Игры чудесное искусство
Деятельность педагога детской музыкальной школы по воспитанию юных дарований сложна и многогранна. В ней можно различать две взаимосвязанные стороны. Одна из них – передача преподавателем ученику своих знаний, умений, приемов исполнительского мастерства, своего отношения к искусству, а другая – раскрытие, выявление и взращивание лучших задатков, заложенных в ученике.
Достигнуть и того, и другого невозможно без индивидуального подхода к каждому ребенку, в результате которого можно выявить и раскрыть одаренность юного музыканта. На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, одаренности — актуальнейшая задача любой школы и, в первую очередь, музыкальной.
Из года в год ДМШ п. Мотыгино гостеприимно открывает двери для талантливых детей, стремящихся познать, что же такое музыкальное искусство, и научиться проявлять себя как художника в широком смысле этого слова. Для преподавателя с приходом каждого нового ученика встает вопрос: каковы способности этого ребенка, как их развить? Насколько он одарен?
Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает «особо благоприятные внутренние предпосылки развития». Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренность – это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности.
Опытный педагог знает, что детская одаренность – явление неустойчивое, нестабильное, нуждающееся в грамотном психолого-педагогическом сопровождении и поддержке. Глубоко изучая ученика, педагог обязан справедливо оценивать стороны его личности, его отношение к музыке, склонности и намерения, уметь вовремя поддержать, направить, вдохновить… В чутком отношении педагога к исполнению ученика – залог дальнейших творческих достижений. Итак, работа с одаренными детьми – сложный, но увлекательный процесс!
Аня Нагайцева обучается в музыкальной школе п. Мотыгино седьмой год. Желание заниматься музыкой проявилось у нее в раннем возрасте, и Аня сама настояла на том, чтобы пойти учиться в школу. Конечно, большую роль в этом оказало положительное влияние родителей. Аня выросла в музыкальной семье, в атмосфере постоянного внимания к ее воспитанию со стороны мамы – Маргариты Николаевны и отца – Алексея Борисовича, за что им огромное спасибо. Помощь родителей в художественном воспитании детей в наше время неоценима. Кто, если не родители, вовремя направят ребенка, подскажут выход из ситуации, утешат или вразумят?
Первым ее педагогом, поддержавшим и развившим интерес к музыке, была И. В. Скурихина, затем Аня перешла в мой класс. Она исполняла различные произведения, переходя от более легких к более сложным. И вот – первая удача! На внутришкольном конкурсе Аня получает Гран-при за лучшие результаты выступления. Все члены жюри поставили ей высший балл – оценку 10! В своем выступлении Аня проявила бойцовские качества, сыграв смело, ярко, показала возросший технический и художественный уровень: она научилась играть быстро, выразительно, вдохновенно.
Первый успех подвигнул нас на дальнейшую ежедневную работу по совершенствованию умений и навыков. Пианиста в работе можно сравнить со спортсменом – он так же должен отрабатывать «удары», «растяжки», «прыжки», играя положенное количество раз по времени и постоянно контролируя свои ощущения. Если слишком напрягать руки, можно их «переиграть» и получить травму…
Из года в год Аня занимает первые места на наших внутришкольных конкурсах, что говорит о ее профессиональном росте.
Отдельная тема - подготовка к серьезным конкурсам, таким, как межрегиональные. Она включает много этапов, очень важный из которых – занятия с куратором, пианисткой Инной Вячеславовной Силиной, преподавателем красноярского колледжа искусств. Инна Вячеславовна отдала много сил занятиям с Аней, в результате которых шлифовалось исполнительское мастерство. Мы ездили к ней не один год, и польза этих занятий огромна!
Конкурс – это настоящее испытание для участника. Нужно собрать волю, смело выйти на огромную сцену перед жюри, в котором лучшие пианисты-педагоги России, и достойно выступить!
В 2008 г. Аня была участницей конкурса пианистов им. Н. Л. Тулуниной – пианиста-педагога г. Красноярска. Пианисты из Мотыгино впервые принимали участие в фортепианном конкурсе такого уровня. Много было переживаний и интересных впечатлений. Совершенная игра детей-конкурсантов удивляла и поражала. Столько было услышано чудесной, «взрослой» по содержанию, музыки, выходящей из-под детских пальцев! Аня собралась с духом и выступила вполне успешно. Ею было получено «Благодарственное письмо за успешное исполнение», что соответствует 4-6-му месту по баллам. Она исполнила три произведения, разных по стилю и характеру, два – виртуозных: инвенцию И. С. Баха и этюд К. Черни, третье произведение было лирическим.
В 2009 г. Аня приняла участие в межрегиональном конкурсе юных пианистов в г. Минусинске, где выступила со сложной программой – она исполнила сонату В. А. Моцарта си-бемоль мажор и ноктюрн Ф. Шопена до-диез минор. Несомненно, выезд на конкурс благоприятно повлиял на профессиональное развитие Ани как пианистки. Конечно, музыкальное воспитание детей не должно быть направлено только на подготовку к конкурсам. Главное – самореализация ребенка как творческой личности, его всестороннее развитие, формирование эмоциональной сферы, где он познает красоту мира и себя в нем. Я думаю, Аня навсегда запомнит детские годы, проведенные в общении с музыкой, а мы запомним ее как интересного, темпераментного, тонко чувствующего исполнителя! Но мы еще не прощаемся, так как планируем в 2012 г. принять участие в очередном конкурсе пианистов в г. Красноярске.
С появлением каждого нового одаренного ученика выполняется основная задача музыкальной школы – воспитание культурных, интеллектуально и эмоционально развитых молодых людей, умеющих применять свои способности в любой области деятельности, знающих мировое классическое наследие и сохраняющих духовный потенциал народа – нашего достойного будущего!
Наталья НАГАЙЦЕВА,
преподаватель ДМШ,
заведующая МО фортепиано