Театр – не отдельное государство
фото: Ермолаев, Гударева, Быков, Коновалова, Шохин, Варшавер
Коллектив Мотыгинского драматического театра стал инициатором «круглого стола», за которым решили собрать тех, кто имеет отношение к «малым» театрам, и тех, кто может выслушать и способствовать решению вопросов, которые в последние годы стали во главу угла.
За «круглым столом» 28 февраля обсудить тему «развития театра в малом городе» собрались представители театров из Канска, Лесосибирска, Мотыгино, министерства культуры края, управления культуры района, СМИ, общественности и депутатов районного Совета.
Однако тема развития театральной деятельности в малых городах неожиданно вылилась под другим ракурсом.
Открыла заседание Елена Коновалова, журналист, театральный критик, автор публикаций нескольких театральных журналов (г. Красноярск).
Елена Коновалова, г. Красноярск
Она пригласила собравшихся к обсуждению сложностей и особенностей театров малых городов.
Мы привыкли, что театр – это, прежде всего, зрелище, спектакль для нас – развлечение. Но надо задуматься и о том, почему мы идем сюда и становимся заядлыми театралами, не жалея своего досуга, бросая домашние дела. Значит, это нам не только нравится, но и дает дополнительную пищу для размышлений, дает простор для выражения эмоций.
Например, наш Мотыгинский драмтеатр уже стал неотъемлемой частью района. А как он живет, чем дышит его коллектив?
МОТЫГИНО
Слово предоставили директору Мотыгинского драматического театра Татьяне Ткачук, которая рассказала не только об успехах театра, но и о том, что больше всего сегодня волнует как руководство, так и актеров. Театр в нынешнем его состоянии работает 23 года.
Например, в Мотыгино проживает не так много жителей (5900), от этого зависит то, что театр не может иметь постоянного репертуарного плана, приходится ставить много постановок, чтобы привлечь зрителя разнообразием тем и форм. В год это семь-девять полноценных спектаклей, что трудно для актеров, от этого зависит время подготовки (месяц-полтора) и качество спектаклей.
Вторая сложность – малое финансирование. В среднем на спектакль выделяется 30 тысяч рублей в рамках муниципального задания. На эти деньги надо сшить костюмы, сделать декорации, подготовить реквизит.
Театру приходится изыскивать ресурсы, где можно. В том числе перешивают костюмы, достают реквизит, приглашая спонсоров участвовать в деле.
Трудно найти жилье для актеров. В этом плане проблему пытаются решить на уровне района, и с 1 февраля в действие вступила программа по компенсации оплаты по договору за соцнайм жилья, но дело в том, что достойных квартир в Мотыгино нет.
ЛЕСОСИБИРСК
Олег Ермолаев, г. Лесосибирск
Немного лучше положение в драмтеатре «Поиск» (театру уже 40 лет) города Лесосибирска, который представлял художественный руководитель Олег Ермолаев. В театре все расходы на новые постановки идут за счет тех средств, которые зарабатывает коллектив (в штате – 13 работников вместе с актерами). Но город помогает театру, в том числе с оплатой работы приглашенных режиссеров. Там также нет репертуарного плана, традиционно в неделю показывают два спектакля. А, например, в предновогодние дни проходит до 30 спектаклей и утренников.
Проблемы – нет дополнительных площадей для хранения реквизита, декораций; есть проблема с сохранением постоянного штата актеров, которые работают (нет жилья для приезжих) и отсутствие постоянного режиссера.
КАНСК
Канский драматический театр представляла директор Вера Сазонова (руководит четыре года). Хотя театр и считается малым, но он получает краевую субсидию. Труппу составляют 28 человек, однако ситуация такая же, как и в небольших театрах: репертуара постоянного нет, большинство проката спектаклей – детские, которые обеспечивают наполняемость зала. Проблема для всех общая – стоимость билета невозможно поднять, так как зритель просто не пойдет. Средняя стоимость – 200-250 рублей для взрослых, билеты на детские спектакли – 100-150 рублей.
Чтобы сохранить действующий спектакль на один-полтора года, его вывозят на гастроли. Вопрос миграции актеров стоит также остро, как и в других театрах. В год театр ставит 6-9 спектаклей, но состав актеров может неожиданно поменяться, и это тоже составляет сложность для руководства.
РОЛЬ ТЕАТРА
Обсудили также общие проблемы, которые характерны для всех театров. Это трудное муниципальное задание по сбору количества зрителей, когда, например, в 50-тысячном Лесосибирске театр в год должен собрать 14 тысяч зрителей, а мотыгинский театр в год должен собрать 10 тысяч зрителей.
Кто определил такой показатель?
На этот вопрос отвечал главный специалист министерства культуры края Андрей Шохин. Показатели приняты на уровне РФ и постановлением правительства края, где сказано, на какое количество жителей сколько должно быть зрителей. Большие показатели, например, имеет минусинский театр, который получает президентский грант, как один из немногих театров малых городов России. Театр делает доплату актерам за счет гранта.
Андрей Шохин, министерство культуры края; Ольга Варшавер, г. Москва
Тем не менее, правительство края предпринимает в направлении помощи малым театрам шаги, уже подготовлен закон, по которому краевые театры плюс муниципальные смогут участвовать в конкурсе на дополнительное финансирование.
А.Г. Шохин предложил рассматривать театры как некую среду, вписывающуюся в социальную сферу общества, как инструмент воспитания подрастающего поколения. Ведь сохраняя высокую планку театрального искусства, театр, прежде всего, выступает как носитель общеклассического культурного слоя, выполняет роль как в воспитании культуры у взрослых, так и в патриотическом направлении молодежи.
Социальная функция театра важна, ведь он выполняет социальные запросы. По сути, театр – это такое место, где вырабатывается общественное сознание элиты города. Ведь чаще всего в театр ходит именно элита (учителя, врачи, люди, имеющие определенный уровень образования, те, кто влияет на принятие решений), и это принципиально важно - объединять людей в едином пространстве. Ведь театр – это отражение событий в стране, мире, поселке, и это очень меняет восприятие спектакля. СПЕКТАКЛЬ становится частью жизни, и уникально то, что театр помогает людям вырабатывать сегодняшнюю позицию к событиям в обществе.
ВЛАСТЬ должна понимать, что КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ НИКОГДА ТЕАТР НЕ ЗАМЕНЯТ. Только театр несет определенные функции, и в тех городах, где есть театр, другие люди, с высоким уровнем культурных запросов, повышается рейтинг города, района. В этом смысле Мотыгинскому району повезло.
СОЦИУМ
Ведущая «круглого стола» Елена Коновалова предложила обсудить еще тему особенностей репертуаров театров, характерных для каждой местности, и такой немаловажный вопрос о том, что нравится местной публике, влияют ли запросы людей на формирование репертуара театра?
Вера Сазонова ответила, что в Канске совместно с театром и на его площадке ежегодно проводится Канский видеофестиваль, который объединяет молодежную аудиторию. Есть и литературный фестиваль, который привлекает многих участников и зрителей. Конечно, большого пересечения с театральным зрителем нет, но, тем не менее, нестандартные мероприятия привлекают зрителей в театр.
А вообще, как привлечь зрителя в театр? И в небольших городах, и в поселках срабатывает эффект «сарафанного радио». Если спектакль удачный, то зритель пойдет на него, и не один раз.
В Лесосибирском театре также развивают разные формы театральной деятельности. Олег Ермолаев отметил, что информация о театре больше расходится через социальные сети и общение зрителей происходит тоже там. Основная постоянная масса лесосибирских театралов – это люди 35-40 лет. Однако молодежь тоже приходит, если спектакль направлен на молодежную аудиторию. Есть в репертуаре спектакли и для старшего поколения.
Лесосибирцы, воспитывая много лет своего зрителя, установили в последние пять лет показ спектаклей два раза в неделю, и каждые две недели – разные спектакли другого жанра. В последнее время самый успешный старт был у спектакля по Н. Островскому «Не все коту масленица», который был показан 14 раз при 80 % заполнения зала (100 мест).
В то же время предпоследний спектакль «УФО» сначала две недели собирал полный зал, то потом поток зрителей значительно уменьшился.
Как работает со зрителем Мотыгинский театр? В основном возрастной ценз – это зрители до 40 лет. Большую роль на местном уровне играет реклама, и личное приглашение, когда работники театра ходят по учреждениям, предприятиям, школам и распространяют билеты.
Была перед театром поставлена задача – ставить спектакль по школьной программе, однако что-то пошло не так, и по факту получилось, что театр готовит спектакль, приглашает режиссера, но школьники не приходят, то есть наполняемость зала не обеспечена.
С младшими классами работать легче, собираются полные залы, а дети – очень благодарные зрители.
Большая проблема для театра – устаревшее оборудование. Два года назад театр мог купить оборудование на свои заработанные деньги. Потом театру было запрещено тратить свои заработанные средства на специфические нужды. Это вопрос серьезный и его надо в корне менять, потому что заявки и роспись в бюджете театра повторяются ежегодно, но ничего не меняется.
Как это можно решить, к кому обратиться? Такая же проблема есть еще в нескольких театрах края.
Депутат райсовета В.П. Степовой предложил обратиться к райсовету с просьбой решить эту проблему в пользу театра.
Начальник управления культуры Н.Г. Башканова согласилась с тем, что проблему помощи театру надо решать на уровне главы района.
О.В. Ермолаев поднял вопрос оснащения малых театров за счет списания оборудования в краевых театрах, что актуально для всех учреждений служителей Мельпомены, расположенных вдали от центра края.
ИНТЕРЕСНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Олег Ермолаев (Лесосибирск) предложил продумать тему гастролей малых театров на свободных сценах театров края.
В крае пять муниципальных театров, и, возможно, у театров края возникнет желание принять на своих сценах провинциальные спектакли, которые зачастую ничуть не хуже краевых. Андрей Шохин предложил внести это на обсуждение в рамках предстоящей «Театральной весны».
ГРАНТЫ
Елена Коновалова затронула тему работы театров с различными грантами.
Татьяна Ткачук (Мотыгино) отметила, что практически каждый год Мотыгинский театр подает заявку на участие в грантовых программах. За последние три года театр получил более миллиона рублей, участвуя в них.
В 2014 году театр выиграл грант на поддержку молодой режиссуры (200 тысяч рублей), и 600 тысяч по проекту «Станиславский – моя жизнь в искусстве», плюс еще какие-то проекты, но обстоятельства сложились так (в связи с увольнением Т.В. Ткачук, как директора), что театр за один тот год потерял более миллиона дополнительных средств поддержки.
Лесосибирский театр дважды получал гранты на молодежный спектакль и постановку сказки для детей с ограниченными возможностями. В прошлом году из фонда Прохорова на постановку спектакля для подростков театру было выделено 600 тысяч рублей. Средства пойдут, в том числе, на обновление оборудования.
Представители малых театров высказали свое мнение о том, что пора включить муниципальные театры в общий строй краевых театров на «Театральной весне» для того, чтобы их оценивали на одном уровне, а не отдельно, потому что в последнее время некоторые спектакли муниципалов ничуть не хуже. Возможно, как сказала Елена Коновалова, в этом году на «Театральной весне» произойдут какие-то изменения в критериях оценки.
Андрей Шохин предложил обращаться в краевое Агентство общественных инициатив, где разыгрывается конкурс на поддержку разных инициатив, в том числе театров.
Олег Ермолаев добавил, что есть новое направление – создание творческой среды (краутфайдинг), в котором могут участвовать и театры, лесосибирцы над этим думают.
Бурно, продолжительно и эмоционально за «столом» обсуждали зарплату актеров.
РЕПЕРТУАР - как основа
В «круглом столе» приняла участие Ольга Александровна Варшавер, переводчик английской прозы, поэзии и драматургии, лауреат премии «Мастер» за 2015 год в номинации «детская литература». Она снова вернулась к теме репертуарной политики театров. Её интересовало долгожительство спектаклей, репертуарная основа, что означает понятие «фестивальный спектакль».
Татьяна Ткачук ответила, что, например, в репертуарном плане Мотыгинского театра изменения произошли с прибытием сюда Алины Гударевой, которая предложила цельный план работы на год. Это очень облегчило планирование.
Алина Гударева, п. Мотыгино
В этот же день состоялась премьера комедии в детективном жанре «Двойная игра», перевела эту пьесу О.А. Варшавер.
В муниципальном театре для зрителя играет роль как название спектакля, так, наверное, автор пьесы, режиссер.
И снова обсуждали то, как и с каким зрителем, в какое время года работают муниципальные театры, которые имеют свои особенности и существуют как «отдельное государство».
В Мотыгинском театре, например, новогодняя кампания охватывает все поселки района. Причем, все 30 мероприятий – по нулевым билетам. Понятно, что по муниципальному заказу актеры получают зарплату, какие-то средства на постановку (которых не хватает). Почему бы району не выделить дополнительно поощрительные 100-150 тысяч рублей на новогоднюю постановку, которая идет сверх муниципального плана.
ХОРОШИЕ ИДЕИ – В ПРОШЛОМ?
Вспомнили те времена, когда мотыгинские школьники были активными театралами не в смысле зрителей, а участниками. Впрочем, времена эти недалекие, буквально несколько лет назад прекратила существование идея постановок с участием школьников старших классов, когда с детьми занимались режиссеры театра. Об этом рассказали заместитель директора Мотыгинской СОШ №1 по воспитательной работе С.В. Жигалова и начальник управления культуры района Н.Г. Башканова.
Все было как в настоящем театре: репетиции, спектакли, конкурс и награды за лучшую мужскую и женскую роль. И это был, например, полноценный спектакль с участием школьников 11 класса «А поутру они проснулись». Самый главный плюс в том, что детям это нравилось, они потянулись в театр, некоторые потом пришли сюда уже как актеры. К сожалению, такая практика прекратилась, и откуда теперь театру черпать молодые силы?
Еще об одном начинании вспомнил О. Ермолаев. Несколько лет назад на уровне края (тоже на «круглом столе») предлагалось усилить работу театров, музеев со школьниками. К сожалению, продолжения не было.
По поводу воспитания поколения свое слово сказал мэтр актерского преподавания, основатель Мотыгинского театра в далеком 1991 году Анатолий Иванович Быков. Он высказал озабоченность по поводу внимания педагогов к студентам, педагогам сейчас некогда заниматься со студентами дополнительно. Возможно, от того, что бюрократия заполонила всё. Главное – сделать отчет на бумаге. И создается впечатление, что существует два понятия: отдельно - государство, отдельно – родина.
Анатолий Быков, г. Минусинск
О взаимодействии между муниципальными театрами тоже поговорили. Здесь пока невозможен даже обмен между театрами, потому что любой выезд со спектаклем должен окупаться как минимум. Не хватает рычагов, которые помогли хотя бы на уровне администраций районов. Тема интересная, и, наверное, ее стоит продолжать обдумывать. Всякие гастроли должны поддерживаться, и хотя они в муниципальном задании запланированы, но финансово не подкреплены.
Тем не менее, на «круглом столе» было отмечено, что за последние годы муниципальные театры малых городов поднялись на большую высоту.
Вопрос: а что дальше произойдет после этого разговора, или это тоже только беседа?
Решений, конечно, «круглый стол» принимать не уполномочен, однако общее резюме высказала Елена Коновалова.
Она подытожила в завершение беседы: мы не можем изменить многие положения в силу сложившихся обстоятельств, ОДНАКО здесь прозвучали главные проблемы сегодняшнего дня в театрах малых городов. Нужно и должно развивать взаимодействие с краевыми театрами. Беседа дала понять, какие вопросы нужно вынести на законодательный уровень края, уровни района, администрации. И это главное.
Наталья МОРОЗОВА