В новый учебный год – с новыми задачами
Августовский педсовет - традиционное мероприятие, где мы обсуждаем результаты нашей деятельности и определяем основные векторы развития образования на территории района, изменения, которые ждет отрасль образования, с учетом современных требований к качеству и смысловому наполнению образовательного процесса.
Отправная точка
Одним из важных направлений деятельности образовательных организаций района в прошлом учебном году была установка на продолжение работы по развитию системы действенной помощи в профессиональном самоопределении учащихся.
Стоит отметить, что Мотыгинский район как никогда заинтересован в привлечении и воспитании профессиональных кадров разных уровней. Крупные добывающие предприятия района испытывают острый кадровый голод, не стоит забывать и о слабом развитии мелкого и среднего бизнеса. Таким образом, поставленная задача отвечает современным потребностям, определяющим развитие нашего района.
Для исполнения резолюции прошлого года следовало определить мероприятия по достижению поставленной цели.
Однако за прошедший учебный год проект сетевого районного профильного обучения реализовывался далеко не в полном объеме. Нужно обратить внимание, что школы с учетом потребностей учеников в течение учебного года оказывали помощь учащимся 9-11 классов в профессиональном самоопределении через разнообразные формы работы с детьми: классные часы, индивидуальные беседы, родительские собрания, круглые столы и анкетирования, участвовали в мероприятиях службы занятости населения по представлению вакансий и анализа востребованности профессий в районе.
Вот некоторые мероприятия, организованные образовательными учреждениями во исполнение этой задачи:
- показательные выступления перед выпускниками школ пп. Мотыгино и Раздолинска представителей Раздолинского филиала «Енисейского многопрофильного техникума»;
- деловая игра «Бизнес-план», проведенная Бельской школой совместно с библиотекой и Центром досуга с. Рыбного;
- учащиеся Кулаковской и Новоангарской школ совершили экскурсии на предприятия посёлка Новоангарска «Горевский ГОК» и «Новоангарский НОК»;
- учащиеся Южно-Енисейской школы - 3, 5, 6 классов посетили ППО-26;
- учащиеся Бельской ООШ (филиал Мотыгинская СОШ №1) посетили предприятия, работающие на территории п. Мотыгино, и провели встречи со специалистами работниками предприятий;
- организовано посещение предприятий воспитанниками детского сада «Ромашка» (п. Бельск), МУТП «Ангара», ИП Груздев (гаражный массив), Мотыгинского филиала ГП «Лесосибирск-Автодор» п. Мотыгино, Мотыгинской районной больницы, Мотыгинской школы № 1.
Во всех образовательных учреждениях оформлены стенды по профессиональному определению учащихся.
Сайты образовательных учреждений регулярно обновляются. Ведущие позиции по своевременному обновлению, ведению и информационному пространству занимает сайт Раздолинской СОШ.
В целом рано говорить о том, что мы уже получили какой-то значимый результат по этому направлению деятельности, однако с уверенностью можно сказать, что выбранный вектор развития отвечает потребностям района, и работа в этом направлении будет продолжена и активизирована.
Цель – повышение качества
Вторая задача - обеспечение положительной динамики в показателях результатов ЕГЭ по обязательным предметам посредством обеспечения получения качественного базового образования всеми учащимися.
Этот вопрос на протяжении трех лет оставался для системы образования района больной темой.
В ходе исполнения поставленной задачи были организованы консультативные занятия в образовательных учреждениях по обязательным предметам с делением учащихся на группы по уровню подготовленности.
В учебные планы включены дополнительные часы школьного компонента, факультативные занятия, направленные на подготовку учащихся по обязательным предметам в формате ЕГЭ.
Организовано применение метода интенсивного погружения в предмет во время школьных каникул (по математике, русскому языку) и по выбору учащихся, проведение консультаций, пробных экзаменов.
Отдельно стоит упомянуть и активное участие учеников района во всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Так, в течение 2015/2016 учебного года учащиеся района приняли участие в VII Всероссийском дистанционном конкурсе «Умка» - начальная школа (русский язык, математика, чтение), I Всероссийской метапредметной олимпиаде, международной дистанционной олимпиаде по информатике для 7-11 классов, «Олимпиаде по истории 5-11 классы», IX Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике, русскому языку для 9-11 классов «Вот задачка» и других конкурсах краевого российского и международного уровней.
Не первый год перед педагогическими коллективами стоит задача повышения качества математического образования, этот приоритет остается неизменным и крайне важным.
В ответ на современные запросы общества резолюцией педагогического совета 2015 года была предусмотрена разработка программы «Повышение качества математического образования», что в свою очередь предполагало целый комплекс мер по реализации.
Каждое образовательное учреждение Мотыгинского района разработало Программу повышения качества образования, составным элементом которой, в том числе, является программа «Повышение качества математического образования».
В настоящее время в связи с отсутствием специалистов не разработана программа по математическому образованию в Мотыгинской школе № 1, Южно-Енисейской, Партизанской, Машуковской школах.
Помимо отсутствия профильных специалистов острой проблемой является отсутствие технической возможности консультации с экспертами и участия в тематических вебинарах.
Отсутствие качественного интернет-соединения и слабое техническое оснащение не позволило в полной мере использовать наработки коллег из иных территорий Красноярского края в этой области.
Отдельного внимания заслуживает повышение профессиональной подготовки учителей-предметников. Так, на сентябрь 2016 года запланированы курсы повышения квалификации учителей математики «Подготовка к ЕГЭ. Основные вопросы». Кроме того, в предстоящем учебном году планируется усилить подготовку для учителей начальных классов по программе «Формирование предметных результатов освоения математики у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС».
Однако промедления, вызванные различными объективными факторами, в будущем могут помешать качественному развитию преподавания математических дисциплин в районе. Кроме того, государственная политика в этом направлении постепенно меняет акцент с только лишь математического образования в сторону политехнического, что еще раз подтверждает необходимость предельного внимания к проблеме повышения качества математического образования.
В дополнение к вышесказанному августовский педсовет обратил внимание на необходимость разработки модели углубленного изучения отдельных предметов, что в нынешних реалиях является необходимым для поддержания и повышения общего качества образования в районе.
Однако в течение 2015-2016 учебных годов сетевой районный проект профильного обучения не был реализован.
Индивидуальная работа
Стоит отметить, что школы, с учетом потребностей учащихся и кадровыми возможностями выбрали для себя наиболее удобный вариант - обучение по индивидуальным учебным планам.
В Раздолинской СОШ организовано обучение учащихся 10 класса по индивидуальному учебному плану с углубленным изучением истории, обществознания, физики. Организовано дистанционное обучение в заочной естественно-научной школе.
В Мотыгинской СОШ № 2 организована работа по индивидуальному учебному плану и углубленному изучению математики, биологии, русского языка и технологии.
В Мотыгинской СОШ № 1 составлен план дополнительных занятий для учащихся 10-11 классов по субботам и в послеурочное время на основании индивидуальных учебных планов учеников.
Разработано «Положение об углубленном изучении отдельных предметов в Бельской ООШ, филиале МСОШ № 1. За счет часов школьного компонента ведутся часы математики (5,9 классы) и русского языка (8,9 классы).
Углубленное изучение предметов осуществляется за счет внеурочной деятельности и погружения в предмет во время каникул в Рыбинской ООШ.
Разработана модель углубленного изучения отдельных предметов в Новоангарской СОШ. Введено углубленное изучение физики, биологии, математики, обществознания по индивидуальным учебным планам в 10 классе.
В Первомайской СОШ в каникулярное время были проведены интенсивные школы по математике, общество-знанию, русскому языку для учащихся 9,11 классов. Охват учащихся - 100%.
Пока остается неразработанной модель углубленного изучения отдельных предметов в Машуковской, Орджоникидзевской, Кирсантьевской, Партизанской, Южно-Енисейской школах.
В контексте углубленного изучения отдельных предметов сетевая модель видится наиболее подходящей, применение индивидуальных учебных планов в данном случае является не более чем полумерой, в связи с чем вопрос о разработке сетевого районного проекта профильного обучения остается актуальным.
Дополнительное образование
Особенно остро в свете смены политики государства в отношении дополнительного образования стоит во-прос о разработке новой модели дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом запроса потребителей, обеспечивающую доступность и качество образования ребенка.
С системой дополнительного образования сегодня связывают важные задачи обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.
В настоящий момент для системы дополнительного образования приоритетными являются три группы образовательных результатов.
Первая группа – универсальные компетентности, обеспечивающие эффективность большинства видов деятельности (самоорганизация, коммуникация, командная работа и так далее). Ключевым событием в работе с этими результатами является краевая компетентностная олимпиада.
Вторая группа новых образовательных результатов – это ряд личностных и метапредметных образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС. Ключевым инструментом в работе с ними является региональный проект интеграции общего и дополнительного образования «Реальное образование».
Третья группа новых образовательных результатов связана с формированием профессиональных и надпрофессиональных компетенций школьников – участников программ ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills.
В настоящее время на краевом уровне получена первая практика взаимодействия организаций профессионального и дополнительного образования: в рамках летней образовательной смены реализован совместный образовательный проект Канского технологического колледжа и Красноярского краевого Дворца пионеров по подготовке детей по компетенции «Электромонтажные работы».
В Мотыгинском районе в разработанной модели дополнительного образования задействованы клубы посёлков, Новоангарская художественная школа, Центр внешкольной работы, ДЮСШ, Межпоселенческая библиотечная система, драматический театр, краеведческий музей, Дворец пионеров и школьников г. Красноярска, Центр по работе с одаренными детьми г. Енисейска.
В течение 2015/2016 учебного года был организован выезд представителей образовательных учреждений и Управления образования в Свердловский район г. Красноярска на двухдневный семинар по теме «Развитие единого образовательного пространства, сценарии организации» и в г. Томск с целью повышения квалификации по теме «Новые модели современного образования».
С учетом специфики образовательной сети Мотыгинского района основной задачей для этого направления деятельности продолжает оставаться обеспечение поддержки и реализация действующих и новых проектов, дополнительных общеобразовательных программ, направленных на развитие творческих способностей детей, способствующих их социальной адаптации, личностному и профессиональному самоопределению.
Профессиональные стандарты
В связи с введением ФГОС для основного общего образования педагогическим советом было принято решение об обеспечении методического сопровождения педагогов.
Ключевым фактором обеспечения высокого уровня образовательных достижений учащихся является качество педагогических кадров, государство свои ожидания от современного учителя оформляет через профессиональный стандарт.
Задача перехода на профессиональный стандарт для педагогического сообщества Мотыгинского района осложняется имеющимися вакансиями и существенной долей педагогов пенсионного возраста.
Основная проблема заключается в том, что неаттестованные педагоги описывают собственную профессиональную деятельность, не связывая её с образовательными результатами учащихся, а воспитатели демонстрируют непонимание необходимости формирования развивающей образовательной среды для воспитанников.
Управлением образования Мотыгинского района за 2015-2016 учебный год предприняты меры для методического сопровождения педагогов в этом направлении.
Проведено 12 заседаний районного методического объединения учителей-предметников. На заседаниях учителей предметников и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе рассматривались вопросы сопровождения процессов реализации ФГОС основного общего образования, «Подготовка образовательных учреждений к реализации программы перехода к ФГОС основного общего образования», «Анализ состояния муниципальных фондов школьных библиотек».
Отдельное внимание уделялось курсам повышения квалификации— профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС, повышение квалификации педагогов через прохождение курсовой подготовки при Институте повышения квалификации для работы по ФГОС основного общего образования.
За 2015-2016 учебные годы прошли обучение 65 педагогов, из них из общеобразовательных учреждений – 54, дошкольных образовательных учреждений – 11.
В рамках вступающего в силу с 1 сентября 2016 года ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью прошло обучение 25 педагогов. Кроме того, дистанционно по различным темам прошли обучение еще 22 педагога. Не прошли курсы повышения квалификации в течение трех лет 26 педагогов.
Таким образом, основными приоритетами в сегменте общего образования остается работа с кадрами и обеспечение интеграции различных уровней образования, а именно:
- построение программ профессионального развития педагогов образовательных организаций на основе оценки квалификаций. Создание и реализация сетевых образовательных программ на основе интеграции ресурсов общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования, а также предприятий.
Продолжается работа по повышению социального статуса работников образования, повышению престижа педагогического образования и профессии педагога. В рамках этого процесса активизирована работа по выставлению наград, заслуг и достижений педагогов на школьных сайтах и в социальных сетях, прорабатывается повышение престижа профессии педагога через общешкольные родительские собрания и школьные линейки.
Аттестованы в прошедшем учебном году 36 педагогов, 15 педагогов повысили свою квалификацию.
В планах управления образования Мотыгинского района на 2016-2017 учебные годы - продолжить работу в этом направлении, сейчас рассматривается вопрос о создании совета ветеранов образовательной отрасли при управлении образования, кроме того, будет активизирована работа с профсоюзом учителей Мотыгинского района.
В новом учебном году – следующие задачи
Для системы дошкольного образования Мотыгинского района на 2016-2017 учебный год:
- разработать механизм взаимоэкспертизы образовательных программ дошкольного общего образования и реализуемых практик образовательных организаций. Эта задача продиктована необходимостью получения экспертных оценок на образовательные программы.
- Организовать передачу лучших практик организации образовательной среды в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Мы с вами проводим много работы по поддержанию наших зданий и территории в отличном состоянии. В некоторых учреждениях уже сейчас можно позаимствовать лучшие инфраструктурные решения, у кого-то есть реализованные технологические и организационные решения. Всё это должно быть обобщено в некоторый банк, а работа по тиражированию стать нашей общей задачей.
- Разработать и реализовать программу комплексного повышения квалификации и методического сопровождения специалистов, особенно молодых. Не новая для отрасли задача, она касается как педагогического, так и административно-хозяйственного персонала. Очень остро строит вопрос, например, с контрактными управляющими.
Для системы общего образования
- Организовать практику поддерживающего обучения в начальной школе. Она опробирована в образовательных организациях Красноярского края, необходимо перенять практику поддерживающего обучения школами Мотыгинского района.
- Оценить необходимость в создании безбарьерной среды в общеобразовательных организациях. Мы должны быть готовы к созданию безбарьерной среды, для этого вместе с управлением социальной защиты населения, службой строительства оценить целесообразность и затраты на создание таких условий для маломобильных групп населения.
- Определить базовые школы для организации обучения лиц с ОВЗ. Расчет число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из данных здравоохранения, социальной защиты, прогноза развития определить образовательные организации, условия в которых позволяют реализовать программы для обучающихся с ОВЗ.
- Образовательная сфера не стоит на месте, появляются новые концепции преподавания в разных предметных областях, нам просто необходимо учитывать в работе проекты и утвержденные концепции преподавания учебных предметов: география, обществознание, искусство, технология, физкультура. Принимать участие в формировании предложений и обсуждении на открытых площадках.
- Разработать программу мониторинга личностных результатов обучающихся. Пришло время, когда оценке подвергаются не только учебные результаты, поэтому нам необходимо иметь собственное представление о критериях оценивания личностных результатов, с учётом сложившейся российской практики.
Проект специализированных классов стал локомотивом применения лучших практик в общем образовании. Более 75 классов открыто в городских школах Красноярского края. Нам просто необходимо разработать проект специализированного класса в сотрудничестве с предприятиями района и учреждениями профессионального образования. Нам необходимы такие классы, инженерно-технологического и естественно-научного направления.
Для полноценной реализации требований ФГОС нам необходимо привлекать ресурсы смежных отраслей, для чего необходимо осуществить кооперацию с учреждениями культуры, спорта, молодежной политики.
Мы готовы дополнительно профинансировать лучшие образовательных программы общеобразовательных организаций, отобранные по конкурсу. Пока видится, что на реализацию таких программ образовательной организации может быть выделено дополнительно до 1 миллиона рублей.
Для системы дополнительного образования
Движение молодых профессионалов набирает обороты у нас в стране и в Красноярском крае. Нам нужно определить ключевые компетенции Junior skills и осуществить подготовку школьников по этим направлениям в рамках дополнительного образования. Вполне возможно, что такими компетенциями могут стать «лабораторный и химический анализ», «мультикоптерные системы», «робототехника».
Некоторые из наших вакансий открыты не один десяток лет. Нам необходимо наладить работу по привлечению молодых педагогов для заполнения долгосрочных вакансий, уже сейчас мы готовим соглашения с педагогическим университетом, на очереди Сибирский федеральный университет.
Провести инвентаризацию зданий и материальных ценностей, выявить потребность в модернизации, уже в этом году будет составлен план капитальных ремонтов наших учреждений, кроме того, очевидна необходимость модернизации учебного оборудования.
Разработать и реализовать программу воспитательной работы в Мотыгин-ском районе. Это рекомендация краевого педагогического совета, отражающая требования «Комплекса мер по развитию воспитательной компоненты» и реализации стратегии развития воспитания.
Очень остро встает вопрос о месте и назначении современной сельской школы. Есть предложение организовать форум сельских школ в 2016-2017 учебных годах на территории Мотыгинского района для обсуждения вопросов, волнующих прежде всего педагогическую аудиторию сельских территорий.
Организовать принятие нормативов ГТО на территории Мотыгинского района. Крайне важная задача - когда за успешную сдачу нормативов можно получить прибавку к баллам при поступлении в высшие учебные заведения. Данный вопрос уже находится в проработке нашей спортивной школы.
Уважаемые коллеги!
Я искренне надеюсь, что наступающий учебный год будет для нас продуктивным и полным новых решений. Желаю вам достичь новых успехов и результатов, в полной мере раскрыть свой потенциал и не забывать о том, что главным результатом нашего труда является счастье и успешность наших детей.
Семен ДЕНИСОВ,
руководитель МКУ «Управление
образования Мотыгинского района»