…И чем район наш богатеет
Сегодня наш район является одним из самых перспективных районов края, поскольку обладает огромными запасами минерально-сырьевых ресурсов.
Развитие промышленного потенциала горнодобывающей отрасли является той базисной платформой, которая позволит району снизить дотационную составляющую местного бюджета, вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемый потенциал района, предприятий, а также создать новые рабочие места.
Если рассматривать район как самостоятельный субъект, который функционирует в рамках консолидированного бюджета, то можно выделить следующие составляющие доходной части районного бюджета без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в виде субсидий, субвенций и дотаций:
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Россий-ской Федерации;
- налог на совокупный доход;
- налог на имущество;
- государственные пошлины;
- задолженности и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- платежи при пользовании природными ресурсами;
- доходы от оказания платных услуг;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- прочие неналоговые доходы;
- задолженности и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.
В процентном соотношении исполнение консолидированного бюджета района по доходам на 2016 год отражено в таблице № 1.
Рассмотрим каждый вид доходов.
Наибольшую финансовую составляющую имеют такие показатели, как:
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Согласно таблице № 2 можно видеть положительную динамику этих показателей в 2016-2017 гг.
Так, увеличение таких доходных статей, как налог на прибыль (увеличение на 11,3%) и налог на доходы физических лиц (увеличение на 5,7%), связано, прежде всего, с ростом производительности предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории района.
Промышленность - один из ведущих секторов экономики района, она представлена, главным образом, предприятиями, осуществляющими добычу и переработку металлических руд, а также производство огнеупоров для металлургической промышленности. Эти особенности района во многом продиктованы общей ориентацией современной российской экономики на экспорт металлов, сырья.
В районе сосредоточены большие запасы свинца, цинка, сурьмы, золота, магнезита, угля. На территории района в 2016 году было отгружено товаров, выполнено работ и услуг на сумму 19 543,04 млн руб., в 2015 году – на 17 676,68 млн руб.
Развитие добычи полезных ископаемых и реализация проектов глубокой переработки производимых концентратов в районе является базовой основой промышленного потенциала района. Промышленное производство района формирует основной потенциал его экономического развития. Удельный вес основных фондов и инвестиций в основной капитал сосредоточены в промышленном производстве.
В ООО «Горевский ГОК» было добыто в 2016 году свинцово-цинковой руды на 60% больше, чем в 2015 году.
Необходимо отметить такие организации, как ООО «Боголюбовское», созданное в 2015 году на базе активов, приобретенных ООО «Новоангарский обогатительный комбинат», и специализирующееся на добыче золота, а также АО «Васильевский рудник».
АО «Васильевский рудник» является крупным производителем золота из рудного сырья в районе и в настоящее время владеет 9-ю лицензиями на разведку и добычу рудного золота в пределах Партизанского рудного узла. Разрабатываются месторождения Николаевское, Герфед, Архангельское, подготовлено для отработки Партизанское месторождение. На Сергиевской, Митрофановской, Западной, Ильинско-Таловской, Ильинской и Нижне-Таловской площадях выполняются различные этапы поисково-оценочных работ.
По прогнозам экономистов, добыча золота к 2020 году будет увеличена на 32% по сравнению с 2016 годом.
ЗАО «Прииск Удерейский» увеличило добычу золотосодержащего концентрата и руды в 2016 году на 19% по сравнению с 2015 годом.
Если же рассматривать поступления в консолидированный бюджет района в виде налогов на прибыль от организаций за январь-июль 2017 г., то можно выделить пять предприятий, преимущественно формирующих эту доходную статью: ООО «Группа Магнезит», ООО «Деревообрабатывающая компания Енисей», ОАО «Горевский ГОК», ООО «Новоангарский обогатительный комбинат», АО «Васильевский рудник».
Этот показатель представлен в процентном соотношении в таблице № 3.
Увеличение такого показателя, как доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, связано с внесением в Решение Мотыгинского районного Совета депутатов от 26.09.2013 № 24-247 «Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Мотыгинского района» изменения коэффициента с «0,005» на «1,097», но это изменение действовало в течение первого полугодия 2017 г.
Также можно отметить как положительную тенденцию, так и тенденцию к снижению остальных показателей доходности консолидированного бюджета района.
Рассмотрим таблицу № 4 - динамика показателей доходов консолидированного бюджета района.
Согласно этой диаграмме, произошло изменение таких показателей, как:
- доходы от оказания платных услуг увеличились в 68 раз;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов увеличились в 11,5 раз;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба увеличились на 57%;
- прочие неналоговые доходы увеличились на 26%;
- налоги на имущество увеличились на 46%;
- налоги на совокупный доход уменьшились на 4,5%;
- государственная пошлина уменьшилась на 32%
- платежи при пользовании природными ресурсами уменьшились на 83%.
Если наблюдать общую картину по финансовым показателям доходов консолидированного бюджета района и брать за основу 2014 год, то можно отметить спад с 2014 года. (Таблица № 5 - общая динамика доходов консолидированного бюджета).
Это связано, прежде всего, с тем, что в 2014 году были введены дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) края от налога на доходы физических лиц взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) края на 2014 год (закон Красноярского края «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» от 5 декабря 2013 г. № 5-1881). Размер дополнительного норматива для нашего района составлял 41,7%.
На сегодняшний день происходит увеличение доходной части консолидированного бюджета района, что можно объяснить увеличением производительности организаций, осуществляющих свою деятельность на территории района.
Олеся МАТВЕЕВА,
начальник экономического отдела
ФЭУ администрации района