Лекарство от неуспеха
Оксана Геннадьевна ЛОМАКОВСКАЯ родилась и выросла в пос. Орджоникидзе. После окончания школы она поступила в Красноярский педагогический колледж № 2, в котором освоила специальность «социальная работа с семьей».
О. Г. Ломаковская окончила колледж с отличием, приехала на работу в родную школу, занималась воспитательной работой с детьми.
Оксана Геннадьевна совмещала работу с заочной учебой в Бийском педагогическом университете (республика Алтай). Там у нее остались друзья, не теряется связь с теми преподавателями, с которыми О. Г. Ломаковская изучала особенности коррекции детских проблем с помощью тестопластики.
Она 11 лет работает педагогом дополнительного образования. После того, как получила диплом педагога-психолога, также продолжает работать по специальности в Орджоникидзевской школе, занимается творчеством.
В ЭТОМ ГОДУ О. Г. Ломаковская включена в число победителей Словацкой недели искусств 2010 года. В Международном конкурсе декоративно-прикладного искусства в номинации «Декоративное панно» она заняла 2 место (работа «Пляс»). Согласитесь, не каждый день таких результатов добиваются наши земляки! Поэтому ваш покорный слуга был рад возможности отправиться в пос. Орджоникидзе и задать Оксане Геннадьевне несколько вопросов:
- Оксана, когда вы начали заниматься тестопластикой?
- Еще в школе, начиная с 9 класса. Прочитала в каком-то издании, что у славян было принято дарить друг другу на весенние праздники фигурки из соленого теста. Там же был предложен небольшой рецепт. Приготовила специальное тесто, изготовила сувениры, которые потом раздарила друзьям и знакомым. С тех пор всегда что-то делаю из теста.
- А когда пришла идея использовать свое творческое увлечение в работе с детьми?
- Это было в течение первых трех лет моей работы. Когда работала вожатой в школе, вместе с детьми начала заниматься тестопластикой, затем в педагогическом университете пришла идея использовать это средство в профессиональной работе психолога.
Мы создавали с детьми коллективные работы, которые затем выставляли в Центре подростков, например, к праздникам 1 и 9 Мая. Первая совместная работа – это картина «Солдаты на привале».
Вообще с детьми у нас много работ. В основном мы выставляем плоды своего труда в местной библиотеке. С 4 ноября в СКЦ в пос. Мотыгино работает выставка, гдеможно посмотреть работы детей, которые занимаются в студии «Озарение», работы моей мамы и моей дочери.
- Для вас было открытием то, что тестопластику можно успешно использовать в педагогической работе?
- Эту особенность я заметила только в процессе работы. Приходили заниматься дети, у которых успехов в учебе было очень мало. Но они тянулись к этому, в принципе, очень доступному творческому труду, который только на первый взгляд кажется простым.
Работая вместе со мной, дети создают настоящие шедевры, от которых все окружающие приходят в восторг. Получается интересная ситуация: ребенок, у которого нет никакого «статуса» в классе, самостоятельно добивается результата, и этот результат удивляет многих.
Важно то, что работа, изначально доступная и интересная ребенку, дает ему возможность вырасти в глазах окружающих.
Уже потом, когда я стала учиться в педагогическом университете, поняла, что нужно изучать этот феномен. Все мои курсовые и дипломные исследования посвящены разработке этой темы, которая заинтересовала преподавателей факультета.
Со временем была создана специальная программа. Но сначала мне пришлось, проанализировав научные и статистические данные, доказать, что коррекция эмоциональной сферы младших школьников с помощью средств пластических материалов может быть очень эффективна на практике.
- Когда были созданы самые известные и популярные ваши работы?
- Момент, когда наступил пик моей творческой работы, пришелся на тот период, когда я воспитывала дочь и три года не работала в школе. В это время я смогла создать несколько масштабных творческих работ. Это были именно картины, а не просто удачный практический опыт.
Теперь, когда у меня достаточно большая нагрузка, все мои картины – это, в основном, только вариации на разработанные тогда темы. Например, моя работа «Пляс», которая «взяла» номинацию на международном конкурсе, – это продолжение старых разработок, эскизов и идей, родившихся именно в этот период.
- Как формируются творческие идеи?
- Наверное, это предыстория моего увлечения психологией. Я пытаюсь понять эмоции и чувства человека. Все мои работы – сюжетные, они связаны с деревенским бытом. Например, суть моей картины «Пляс» - творческая попытка передать состояние, когда поет душа и хочется плясать.
Люди пляшут при любых условиях: бросили все свои дела, уронили ведро с яблоками, и им все равно, что на них все вытаращили глаза, и что завтра скажут, будто они что-то не то делали. Они захвачены ощущением пляса, это состояние их души в настоящий момент.
Есть еще одна удачная работа – это картина «Песня». На ней изображены девушки, которые, сидя под яблоней, самозабвенно поют. Эти девушки собрали яблоки и присели отдохнуть. У каждой из них «поет душа», а девочка-малышка их слушает.
Какую работу ни возьми – всегда получается, что это наблюдение за жизнью в деревне: как люди смотрят друг на друга, что они чувствуют, и так далее.
- Насколько трудно отразить эти идеи в картине, ведь состояние души в жизни (такое, как пляс, песня) очень краткосрочно. Вам приходится жить этим?
- Да, их приходится переживать вновь и вновь. Сейчас у меня это не получается, потому что у меня другие переживания, которые связаны с работой, и т.п. Теперь для того, чтобы создать картину, нужно долго вглядываться в наброски, «ловить» отголоски прежних чувств.
Вообще, если переживаешь какое-то сильное чувство, то все остальное ты отодвинешь на задний план. А когда начнешь выражать свои ощущения в творчестве, то ничем другим просто не сможешь заняться.
Например, когда дочери было только шесть месяцев, я лепила за столом, а она сидела рядом на большом стуле и вместе со мной собирала кусочки из теста. Таким способом выходили из положения, потому что сильно хотелось что-то сделать. Так всегда происходит, когда находишься под впечатлением.
- Детям трудно передать свое творческое желание что-то сделать?
- Нет, детям это дано от природы. И потом, дети тянутся за личностью: если у тебя в глазах огонь и ты «болеешь» своим делом, следом за тобой обязательно пойдет много ребят, которые готовы вместе с тобой твои чувства пережить.
Есть и другие педагоги, к которым тянутся дети, потому что, наверное, невозможно пройти мимо, если человек действительно любит свое дело. И атмосфера вокруг увлеченной личности какая-то особенная…
- Есть какие-то особо яркие достижения детей за годы совместной работы?
- Пластикой, как направлением, я занимаюсь около шести лет. Программа работы кружка рассчитана на три года, и первый выпуск был три года назад. Выпускники кружка находятся еще в стенах школы, и у них многое еще впереди.
В прошлом году, например, Леша Титов - участник конкурса «ученик года» - был особо отмечен жюри за то, что представил работу из пластилина и завоевал симпатии зрителей.
Также на кружке мы работаем витражными красками по стеклу, в поселковой библиотеке есть выставка этих работ.
- Кроме творческой и педагогической работы какие еще у вас цели?
- Все-таки основной мой интерес – это сам процесс работы с детьми, сам процесс лепки. Например, в прошлом году перед Новым годом мне очень хотелось сделать серию работ «Тигры». Вот я и сделала несколько разных картин на «тигриную» тему: о воспитании, о чувствах и т.д. Эти картины подарены гостям.
Что касается участия в конкурсах, то здесь главная проблема – как представить тестопластику на конкурсе. Обычно нет таких номинаций, в которых эти работы могут принять участие. Еще одна трудность – как доставить картины на выставку или конкурс, так как они очень хрупкие.
А вообще, основная моя цель – это на уровне поселка создать такую атмосферу, чтобы дети проводили свой досуг не праздно, а занялись чем-то полезным и одновременно для них простым и доступным. У нас есть и семейные мастер–классы. Например, в декабре мы всегда проводим «Школу новогоднего настроения». В поселке проходят конкурсы семейного творчества: собираются семьи, участвуют в «конкурсах сувениров».
Бывают, что и мамы тянутся за детьми. Они приходят к нам в студию и учатся у детей, как, например, сделать «новогодний сувенир». Мамы, у которых есть свободное время и потребность в том, чтобы предпринять попытку проявить себя в творчестве, добро пожаловать к нам! Это и есть мои цели.
- Как удалось проявить себя на международном конкурсе?
- Это дело случая. У моей алтайской приятельницы дочь – художник, которая регулярно участвует в конкурсе «Словацкая неделя искусств». Они обратили внимание, что в этом году появилась номинация «декоративно-прикладное искусство», и сообщили мне об этом. Тогда я решила попробовать принять участие в этом конкурсе. Родина конкурса – Словакия, он проходил в Братиславе с 14 по 21 июня. В рамках этой Недели были разные конкурсы: живописи, графики, скульптуры и др. В том числе состоялся и конкурс работ, относящихся к декоративно-прикладному искусству.
Подала документы на конкурс и репродукцию своей работы «Пляс». Какие еще мотивы? Сейчас в педагогической работе нужно как-то себя проявлять. Это необходимо и для аттестации, поэтому даже сам факт участия в конкурсе стал для меня уже каким-то достижением. Результат получился чуть больше, чем я ожидала.
Скоро в Европе будет выпущен каталог «Новые лица в искусстве», в котором будут представлены работы участников конкурса, в том числе и моя.
- Успех педагога отражается на детях?
- Я как психолог скажу: когда ребенок приходит в школу, взрослые со временем его оценивают, они условно определяют его уровень. Природная потребность работать на положительный результат есть у каждого ребенка.
Но эта потребность не реализована у неуспешных в учебе детей. Однако она есть! Поэтому такие дети тянутся к другим делам, в том числе и к тем, которые могу предложить им я как педагог дополнительного образования.
Однажды я задала себе вопрос: почему это происходит? Оказывается, каждый ребенок нуждается в ситуации успеха. Когда у него, например, получается хорошая работа, сначала удивятся окружающие его ребята, затем родители дома, потом учительница обратит внимание, и так далее. Эта ситуация успеха для ребенка – как таблетка, как лекарство от состояния хронической неуспешности.
Поэтому в моей работе, в конечном итоге, важен не какой-либо созданный шедевр, не участие в каком-то конкурсе, а то, что ребенок, впервые почувствовавший желание что-то сделать, сначала получает определенные возможности, а потом и добивается конкретного результата. Внутренний рост каждого ребенка – вот мой главный успех, а не успех в каком-либо конкурсе.
- Дети затем становятся чуть успешней в учебе?
- Это и есть основная цель коррекционной программы: нужно, чтобы на детей другим взглядом посмотрел его учитель, глубже понял потенциал ребенка, нашел в своей работе другой к нему подход.
- Ваши педагогические и творческие планы.
- Я не амбициозный человек по своей сути. Я просто хочу работать, использовать свои возможности как в работе с детьми, так и в своем творчестве. Я хочу, чтобы этот процесс не останавливался.
Моя мечта – собственный кабинет, в котором я могла бы работать с ребятами и как педагог, и как психолог, потому что в принципе все это одно целое. Я хочу, чтобы у нас было свое «царство», «сказка», была создана своя, особая атмосфера. Это вывело бы нас на новый уровень.
Борис ШАКУРОВ.
Фото автора.