Как мы сами себе создаем сложности
Так повелось, что начало года – всегда напряженное время. Новые законы, новые правила, в том числе и новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию и тому подобное. Тарифы с каждым годом неизменно растут, но чтобы смягчить удар по населению, государство оказывает ему помощь в виде различных субсидий, льгот и других мер социальной поддержки. Не будем вдаваться в сложности взаимоотношений между коммунальщиками, госструктурами и населением, скажем лишь, что в январе произошел определенный сбой в общем-то отлаженной системе.
Мы попросили начальника отдела жилищных субсидий Комитета социальной защиты населения Светлану Георгиевну ОВЧИННИКОВУ прокомментировать возникшую проблему.
- В прошедшие годы, в том числе и в 2009 году, предприятия ЖКХ предоставляли нам предварительные счета-квитанции на январь-апрель, что позволяло нам заранее начинать расчет субсидий на ЖКУ для населения. Эти счета-квитанции являются для нас своего рода отправными точками в работе. Не зная, сколько человеку начислено платы за комуслуги, мы не можем рассчитать причитающуюся ему субсидию или меру соцподдержки. На 19 января в отдел жилищных субсидий поступили счета-квитанции только от ООО «МВК», и то на потребителей, проживающих в Мотыгино. Отсутствие необходимых документов от предприятий ЖКХ Мотыгинского района может привести к тому, что мы не сможем рассчитать и выплатить людям денежные средства в виде мер социальной поддержки при оплате ЖКУ, а также субсидий, рассчитываемых по доходам семьи. Общая сумма, подпадающая под угрозу невыплаты в январе, – 2 млн. 600 тыс. рублей. Поскольку такие деньги в конечном итоге должны поступить в кассы предприятий ЖКХ, то наверняка руководители этих предприятий прекрасно понимают, чем для них может обернуться задержка предоставления ими счетов-квитанций. Возможно, сложности с тарифообразованием не позволили коммунальщикам района уложиться в привычный срок.
По нормативам граждане должны получать субсидию до 10-го числа каждого месяца, но у меня большие сомнения в том, что этот график удастся выдержать.
Уже на протяжении последних пяти лет Комитет социальной защиты населения постоянно говорит о необходимости введения электронного обмена данными между предприятиями ЖКХ и нашим отделом. Понятно, что компьютерные программы, требуемые для налаживания такого обмена, стоят определенных денег, но за прошедшие годы можно было бы уже и накопить нужные суммы. Нам приносят бумажные счета-квитанции, и работники отдела жилищных субсидий вынуждены вручную вносить в компьютер данные с каждой бумажки в личное дело получателя субсидий. А здесь не только имя-фамилия-отчество, но и полный адрес, виды полагающихся льгот, субсидий и выплат по различным коммунальным услугам: горячая и холодная вода, отопление, канализация, ТБО и тому подобное, и жителей, которые получают те или иные выплаты, в нашем районе не одна тысяча человек. Это огромная, кропотливая работа, требующая не только большого внимания, но и немалого времени. Но всего этого можно было бы избежать и решать вопросы в течение рабочей недели, если бы в Мотыгинском районе был налажен электронный обмен информацией между предприятиями ЖКХ и нами.
Мы работали и готовы работать сверхурочно, но даже если коммунальщики в ближайшее время предоставят нам счета-квитанции (как они обещают), то, боюсь, это уже не исправит положение, и задержка в выплате субсидий и мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, к сожалению, неизбежна и может составить месяц-полтора.
Ситуация находится на контроле администрации района. Мы, со своей стороны, также прикладываем все усилия к ее благополучному разрешению. Безусловно, положенные гражданам денежные средства будут ими получены.
Менее тревожная обстановка складывается с выплатой мер социальной поддержки и субсидий с учетом доходов по твердому топливу. Ряд поселковых Советов уже предоставил нам утвержденные тарифы на доставку твердого топлива населению, что позволило нам начать работу по этому направлению. Точно также мы уже ведем расчет субсидий по полученным от ООО «МВК» счетам-квитанциям (по потребителям их услуг, проживающим в Мотыгино). Но через газету мне хотелось бы обратиться и к руководству ООО «МВК», и к руководителям других предприятий ЖКХ. Я уже объясняла, что расчет и начисление субсидий и мер социальной поддержки – дело не одного дня. Даже принесенные сейчас или ранее счета-квитанции потребуют определенного времени для обработки. Пожалуйста, наберитесь терпения. Задержка с выплатами сложилась в том числе и по вине самих коммунальщиков. Получатели субсидий и мер соцподдержки – люди малообеспеченные, и без «наших» денег они зачастую не в состоянии рассчитаться за жилищно-коммунальные услуги, поэтому надо войти в положение граждан. И еще просьба: когда жители в феврале придут за справками об отсутствии задолженности по оплате ЖКУ, не надо чинить им препятствий в получении справок и оказывать на них чрезмерное психологическое давление - большинство получателей коммунальных услуг не виноваты в образовании своей задолженности. Сложившаяся ситуация трудна и неприятна для всех сторон, и надо набраться терпения и понимания, чтобы совместно решить проблему.
Евгений РЕДВАНСКИЙ