В гости к нам пришла потешка
«Кто много читает,
тот много знает».
В наш компьютерный век и век различных инновационных технологий ослабевает интерес к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека.
Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней, поскольку книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования педагог осуществляет проектную деятельность, исходя из актуальности данной проблемы, а это - ослабевающий интерес к художественной литературе.
Мною был разработан и реализовывается проект «Моя книжка-малышка», целью которого является развитие у детей дошкольного возраста интереса к художественной литературе и формирование речевых умений. Проект охватывает все образовательные области, которые ориентированы на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивающим комплексный подход в личностном развитии каждого ребенка.
9 ноября в детском саду «Чайка» п. Мотыгино в рамках реализации проекта проходило развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гости к нам пришла потешка», где дети соприкоснулись с устным жанром народного творчества – потешкой, которая является неотъемлемой частью художественной литературы. Ребята рассказывали потешки, играли на музыкальных инструментах, пели веселые частушки и водили хороводы под русские народные мелодии, играли в подвижные игры. Оформление зала в стиле русской старинной избы, русско-народные костюмы детей, присутствие домового Кузи, а также хозяйки праздника, бабушки Маруси, позволило создать атмосферу домашнего тепла и уюта. Бабушка Маруся познакомила детей с истоками народного творчества. Ну, а сюрпризным моментом стало угощение от бабушки - это свежеиспеченные булочки с ароматным чайком.
Все остались довольны!
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Родители, помните: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще является слушателем!
Виталина ВАЛГИНА,
учитель-логопед МБДОУ «Чайка»