Век дражный, золотой
Драга № 230
Как известно из истории золотодобычи в нашем районе, «в 1901 году впервые были построены две паровые драги на приисках Счастливом и Калифорнийском на реке Удерей. Их успешная работа привела к строительству дражного флота в южно-енисейской тайге, который в 1905-1906 гг. насчитывал 22 драги. С 1909 года начинается упадок, и в канун революции в районе работало лишь 10 драг.
Золотопромышленность, вплоть до 1920 года, в районе почти не работала. Дражный флот в 1919 году был уничтожен. Лишь одну, Елизаветинскую драгу, рабочим удалось спасти.
В 1920-1927 годах, благодаря героическим усилиям наших золотарей, удалось восстановить семь драг. В 1930 было построено еще две новых драги. А в 1933 году построили самую мощную в системе бывшего треста «Енисейзолото» - 210-литровую электрическую драгу со сплошной черпаковой цепью и с электроподстанцией на прииске им. Кирова.
Иван Сергеевич Бударов - главный механик «Прииска Удерейского», один из старейших
работников предприятия, трудовой стаж - 50 лет. Его портрет украшает районную Доску почета.
За более чем 100 лет эксплуатации золотых россыпей нашей тайги (1839 – 1957 годы) было добыто свыше 200 тонн россыпного золота. В 1960-ом году в районе работало 10 драг».
И в наше время драги являются самым дешевым и мощным способом добычи драгоценного во все времена металла. Того самого, который всегда составлял основной золотой запас страны.
Понятно, что со временем золотодобытчики нашли другие способы добычи металла из недр земли, это и гидромониторы, и бочки Нельсона, и небезопасный метод с помощью цианидов.
Однако в нашем районе сохранился и успешно работает дражный флот на «Прииске Удерейском», куда мы и отправились 17 ноября по приглашению руководства предприятия.
Встретившись с Генеральным директором «Прииска Удерейского» Виктором Андреевичем ВАГНЕРОМ, мы узнали о предварительных итогах деятельности коллектива в этом году.
- Сейчас на предприятии работает пять драг и четыре гидромеханических участка. Две драги № 230 и № 6 в настоящее время, несмотря на похолодание, еще в процессе работы. Если в прошлом году этими же ресурсами было добыто 725 кг металла, то в этом году мы ожидаем добычу 840 кг. Два года назад мы перешагнули рубеж в 700 кг, а теперь стремимся далее. Никогда на этом предприятии таких показателей не было, даже тогда, когда работало 11 драг. Самый большой объем добытого металла был в 1980 году – 741 кг.
Дражная смена
- Виктор Андреевич, за счет чего происходит увеличение добытого золота?
- Думаю, от того, как правильно организована работа всего предприятия, как подобрано оборудование. Рост добычи идет последние семь лет, тогда объем составлял 300 и даже меньше килограммов. Мы значительно обновили парк горнотранспортной техники. Фактически на каждой драге у нас есть большой и малый бульдозеры, экскаваторы. Всего имеется около 60 единиц горнотранспортной техники – бульдозеры, экскаваторы, автосамосвалы. Значительное внимание мы уделяем совершенствованию технологии, то есть – извлечению тонкого золота. На драге № 230 сейчас установлен комплекс по извлечению тонкого золота, которое в принципе по существующей технологии просто теряется. И сегодня мы добываем еще десять процентов за счет того, что поставили винтовые сепараторы, концентрационные столы, которые и позволяют извлекать тонкое золото.
Содержание в песках сейчас бедное, ведь наши предшественники взяли что могли. И нам приходится применять новые технологии, что дает значительное увеличение извлечения.
В 2018 году мы планируем подготовить большие драги так, чтобы они все работали по другой технологии обогащения, чтобы уже в 2019 году мы могли увеличить объемы добычи. Если сейчас применяется шлюзовая технология, то будем ставить отсадочные машины. Это позволит увеличить извлечение золота еще на десять процентов.
Ю.Г. Пржигодский, С.А. Яковлев, иерей Владимир
- Коллектив у вас стабильный?
- В основном, да, потому что мы стимулируем работников. Как можно сегодня заинтересовать человека в работе? Ему нужна достойная зарплата. По выплате заработной платы мы стараемся быть на уровне тех соседних предприятий, которые занимаются аналогичными работами. Ежегодно практически происходит увеличение, тем более, что наши результаты финансово-хозяйственной деятельности это делать позволяют. И это не единственное. Думаю, что одно из главных условий – уважительное отношение к людям. Это создание условий на рабочих местах, в вахтовых поселках, где есть спутниковая связь, хорошее питание, бытовые условия.
Рабочие имеют полный соцпакет, бесплатную одежду (летняя и зимняя), питание, проезд до места работы из Красноярска.
Вахта составляет 28 рабочих дней и 14 дней отдыха. Все работники проходят медицинское обследование за счет предприятия.
- В ближних районах есть драги?
- В крае только в Северо-Енисейском районе на прииске «Дражном». Наш дражный флот работает давно. В 2006 году мы остановили драгу № 1 (250-литровая), которая отработала в районе 74 года с 1931 г. К сожалению, у нее закончился полигон и переносить ее не имело смысла. Другие драги мы переносим. В частности, за последние семь лет перенесли две маленькие драги на новые полигоны. Сейчас будем переносить драгу № 123 от Партизанска. Она также будет реконструирована, как и 230-я драга, и даже в большей степени.
- Можно сказать, что на сегодняшний день драги еще актуальны?
- Да, золотодобыча драгами в условиях складывающегося рынка сегодня конкурентоспособна. Драги работают эффективно, с приличной рентабельностью, мы имеем возможность вкладывать средства в развитие производства. Например, мы построили современную производственную базу с гаражом, механическими мастерскими, складами.
- Сколько лет еще будут работать драги?
- Не только драги – надо рассматривать шире. Сколько будет продолжаться добыча россыпного золота? В наших перспективных планах мы будем работать еще не менее десяти лет. На предприятии существует долгосрочная программа развития. С 2017 по 2026 год все наши девять объектов такими запасами обеспечены. Это хороший показатель даже по мировому уровню. Аналогичные предприятия, занимающиеся золотодобычей, не могут сказать о себе также.
Дом, который построил прииск
- Виктор Андреевич, назовите тех людей, кто давно работает в «Прииске Удерейском».
- Это главный механик предприятия Иван Сергеевич Бударов, хотя ему уже за 70, он активно, энергично работает. Начинал машинистом паровой драги, которая отапливалась дровами. Его брат Николай Сергеевич Бударов был главным геологом, сейчас в должности советника генерального директора по геологическим вопросам. Его можно назвать кладезем ума и знаний, которые должна перенимать молодежь. Есть еще многие работники в коллективе, которые пережили вместе с предприятием тяжелые времена, остались ему верны. Теперь мы – стабильное, социально ориентированное предприятие.
Например, предприятие достроило многоэтажный дом в Раздолинске, который стоял 20 лет. Он будет введен в эксплуатацию в этом году. Рядом примыкает трехэтажное помещение для размещения амбулаторно-поликлинического комплекса, который также возведен за счет средств предприятия. Мы сегодня обеспечиваем электроэнергией поселки Южно-Енисейск и часть Раздолинска. Сегодня подписано трехстороннее соглашение между администрацией края, района и нашим предприятием о социально-экономическом партнерстве. Постоянно оказываем благотворительную помощь детским садам, школе, больнице.
Предприятие зарегистрировано в Раздолинске, все налоги идут в бюджет района.
- Сколько сегодня работающих на предприятии?
- У нас несколько производств – дочернее золотодобывающее предприятие «Герфед», Раздолинский строительный участок, частное охранное предприятие плюс основное производство по добыче металла на девяти участках - на сегодня это 650 человек.
У нас почти не сезонный характер деятельности, с января будем проводить ремонтные работы на драгах, а с 1 февраля кончаются отпуска и все выходят на подготовку следующего рабочего сезона. В прошлом году начали добывать золото уже в середине марта.
Итак, о нашей поездке на драгу № 230.
Реконструированная в и запущенная в работу в октябре драга № 230 была построена на машиностроительном заводе в Иркутске, в разобранном виде доставлена сюда в 1986 году, а заработала драга на реке Пенченге в 1988 г.
С этого же времени на драге трудится нынешний ее начальник Юрий Геннадьевич Пржигодский. Вместе с главным механиком «Прииска Удерейского» Иваном Сергеевичем Бударовым, начальником дражного флота Сергеем Анатольевичем Яковлевым мы отправились на одну из самых больших драг флота. Впрочем, причина, по которой наша небольшая команда прибыла ноябрьским днем сюда, была вовсе не производственная экскурсия, а приглашение руководством предприятия иерея Владимира из Раздолинска для освящения драги. И это не первый визит священника для совершения обряда на драгах.
Спасибо водителю-экспедитору Виктору Васильевичу Черных, который с комфортом доставил нас за 119 км от Раздолинска на дражный полигон.
И вот она – мощная драга № 230, водоизмещением в 1900 литров, которая двигается, конечно, с черепашьей скоростью в забое, но под собой имеет 4,5 метра глубины.
Черпаки по 250 литров двигаются равномерно, подавая грунт внутрь на завалочный люк, оттуда руда поступает в буторную бочку, где дробится. Крупные куски породы сортируются в галечный лоток и в отвалы, а мелкая руда – в шлюзы. Там уже она попадает на коврики и трафареты, где тяжелые частицы металла оседают. И потом начинается работа для доводчиков (ранее – сполосчики). После промывки металл идет на стол и складируется в специальные контейнеры.
Как говорил директор Виктор Андреевич, для драги в нынешнем ее состоянии 20 градусов мороза – не беда, она оснащена котлом, который прогревает помещения и оборудование драги, лед из забоя будет вычерпывать экскаватор. В общем, драга в состоянии работать до тех пор, пока не замерзнет вода в Пенченге.
В этом году драга прошла три километра. После реконструкции обновлен внешний корпус, заменен тепловой контур, электрооборудование, поставили новые черпаки. Суточный выем составляет до пяти тысяч кубометров, драга перерабатывает один миллион кубометров грунта за сезон.
Зарплата работников на драге, конечно, зависит от количества добытого металла.
В.С. Замураев
На вахте в смену трудятся шесть человек, включая электрослесаря, сварщика, доводчиков (четверо). Главным в смене – драгер, который находится в рубке и руководит процессом движения драги, он же следит за внутренними работами. 17 ноября была смена Владимира Семеновича Замураева. На драге в другие смены также драгерами работают Александр Львович Пайнев и Валерий Михайлович Морозов, машинистом драги – Алексей Павлович Чернышков.
Единственная женщина в вахтовом поселке – повар Олеся Юрьевна Харитонова, из-за стола ни один не уходит недовольным. Всегда есть горячее первое блюдо, второе и на десерт – сало кусочками, сало крученое с чесноком, витамины – репчатый лук, любителям – соленые помидоры и огурцы. Обязательны – компот или чай. Горячее питание положено три раза в день, впрочем, если захочется вечерком чая, то можно согреть его в спальном домике. Всё жилье оборудовано в поселке водяным отоплением (есть и печка на случай мороза), спутниковыми антеннами, телевизорами, интернетом, в отдельном доме – баня.
Дорога от драги до Раздолинска уже не казалось такой длинной, а день – серым от обильного снегопада. На обочинах мелькают тонкие высокие красные тальники, выросшие на голом грунте. Здесь, на границе с Северо-Енисейским районом, деревья растут только под горами, ближе к Партизанску возвышаются уже наши местные гиганты - снежные ели и сосны. Зима только начинается, и этому краю еще предстоит окунуться в 40-градусный холод.
Наталья МОРОЗОВА
Фото автора