Лес - наш общий дом
На снимке: О.О. Размыслова, В.Н. Векшин
На совещание с министром лесного хозяйства края В.Н. Векшиным, которое состоялось 17 августа, были приглашены руководители многих лесопромышленных предприятий района, депутаты, главы сельских и поселковых Советов, руководители структурных подразделений администрации района, организаций.
Открыла совещание глава района О.О. Размыслова.
Цель поездки министра лесного хозяйства в наш район – поднять текущие проблемы и попробовать их обсудить, понять.
Руководитель краевого министерства обрисовал ситуацию в лесном хозяйстве по краю в целом.
Объем лесозаготовок приближается к 20 млн кубометров, в прошлом году он составлял 18,6 миллиона. Край занимает в России второе место по лесозаготовкам после Иркутской области. В этом году активизировалась инвестиционная деятельность, за счет неё повысился объем лесопиления и составляет около трех миллионов кубометров, но возникает много вопросов в части лесопользования.
На территории края работают 400 арендаторов, около 1000 представителей малого и среднего бизнеса, действует 21 инвестпроект. Также претендуют на заготовку древесины аграрии. Однако складной, согласованной системы в лесозаготовках нет. В первую очередь лесозаготовители, конечно, должны обеспечивать население дровами и пиломатериалом для строительства. Население вырубает в последние годы 2-2,5 млн кубометров древесины, из них 1 млн 70 тыс. идут на дрова, 600 тыс. кубометров – на строительство жилья, но только 3-5 процентов уходит на целевые назначения. В основном люди занимаются перепродажей древесины ради прибыли. Сельхозпроизводители тоже вырубают в год до 1 млн кубометров, и этот лес также идет не на строительство животноводческих и других подсобных помещений, а на поддержку финансово-экономической деятельности.
До полутора миллионов кубометров вырубают предприятия малого и среднего бизнеса. Арендаторы используют арендованные лесные площади на 40-50 процентов. Лесничества рубят 1,5 млн кубометров по госзаданию.
Несмотря на внедряемые инвестпроекты, край отстал в строительстве лесных дорог. В основном деятельность оживляется, когда появляются зимники.
Много вопросов по учету древесины и состоянию гослесфонда. В районе, например, 20 лет не было мероприятий по лесоустройству. Была проведена только условная инвентаризация, которая не дает полного представления об используемых лесных ресурсах.
Совместно с Заксобранием в ближайшее время будет принят ряд документов, который призван упорядочить обеспечение лесом тех, кому он необходим, а также для того, чтобы притормозить нецелевое использование леса.
В целом все лесопользователи на территории района сырьевыми ресурсами обеспечены. Это Лесосибирский ЛДК-1, «ДОК Енисей», «Сиблес Проект» и другие субъекты малого и среднего бизнеса. Тем не менее, расчетная лесосека не исполняется.
Возможно, в освоении лесов поможет принятый недавно закон, называемый в народе «лесной амнистией», который касается упрощенной схемы перевода лесных земель в земли сельхозназначения и в земли промышленности.
Директор Мотыгинского лесничества П.Г. Груздев пояснил общую сложившуюся обстановку в лесах района. Территория района составляет почти два миллиона гектаров. Леса входят в семь лесничеств, а также находятся в четырех комплексных заказниках. Расчетная лесосека составляет 3,5 млн кубометров по спелым и перестойным лесам, по хвойным насаждениям – 2,5 млн кубометров. 34 процента от общей лесной площади передано в долгосрочную аренду лесопользователям. Освоение арендаторами составляет 24% - это очень мало, и связано с тем, что рубится в основном востребованная хвойная древесина, лиственная остается на месте.
Существует незакрепленный лесной фонд на участках там, где в советские времена велась интенсивная лесозаготовка. Им пользуются жители, потому что эти леса хоть и почти вырублены, но уже значительно возобновились и расположены близко к населенным пунктам.
Малый и средний бизнес в лесозаготовке представляют 10 предприятий и они добывают в год 100-120 тысяч кубометров древесины. На территории района запланировано четыре инвест-проекта, один уже действует.
За 2016 год отпущено 31 тыс. 600 кубометров для населения, в основном – на дрова, на ремонт жилья - 2200, на строительство хозпостроек – 2 тыс. кубометров. К 2018 году динамика лесозаготовок сохранится, уже отпущено около 20 тысяч кубометров населению. В результате свободная незакрепленная расчетная лесосека составляет 328 тыс. кубометров и в основном представлена мягкой лиственной породой деревьев.
Глава Кирсантьевского сельсовета Н.В. Козырь назвал проблему жителей. Сельсовет граничит с Тасеевским районом и лес заготавливает там же. Люди пользовались четырьмя лесосеками. Однако сейчас это делать им запретили в связи с утверждением инвестпроектов (то есть, леса законсервировали). Получилось так, что людям негде заготавливать дрова на зиму. Потребность – 3 тысячи кубометров на грядущую зиму.
Такое же положение в Машуковском сельсовете, которому нужно около 10 тысяч кубометров, в том числе для муниципальной котельной.
Проблему министр записал, аукцион по лесосекам проведут в ближайшее время. Он уточнил, что инвест-проекты – это резерв, который еще не введен в действие.
Глава Машуковского сельсовета Н.А. Тварадзе предложил закрепить близлежащий лес за сельсоветами. И министр согласился, что проблему надо решать.
Глава Орджоникидзевского сельсовета К.В. Смологонов также высказал свое мнение, которое совпадает с мнениями других глав – выделить для жителей лесные площади под заготовку дров в шаговой доступности (до 10-15 км). И вырубка лесозаготовителями должна производиться при уведомлении главы сельсовета.
В случае с Орджоникидзевским лесничеством, как пояснил П.Г. Груздев, арендатор лесных площадей предложил жителям воспользоваться его участком для заготовки леса. Но за определенную цену, которая не устроила жителей, и они от такой услуги отказались.
А вот на участке Новоенисейского ЛДК-1, который работает в Южно-Енисейском лесничестве, с местными жителями заключено четыре подрядных договора, согласно которым они чистят лесосеки и вывозят дровяную древесину.
Глава Рыбинского сельсовета Л.И. Петрова рассказала о том, что жителям Пашино (деревня на левом берегу Ангары находится в зоне природного заказника) была отведена лесосека в районе болот, а теперь в направлении на Первомайск, что довольно далеко, и заготовку можно вести только зимой. Хозяйственная деятельность в заказнике запрещена. Выход, как пояснили, – рубить только там, где отведено.
Министр В.Н. Векшин подытожил: надо на уровне района заключать договоры с лесодобывающими предприятиями по использованию порубочных остатков для нужд населения. Также надо тщательно следить за целевым использованием деловой древесины, которая выделяется жителям под строительство.
При рассмотрении инвестпроектов он обещал, что будут учитываться интересы местных жителей. Арендный договор заключается за полгода до вступления в силу инвестпроекта. Уже сейчас надо подсчитать потребность населения и подать заявки.
Кроме этого, чтобы определить потребности населения, нужно провести инвентаризацию по лесоустройству лесных фондов.
От представителей малого и среднего бизнеса на совещании присутствовали руководители лесозаготовительных предприятий «Орджоникидзехимлес», Новоенисейский ЛДК-1, «Металлические конструкции» и другие.
Как сообщил министр, от них поступали жалобы на долгое прохождение документов, сейчас эта процедура упрощена.
Директор «Орджоникидзехимлес» В.И. Телеутов согласен с тем, что нужно заключать соглашение с районом.
Директор одного из лесодобывающих предприятий П.Я. Майер заметил, что леса, расположенные у поселков, практически вырублены, а до новых отведенных лесосек дорог практически никто не строит. Есть ли смысл отдавать в аренду лес на 49 лет, если лесосеки почти не осваиваются? Не лучше ли инвестпроекты направлять в ту сторону, где действительно есть хороший лес, пригодный для лесозаготовок и что-то будет строиться.
На это министр ответил, что в крае есть новые крупные предприятия, которые готовы работать по инвестпроектам, а некоторые уже действуют с применением глубокой переработки древесины, вплоть до использования всех отходов с выпуском продукции из порубочных остатков.
Также предприниматели подняли вопрос о двух местных платных паромах для крупногрузовых лесоперевозчиков. Чтобы перевезти одну машину, раньше надо было заплатить 15 тысяч рублей, а теперь дороже. Министр сказал, что пока не готов ответить, но вопрос будет рассмотрен на уровне министерства транспорта.
Осевая нагрузка по федеральному закону ограничена и ничего нельзя сделать. Тем не менее, попытаться что-то сделать необходимо.
Статистика показывает, как сообщил специалист администрации района А.А. Несмеянов, что по отчетам лесодобывающих предприятий лес, в принципе, не является для района товарной продукцией. Однако кубометр вывозимой отсюда древесины стоит две - две с половиной тысячи рублей, и это около полутора миллиардов товарной продукции. Где она учитывается?
Действительно, ответил В.Н. Векшин, лес – собственность государства, и все доходы идут в федеральный бюджет, район ничего не получает. В целом по краю валовая лесная продукция составляет 2,5 процента. В прошлом году в краевой бюджет поступило 480 миллионов рублей от лесозаготовительных предприятий. В федеральный бюджет – 1 миллиард 350 миллионов. При сегодняшней бюджетной системе это происходит так, а в прошлое время край получал значительно больше.
Что касается вопроса об учете лесного товара – он учитывается в целом в системе движения древесины.
Плохо то, что предприятия малого и среднего бизнеса, которые добывают полтора миллиона кубометров, не отчитываются в статистике. Учитываются данные только тех предприятий, которые вывозят круглый лес, а те, кто занимается лесопилением, либо не показывают действительную стоимость, либо вообще скрывают доходы, и, соответственно, цена на товар повышается.
Те предприятия, которые стоят на учете в районе, налоги платить должны.
Министр напомнил проводимую политику государства в отношении крупных арендаторов. Если в течение двух сроков платежей (полгода) оплата не поступает, то договор аренды может быть расторгнут в одностороннем порядке. Если не выполняется объем лесовосстановительных, лесохозяйственных работ, то договор расторгают через суд. И первые такие иски уже были. Главное – соблюдение договора аренды и своевременная оплата, которая производится за весь объем кубатуры, а не за вырубленный лес. В во-просах лесоустройства арендаторы должны тесно работать с Мотыгинским лесничеством.
Также главы сельских и поселковых Советов должны активно работать с теми лесопромышленными предприятиями, которые расположены рядом. Можно заключать соглашения на строительство дорог, использование порубочных остатков на дрова для жителей. Все эти вопросы можно решать внутри района.
Директор ЗАО «Прииск Удерейский» В.А. Вагнер, как представитель от недропользователей, задал вопрос о том, какое решение принято по особо защитным участкам лесов, где работают золотодобывающие предприятия. Дело в том, что лицензии получены уже более 20 лет назад, а вырубка в лесозащитной зоне запрещена. П.Г. Груздев ответил, что на уровне министерства лесного хозяйства края принято решение об уменьшении лесозащитной зоны. Предприятия-недропользователи готовы взять на себя затраты по лесоустройству. Однако все работы должны быть согласованы с Рослесхозом, а эта процедура длительная и дорогая.
Министр ответил, что для того, чтобы упростить процедуру, надо изменить три статьи Лесного кодекса, а это практически невозможно. Но если все предприятия соберутся вместе, выработают единое решение, то возможно, что-то получится.
По второму вопросу - предприятия заключают договоры аренды, рубят древесину, а потом вынуждены реализовывать ее через Росимущество. Пока это произойдет, проходит два - три года, и дерево становится непригодным даже на дрова. Если был бы решен этот вопрос, то решились бы и многие проблемы. Министр обещал помочь.
А.А. Несмеянов предложил министерству подумать над вопросом строительства двух мостов через Каменку и Иркинееву в направлении на Богучаны, что позволит переориентировать вывоз древесины на Богучаны и даже на мост через Ангару.
Депутат Заксобрания края А.А. Симановский ответил, что проект моста через Иркинееву готов, строительство будет в 2018 году, в бюджете средства заложены. С губернатором уже обсуждался вопрос о строительстве дороги «ленинградки» до Высокогорска, потому что там планируется строить мост.
Депутат В.Г. Коробейников справедливо заметил, что лес для жителей – это не только дрова и пиломатериал, это место где мы живем. И должен звучать вопрос о том, как его сохранить, защитить, и хотелось бы знать, как это делает Мотыгинское лесничество. Скоро, может быть, наступит день, когда некуда будет пойти за грибами и ягодами, везде будет хлам. После приезда губернатора в поручениях было записано о том, чтобы выработать какие-то рекомендации по лесоустройству. Есть люди, для которых древесина – товар, а хотелось бы, чтобы они думали, что будет с лесом через пять - десять лет. Лесозаготовки, и это ни для кого не секрет, давно стали полукриминальной отраслью: рубит, кто хочет и сколько хочет. Давно запрещен сплав по реке Тасеевой, но сплав идет до сих пор. И это должно быть в поле зрения полиции, общественности и лесничеств.
Министр лесного хозяйства В.Н. Векшин в заключение сказал, что за последние годы незаконная вырубка сократилась с 200 до 25 тысяч кубометров. И это за счет того, что государство узаконило выделение лесозаготовительных участков для нужд населения.
По мнению министра, если бы в районе была ассоциация предприятий лесного комплекса, по примеру одного из районов края, то многие вопросы удалось бы решить быстрее. Ассоциация занимается выделением участков, лесопилением, проектами и другими вопросами.
Лес, в отличие от нефти и газа, - возобновляемый ресурс, но это не значит, что люди должны относиться к нему, как нерадивые хозяева.
Наталья МОРОЗОВА