Поселок Рейдовый: начало
(газета за 14 октября 1967 г., автор статьи «26 трудовых лет» Н. Артемьев, начальник производственного отдела ТСК)
В 1941 году на берегу реки Тасеевой начал строиться новый поселок Рейдовый, переименованный впоследствии в Первомайск. До этого на берегу одиноко стоял домик лесника Баландина.
Строительство началось с бараков-времянок. Первый дом, который обозначил начало будущего поселка, сейчас стоит на улице Центральной под номером 5.
Рейд в то время находился в ведении Енисейской сплавконторы, возглавлял его Ларионов. Техноруком был инженер Геннадий Филиппов. Он погиб на фронте. Имя его носит сейчас пассажирский теплоход. Мастером сплавучастка работал М.И. Потапов, ныне пенсионер.
В 1941 году построили запань (поперечную часть) и одну сортировочную сетку односторонней конструкции. Направляющих бонов было всего три. Первый бон стоял у камня Падун.
Поскольку наплавных сооружений не хватало, боны ставили под большим углом атаки, то есть круто по направлению течения воды. От этого часто случались аварии.
Из техники был всего один двухлебедочный двигатель «Червоный прогресс». О тракторах, катерах и автомашинах не имели понятия.
Головки для плотов скрепляли скрученными прутьями – вицами. Пучки обвязывали пеньковыми канатами. Плоты направлялись самосплавом -вольницей. На каждом плоту имелась команда по 20 человек в подчинении лоцмана.
В поселке не было ни электричества, ни радио. Спецодежды рабочим не выдавали, ее изготовляли сами. Рукавицы шили из разных отходов тряпья, а на ноги делали обувь наподобие лаптей.
Поскольку строительство совпало с началом Великой Отечественной войны, то, естественно, большой объем работы ложился на плечи женщин.
Грузы ОРСа с берега и до склада носили на себе и возили на санках. Также доставляли дрова в столовую, контору и к домам. Работали, не считаясь со временем: по 10 и более часов. Объем сплава в 1941 году составлял всего 85 тысяч кубометров.
Тасеевская сплавная контора, как хозяйственное предприятие, образовалась в 1957 году. Основателем и руководителем ее стал Николай Иванович Макаров.
Объем сплавных работ в год организации ТСК возрос более чем в десять раз. В это же время начали строить клуб и контору. Лес к месту стройки на крутой берег поднимали ручными воротками. Основным транспортным средством в то время были лошади и быки. Последние выполняли обычно более тяжелую работу: вытаскивали на берег якоря, наплавные сооружения, лес.
Первые автомашины и трактора появились в Первомайске в 1953 году. Это были газогенераторные машины, работавшие на древесной чурке. Ремонтной базы для нового транспорта не было. Запасные части и все металлические изделия завозили самолетами и сбрасывали их на лед.
До 1951 года пучки леса обвязывали готовыми отрезками проволоки длиной 6-7 метров. После начали вязать прямо у сплоточной машины и брать проволоку с бухт. Это было значительно экономичнее во времени и материале. В том же году построили вторую сортировочную сетку. Изменили систему направляющих бонов, их увеличили до семи штук. Угол атаки изменился, и аварий не стало. Жесткая конструкция бонов была заменена гибкой из звеньев длиной 50 метров.
Впоследствии на реке появились новейшие сплоточные машины «Иртыш», буксирные и пассажирские катера, самоходные баржи, плавучие краны. На берегах загудели трактора, автомашины. Поселок Первомайск разросся вдоль и вширь. Он стал одним из крупных населенных пунктов района. Сейчас он полностью электрофицирован и радиофицирован. Буквально на глазах растут дома и целые улицы. Построены новые магазины, овощехранилище, больница, бани, детские сады. Построена отличная двухэтажная средняя школа. Во много раз увеличилось население поселка по сравнению с 1951 годом. Значительно повысилось материальное положение сплавщиков. В каждом доме есть радиоприемники, многие семьи имеют мотоциклы, четыре приобрели автомашины.
Ручной труд всюду ликвидирован. Ушли в прошлое лошадиная тяга, нефтедвигатели, лучковые и поперечные пилы, вязаные вицами плоты.
Несколько лет назад был построен Кулаковский рейд, который в этом году направил строителям страны свыше миллиона кубометров древесины. А всего за истекший сезон переработано свыше 2,5 миллионов кубометров леса.
За годы существования сплавной конторы выросли квалифицированные кадры сплавщиков, появились специалисты со среднетехническим и высшим образованием. Большие задачи стоят перед коллективом сплавщиков – организованно начать лесозаготовительный сезон и затем снова готовиться к навигации будущего года.
Наталья МОРОЗОВА
Фото Василия Манойленко