ни времени, ни места на бумаге бы не хватило. Но мне бы хотелось вспомнить всех, поименно. Пусть краткими штрихами моей памяти, но обязательно, всех! 5 класс. Первый классный руководитель 5 «в» класса – Виталий Абрамович Раченков, преподаватель истории древнего мира. Он, еще молодой человек, посвящал нас в перепетии древнейшего, но очень интересного периода развития человечества. От него я впервые узнал о Месопотамии и Древнем Египте. Трудновато ему было с ребятами, которые в силу ряда причин остались с нами, отстав от своих сверстников на год, а то и на два. Но его преданность предмету и «великовозрастным» ученикам ненавязчиво делала его их сторонниками.
Русский язык и литературу преподавал Юрий Сергеевич Курочкин (в ту пору молодой специалист). Его строгость и педантичность особенно бросались в глаза. Всегда подтянутый и аккуратный, строгий и требовательный. Борясь за наш каллиграфический почерк, безжалостно изымал у нас авторучки, заставляя писать только ручками с пером «звездочка» № 11! Но вот как он читал отрывок из «Слепого музыканта» В.Г. Короленко! Именно в тот момент я впервые в жизни узнал (на слух!) вкус настоящего жаркого.
В конце года эти предметы преподавала нам также молодой специалист Нина Дмитриевна Дмитриенко. Она же и стала нашим классным руководителем. Именно «с легкой руки» Нины Дмитриевны я на всю оставшуюся жизнь стал редактором стенгазет и боевых листков в школе, армии, институте, на работе и в быту.
Математике нас обучала Валентина Петровна Сычева – тоже молодой специалист. Очень веселый и жизнерадостный человек. Ее доброта не мешала нам осваивать, и довольно успешно, алгебру и геометрию.
География. С 5-го по 9 класс неизменным наставником была Надежда Максимовна Иванова. Расположение кабинета географии в другом здании уже определяло и статус предмета, и его значение. Многие из нас знали и помнили Надежду Максимовну как постоянного и строгого директора пионерского лагеря на Гребне, всегда знающего Все обо Всех.
Рисование и потом черчение - это для многих поколений Раздолинской школы, конечно же, Юрий Федорович Козырев. Начиная с брусочного и чертежного шрифтов, технического черчения и азов начертательной геометрии – это все он, Юрий Федорович! Но более всего, в нем подкупала простота общения. Он никогда не говорил сложностями. Его прозорливость (самовольное преподавание азов начертательной геометрии вместо истории искусства в 10 классе) обеспечила нам, будущим технарям, беззаботное прохождение этого предмета на первом курсе институтов. А ведь именно из-за «начерталки» многие молодые люди так и не смогли учиться в технических вузах. Сокурсники, глядя на наши успехи, удивлялись – откуда мы после средней школы это знаем и где мы учились?
Немецкий язык. Виктор Александрович Федоров – сама строгость и пунктуальность. Это так стимулировало и мотивировало нас к познанию иностранного языка! В 9-10 классах Виктор Александрович преподавал историю СССР и обществоведение.
Труд. Виктор Илларионович Мущинсий, а потом Андрей Карлович Бокк. Они так преподносили свой предмет, что мальчишки в свободное время выстраивались в очередь, чтобы поработать на токарном станке! Это и дисциплинировало нас, и давало практические навыки работы с инструментами и станками. Очень пригодилось!
Физкультура. Николай Константинович Кокоулин. Сказать, что он преподаватель физкультуры – значит, ничего не сказать. По насыщенности программу физической культуры в Раздолинской школе можно было сравнить с подготовкой и проведением малых олимпийских игр! Да, да! Причем, для каждого ученика. Помимо различных зачетов по легкой атлетике (бег, прыжки, толкание ядра, метание копья и гранаты), сдавались нормативы по спортивной гимнастике (брусья, кольца, перекладина, шест, канат, вольные упражнения), лыжным гонкам. Николай Константинович в единственном числе проводил школьные спортивные праздники. В них обязательное участие принимали все классы с 5-го по 11-й. Все без исключения ученики. В спортивной форме, под баян Николая Константиновича!
6-й класс. Классный руководитель Римма Васильевна Песегова. Римма Васильевна преподавала нам русский язык и литературу с 6-го класса до 3-й четверти 8-го. Вся рутинная работа по грамматике, фонетике русского языка и знакомство с классикой литературы – это все пришло к нам от Риммы Васильевны. Спокойная, уравновешенная, она чем-то напоминало мне Екатерину Алексеевну Гончаренко – мою первую учительницу. Историю до 8-го класса теперь нам преподавала Татьяна Ефимовна Шатыро. Именно Татьяна Ефимовна своей методикой запоминания исторических дат так подогревала интерес к предмету, что на ее летучках (10 минутный экспресс-опрос по датам) не было равнодушных.
Физика. С начала и до окончания школьной программы – это Гринюк Мария Степановна. Это один из немногих учителей, которого я никогда не видел «выведенным из себя» нашей повзрослевшей братией. Уроки физики всегда проходили интересно еще и потому, что в перерыве всегда можно было заглянуть в лабораторию (рядом с кабинетом), где всегда были ученики разных классов и всегда кто-то что-то мастерил, собирал, испытывал. Иногда Марию Степановну замещала Нина Митрофановна Белобородова. Так случилось, что именно Нина Митрофановна дала толчок моей логике мышления при решении задач по физике, за что ей огромное спасибо.
Ботанику и зоологию мы познавали от Августы Ивановны Тихоновой. Это был преподаватель, который всегда был на стороне ученика. Правило: ученик не может ничего не знать; даже если он чего-то не знает, значит, он что-то умеет - это от Августы Ивановны.
Химия. Неорганическую химию и биологию вела Александра Григорьевна Лазарева, молодой специалист. Очень скромный и добрый человек. И если химия была одним из любимых моих предметов и давалась мне легко, то биологию я старался не «проваливать» только благодаря Александре Григорьевне. А логика рассуждения при решении задач по химии, заложенная Александрой Григорьевной, пригодились и в институте, и на производстве.
8-й класс. В третьей четверти нашим классным руководителем стала Нина Андреевна Баширова, преподаватель русского языка и литературы. Как и свойственно молодым специалистам, она с завидной энергией начала нас готовить к экзаменам. Но это не мешало ей постоянно будоражить нас активной жизнью: с ней мы ходили в походы, постоянно готовились к смотрам художественной самодеятельности.
Историю преподавать стала Анна Григорьевна Безруких. Учебники истории, географии, отчасти, физики, я прочитывал в летние каникулы, как художественную литературу. Видимо, поэтому эти предметы мне легко давались в школе. При объяснении новой темы Анна Григорьевна, обычно стоя с указкой у нашего первого стола, делала паузы при названии очередной даты исторического события. Я же в это время потихоньку «подсказывал» ей эти даты. И это воспринималось как должное. Однажды я прослушал тему и не подсказал. Пауза Анны Григорьевны затянулась… А потом она, вполне серьезно высказала вслух, глядя на меня: «Ничего не учите!».
После окончания 8-го класса наш состав «в» класса почти полностью вошел в 9-й «б». Классным руководителем для нас стала Валентина Дмитриевна Пшеничникова, преподаватель русского языка и литературы, бессменный классный руководитель выходцев из «б» класса - добрейшей души человек! К сожалению, из-за болезни в конце 9-го класса Валентину Дмитриевну сменил новый учитель и наш последний классный руководитель – Людмила Петровна Громова, преподаватель математики. Валентину Дмитриевну сменила Мария Семеновна Потапова. Она преподавала литературу и, собственно, готовила нас к выпускным экзаменам. Именно после разбора моего сочинения с Марией Семеновной я почувствовал какую-то уверенность в написании сочинений, перестал их бояться.
Математика и астрономия – Анатолий Георгиевич Мыльников. Анатолий Георгиевич «влюбил» меня в астрономию. В 9-м классе я самостоятельно смастерил телескоп (причем, линзу объектива точил и шлифовал сам). До сих пор неравнодушен к небосклону и Млечному пути. До сих пор имею карту звездного неба с вырезом по 56 градусу северной широты! До сих пор безошибочно ориентируюсь в созвездиях!
Леонид Дмитриевич Моисеенко – преподаватель физкультуры в 9-10 классах. Леонид Дмитриевич запомнился добрым человеком, который не боялся доверять старшеклассникам спортивный инвентарь, спортивный зал и всегда поощрял инициативу и самостоятельность.
Людмила Петровна Громова – наш последний классный руководитель и преподаватель математики. Она приехала из Красноярска и в школе оказалась человеком новым. Ее свежий взгляд на устоявшееся мнение о нас и наших познаниях в математике стали для нас холодным душем перед окончанием школы. Уже потом, учась в вузе, я понял, что это была полезная для нас всех встряска. За короткий промежуток времени ей удалось направить нас в нужное русло, и это не стало лишним ни для кого из нас.
И еще о двух наших учителях, у которых мне не довелось учиться, но про которых я знал в то мое школьное время, хочется вспомнить. Лидия Павловна Лысянникова – бессменный клас-сный руководитель «акашников», преподаватель немецкого языка. Ее энергия передавалась всем окружающим. Постоянные подготовки к смотрам художественной самодеятельности и их проведение в школе – это, по большому счету, ее инициатива, организация и проведение.
Галина Григорьевна Чупова – преподаватель химии. Внешне строгая, с острым чувством юмора. Галина Григорьевна – первый классный руководитель Раздолинской школы, выпускники которого впервые в истории школы собрались в школе после ее окончания. Именно с ее первого выпуска начинается отсчет встреч выпускников Раздолинской средней школы. И вот уже много лет наши встречи не проходят без участия Галины Григорьевны и Лидии Павловны.
Вот так, посмотришь на вышеизложенное, освежишь свою память и приходишь к выводу: в такой хронологии событий я «лепился» моими учителями, как из пластилина, познавал окружающий мир, познавал законы природы и правила бытия, закалялся практикой жизни и стал таким как есть. Не больше, не меньше. Спасибо вам, дорогие мои учителя! И низкий поклон вам!
Виктор ТЯН,
выпускник Раздолинской средней школы 1970 года