А не познать ли нам БАЛЕТ?!
На протяжении долгих лет каждый год в России посвящается определенной теме, событию, дате. И так как эта тема напрямую влияет на социальную и общественную жизнь в нашей стране, то к выбору подходят тщательно и вдумчиво.
Мы должны знать и помнить про определенные вехи развития страны, исторические даты, важнейшие и актуальные вопросы в истории России. И жизнь в течение года под знаком того или иного события помогает лучше понять, больше узнать про это событие.
Особенно восторженно граждане РФ воспринимают годы, приуроченные к событиям из сферы искусства, поэтому в России с таким размахом празднуют юбилеи великих композиторов, поэтов, художников и писателей. В рамках торжественных мероприятий во всех крупных городах организуются фестивали и выставки, которые помогают всем желающим приобщиться к прекрасному.
2018 год не стал исключением из этого правила – новый календарный период пройдет в России под покровительством музы Терпсихоры - богини танцев, и будет в культуре посвящен искусству балетного танца.
Кроме того, Россия будет отмечать 200-летний юбилей со дня рождения одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы Мариуса Петипа, который внес неоценимую лепту в дело прославления российской балетной хореографии во всем мире.
В рамках мероприятия, посвящённого балету, преподаватели Новоангарской детской художественной школы Наталья Анатольевна Алишевская и Екатерина Андреевна Братищева и преподаватели детской музыкальной школы Наталья Павловна Концевая и Павел Сергеевич Ретунцев объединились и провели классный час для своих учеников.
Объединённое мероприятие открыли преподаватели музыкальной школы. Наталья Павловна рассказала о зарождении балета. Официальной родиной балета принято считать Италию XV века, но началом балетной эпохи считается 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое считается первым балетом – «Комедийный балет королевы». Представления включали в себя не только танцы, но и конные сражения и битвы, разговоры и элементы драмы, из-за этого балет длился на протяжении 5-6 часов.
Павел Сергеевич рассказал ученикам о самых известных представителях балета. Это была Мари Анн Камарго –
известна как реформатор балетного танца. Первая из женщин стала исполнять кабриоли и антраша, которые считались принадлежностью техники исключительно мужского танца. Укоротила юбки, чтобы иметь возможность свободнее двигаться, практиковала танец без панталон. Учащиеся школ узнали также о русских артистах балетного танца. Ими были Анна Павлова -
русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 годах, одна из величайших балерин XX века. Вера Фокина, Майя Плисецкая – выдающиеся советские балерины с мировым именем. Ольга Преображенская - русская балерина и педагог, прима-балерина Мариинского театра в 1902-1920 годах. Галина Уланова - советская артистка балета, балетмейстер и педагог. Прима-балерина Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова и Государственного академического Большого театра СССР, балетмейстер-репетитор Большого театра России.
Следующий представитель открыл первую в России школу балетного танца – «Танцевальная Ея Императорского Величества школу», обучение в которой было бесплатным. Имя открывателя было Жан Батист Ланде.
Преподаватель художественной школы Н.А. Алишевская рассказала о художниках, которые изображали балет на своих полотнах. Самый известный представитель, связанный с этой темой - французский художник Эдгар Дега (1834-1917 гг.). Тема балета, образы балерин были одним из главных предметов творчества французского художника. При этом Дега сумел воплотить не только изящество и грацию движений, игру света на телах, но и изнурительный ежедневный труд, постоянную усталость и боль. Самые из известных его полотен - «Голубые танцовщицы», «Балетная комната» и «Две танцовщицы». Но и в России были свои представители известных художников, одним из них был Валентин Серов (1865 – 1911 гг.). Известна его афиша к балету «Сильфида» с изображением Анны Павловой.
Афиши были изготовлены в полный рост и произвели настоящий фурор во время показа «Русских сезонов» во Франции. Поговаривали, что портрет Анны Павловой вызвал даже больше обсуждений и отзывов, чем сама балерина. Плакат принес славу как его автору, так и танцовщице, прославив её далеко за пределами страны и наградив почетным званием «танцующий бриллиант». Наталья Анатольевна рассказала о представителе современного искусства, белорусском художнике - Леониде Афремове. Его технику живописи невозможно ни с кем спутать. Автор для творчества использует ножик для смешивания красок (мастихин) и масляные краски.
Заключением познавательного классного часа стало выступление Виктории Ивковой, ученицы музыкальной школы. На фортепиано Виктория сыграла два произведения из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (вступление) и «Танец маленьких лебедей».
Екатерина БРАТИЩЕВА
п. Первомайск