«Во всем мне хочется дойти до самой сути…».
«Я люблю жизнь и доволен ею, и не нуждаюсь в её дополнительной красоте», - писал Борис Пастернак в своем очерке «Люди и поколения». Ему не нужны были ни выставки, ни витрины – «быть знаменитым некрасиво». Он ценил тайну человеческой жизни, тайну каждого ее мгновения. Многим казалось, что у него особые глаза, которые видят невидимое, неприметное, обыденное.
Борис Пастернак родился в Москве 29 января 1890 года по старому, 10 февраля по новому стилю в семье художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Кауфман.
В доме Пастернаков постоянно гостили художники и музыканты, элита общества того времени: знаменитые художники Левитан, Врубель, Серов, Васнецов и другие.
Семья Пастернаков жила с одной стороны бурной творческой жизнью, а с другой стороны в семье царила гармония, мир и доброжелательные отношения.
К 20 годам молодой Борис Пастернак все еще не знал, к чему себя приложить. Душа тянется к музыке, но собственные способности не устраивают его самого. Он хочет от себя большего и недоволен тем, что есть.
Весной 1908 года Пастернак успешно сдал гимназические экзамены, получил золотую медаль и поступил в Московский университет на юридический факультет. Но вскоре, поняв, что юрист из него не получится, переходит на историко-филологический факультет.
Споры с отцом, который был недоволен метанием неопредилившегося сына; неудачная и безответная первая любовь. Одним словом, полоса… Но именно на ней окажется первый верстовой столбик – стихотворение «Февраль», которое Пастернак всегда считал началом своего творческого пути и которое открывало все его книги избранной лирики:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит…
Но эта полоса завершается отъездом в Марбург на летний семестр по философии.
В 1914 году вышел его первый сборник стихов. Молодой автор с восторгом пустился в путешествие по различным поэтическим группам со своим другом поэтом Асеевым. Они были заворожены стихами Маяковского. Богема притягивала молодого поэта, литературные баталии казались важнее всего. Вот только отец, Леонид Осипович, не считал это увлечение серьезным и ссорился с сыном.
Предложили работу на Урале, и Пастернак уезжает. Объездил почти всю горнозаводскую зону: Пермь, Тихие Горы, Златоуст, Екатеринбург. Это отзовется в его творчестве, с Урала он привезет свою первую крупную повесть «Детство Люверс».
В Пастернаке не было ничего революционного, гнавшего на улицы. В отличие от Блока он не чувствовал ничего мистического, рокового в революционной музыке. Но отношение к революции все же будет очерчено в его поэмах «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт»:
Как непомерна разница
Меж именем и вещью!
Зачем Россия красится
Так ясно и зловеще!
Это непомерная разница стала причиной многих трагедий. Поэт пока этого не видит – он влюблен, вот-вот свадьба. Он обожает невесту Евгению Владимировну Лурье. И все это на фоне службы в Комиссии по культурным ценностям, работа над переводами (это было главным источником доходов), возделыванием огорода (чтобы было чем кормиться), продажи книг из своей библиотеки – на хлеб.
Крупные мазки на этом полотне – выселение отца из квартиры и мастерской, обострение болезни сердца у матери. Родители решают уехать на лечение, дожидались получения визы – новый 1922 год встречали уже в Берлине. Сын лишь изредка навещал родителей, оставшись в России.
В 1920-1930 годы Пастернак много работал, писал «Девятьсот пятый год», «Лейтенанта Шмидта», «Охранную грамоту». Но в это время слишком многое не складывалось, слишком много предвещало зловещие события. Разладились отношения с Маяковским и Асеевым. Личная жизнь не приносила счастья, даже несмотря на рождение сына Евгения.
Между тем в стране начинались аресты. Весной 1934 года арестовали О. Мандельштама. Пастернак обратился к Бухарину, а уже через несколько дней ему звонил Сталин и говорил о широкой известности «Крамольных стихов».
В 1939 году арестован Мейерхольд. Один за другим умирают родители. Умирает и Марина Цветаева, с которой они некогда были близки. Пастернак как бы жил среди смерти. Его спасает только работа – перевод шекспировского «Гамлета». Работал он над переводом даже с каким-то остервенением: «Я бы без этого сошел с ума…».
В 1941 году вместе с другими писателями поэт эвакуируется в Чистополь. Здесь он переводит «Ромео и Джульетту». А летом 1943 года уже читает свои стихи на фронте.
Там в неистовстве наитья
Пела буря с двух сторон.
Ветер вам свистел в прикрытье:
Ты от пуль заворожен…
Еще накануне войны Пастернак мечтал «написать что-нибудь стоящее, … большое, питательное». Началась большая работа над романом «Доктор Живаго». В романе проза становилась поэзией, поэзия как бы обытовляется, быт поэтизировался.
Полета вольное упорство,
И образ мира в слове явленный,
И творчество, и чудотворство…
Роман завершен в конце 1955 года, вышел впервые в Италии. А в октябре 1958 года Пастернаку присуждена «капиталистическая» Нобелевская премия «за выдающиеся заслуги в современной литературной поэзии и в области великой русской прозы». И ничего иного, как «общественной кампании», травли Пастернаку ожидать не приходилось. Он отказался от премии, чтобы остаться в России. Очень велико было давление «общественности», поэт вынужден был отправить в Стокгольм телеграмму: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ».
Но отказ этот не облегчил его положение, этого словно не заметили, прессинг продолжался, предлагали даже выслать писателя из страны. Через два года Пастернака не стало.
Прошли годы. И только в конце 1989 года в музее изобразительных искусств, в близком соседстве от дома, в котором жил поэт, открылась выставка «Мир Пастернака». Посол Швеции привез на выставку диплом лауреата Нобелевской премии. А сын поэта был приглашен на прием в Шведскую академию для торжественного вручения ему медали отца.
Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и по прошествии 31 года вручила медаль его сыну.
В центральной библиотеке вы можете познакомиться с творчеством писателя-юбиляра, лауреатом Нобелевской премии Бориса Пастернака. На абонементе библиотеки к 125-летию писателя и поэта открыта выставка «Портрет Бориса Пастернака»
Во всем мне хочется
Дойти до самой сути…
Приглашаем читателей на выставку с 8 до 18.30 часов с понедельника по пятницу и с 11 до 18 часов – в воскресенье.
Людмила ЛИНЧЕВСКАЯ,
библиотекарь МЦБ