Моя профессия - школьный библиотекарь
Год литературы поставил перед российским обществом задачу: вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего.
Сцена из далёкого детства встаёт перед глазами, как только кто-нибудь задаёт вопрос, почему я выбрала профессию библиотекаря.
Стоит ясный морозный зимний день. Мы с папой поднимаемся по высокой горе в наш Дом культуры. Мы идём в библиотеку. В одной руке у отца сумка с книгами, в другой - моя мокрая в рукавичке ладошка. Мне неудобно, но я терплю без капризов. Я так долго ждала, когда же он прочитает свои толстые книги, мои-то тоненькие за это время давно прочитаны не раз, и мы пойдём менять прочитанные книги на другие.
Нас встречает строгая женщина – библиотекарь, из другой комнаты она выносит папе книги, на которые он записан в очередь. Теперь я понимаю, что это так называемый закрытый доступ, а тогда она мне казалась какой-то феей, неизвестно откуда берущей книги, с цифрами на обложке, с бумажными кармашками внутри, где написано, когда нам снова нужно будет прийти.
В библиотеке рядом с высокой кафедрой находятся небольшие деревянные ящички, в которых стоят книги для детей, и их можно выбирать самим. Я и другие дети роемся в них, толкая друг друга. Хочется и ту, которая и у тебя в руках, и у твоего соседа.
Прекращая нашу перепалку, библиотекарь рассаживает нас за удобным столиком. У нас есть время, пока родителям оформляют книги.
Открывается первый лист, и ты забываешь обо всём на свете, не отрываясь от книги, вдыхаешь её неповторимый запах свежей типографской краски!
Возвращаясь домой, несём книги себе, маме, маленькому брату. Будут долгие зимние вечера, когда мама будет читать вслух нам, малограмотной нашей бабушке и её подружке, соседке тёте Маше, произведения Пушкина (позже бабушка наизусть пересказывала мне «Барышню - крестьянку»), Горького «Мать», Некрасова «Крестьянские дети» и многие другие. Книги занимали своё достойное место на полке до следующего посещения библиотеки.
Вот уже более тридцати лет моя трудовая жизнь связана с книгой. Одиннадцатый год я работаю в библиотеке Раздолинской школы, и дети, родители которых читают книги, читают детям, читают с детьми, заметно отличаются от своих сверстников. Ребята как будто чувствуют родительскую защиту. Когда слышишь от ребёнка, что он читал книгу вместе с кем-нибудь из родителей, в голосе звучит такая гордость, чувствуется сопричастность к жизни своего малыша, их соединяет что-то тайное, пережитое вместе, что-то их объединяющее. Традиция совместного чтения, к сожалению, осталась не во всех семьях.
В наше время – шквал информации! Периодика, компьютер, интернет! И всё нужно сделать быстрее! Иногда даже не читая, скачиваем, распечатываем, сдаём, получаем оценку и просто забываем. Книга требует другого к себе отношения. Вдумчивости, бережливости, терпения, а возвращает нам рассудительность, понимание, неторопливость. Наша задача, задача школьных библиотекарей, помочь ребёнку научиться читать. А может и не только ребенку, но и его родителям.
Ольга Бакаленко,
заведующая библиотекой Раздолинской СОШ
имени Героя Советского Союза
Фёдора Тюменцева