«Стальмаг»
Юрий ЗАБИРОВ, заместитель исполнительного директора ОАО «Стальмаг»
по вопросам геологии, кандидат г.-м. наук,
почетный житель Мотыгинского района
1. Как все начиналось
Глубокой осенью 1991 года нас, геологов Ангарской экспедиции, собрали в актовом зале на втором этаже здания АГРЭ, и Виктор Степанович Васильев, возглавлявший в то время коммерческий отдел ПГО «Красноярскгеология», сообщил о создании нового акционерного общества «Стальмаг». Правда, названия «Стальмаг» тогда еще не существовало. Оно появилось позже. Составлено это название из двух слов - сталь и магнезит. Сталь – это конечная продукция, для получения которой используется основная масса добываемого магнезита. Ну, а магнезит – это минерал класса карбонатов, MgCO3. При температуре 750-1000оС из магнезита получают порошкообразную химически активную, так называемую каустическую магнезию, из которой еще не полностью удален CO2. При 1500-2000оС из магнезита получают огнеупорную магнезию, которая состоит главным образом из кристаллов периклаза (MgO) с температурой плавления около 2800оС. При повышенной температуре (до 3000оС) в электропечах получают особо чистый плавленый периклаз. Наиболее массовый продукт переработки манезита - огнеупорная магнезия - используется преимущественно в металлургии. Чистый плавленый периклаз - электроизоляционный термостойкий материал с высокой теплопроводностью. Каустическая магнезия применяется в процессах химической переработки (слабощелочной реагент, катализатор и др.) как удобрение, для подкормки скота, в специальных цементах, в производстве целлюлозы, для получения вискозы, синтетических каучуков, красок (огнеупорный наполнитель), сахара и конфет, в виноделии, стеклоделии, керамике, электронагревательных стержнях, водо- и газоочистке, при переработке урана, как антикоррозийная добавка к нефтяным топливам и др.» (Горная энциклопедия, т. 3. М., изд-во «Советская энциклопедия», 1987).
Месторождения магнезитов в Нижнем Приангарье распространены довольно широко. Прежде всего это разрабатываемое Киргитейское месторождение. На его рудах работает Раздолинский периклазовый завод. По значимости, степени разведанности, масштабам оруденения и качеству руд за ним следуют месторождения Верхотуровское и Голубое. Акционерное общество «Стальмаг» было создано для освоения Верхотуровского месторождения. Расположено оно на правом берегу р. Ангары в 60 км выше по течению от пос. Мотыгино. Учредителем «Стальмага» выступил Череповецкий металлургический комбинат. Это было второе акционерное общество, создаваемое этим металлургическим гигантом на базе месторождений Нижнего Приангарья, открытых и разведанных геологами Ангарской экспедиции. Первым было акционерное общество «Ниобий», в задачу которого входило освоение Первой рудной зоны Татарского фосфатно-ниобиевого месторождения. По-моему, создание этого общества относится к 1990 или даже 1989 году. Генеральным директором «Ниобия» учредитель назначил Владимира Александровича Ландаря – инженера-обогатителя Нарофоминской опытно-промышленной фабрики Всесоюзного института минерального сырья (ВИМС, г. Москва). На этой фабрике производились полупромышленные испытания основных сортов фосфатно-ниобиевых руд Татарского месторождения.
На этом же собрании В. С. Васильев представил нам и первого генерального директора «Стальмага» Александра Сергеевича Киреева, который до этого работал начальником нашей Ангарской экспедиции. Не упустил Виктор Степанович и случая сообщить нам о том, что должностной оклад генерального директора составляет 1000 руб. в месяц. В то время оклады генеральных директоров еще не представляли коммерческой тайны, т.к. они превышали среднюю зарплату работников предприятия не более чем в два-три раза. Но в любом случае, тысяча рублей в месяц впечатляла. Должностной оклад начальника Ангарской экспедиции в то время составлял, по-моему, где-то 380 руб. в месяц.
2. Счастливое детство
Сформировать коллектив работников созданного горнорудного предприятия в начале 90-х годов прошлого столетия в пос. Мотыгино особого труда не составляло. К тому времени ассигнование геологоразведочных работ пошло резко на убыль, но коллектив Ангарской экспедиции еще жил надеждами на изменения в лучшую сторону и не покидал полюбившуюся Ангару и интереснейшую для геологов работу в слабо изученном обширнейшем регионе Нижнего Приангарья, являющемся и по сей день весьма перспективным на поиски полезных ископаемых широкого спектра. А ведь в то время численность Ангарской экспедиции достигала тысячи работающих. В ее составе были высококвалифицированные геологи, горняки, буровики, машинисты бульдозеров и экскаваторов, механики, водители практически любых видов автотранспортных средств, строители, слесари-ремонтники, рабочие других специальностей.
Юридический статус «Стальмаг» получил в Мотыгинском районе 16 марта 1992 года. Примерно с этого же времени началась и его практическая деятельность. Естественно, первая волна работников «Стальмага» состояла, в основном, из агрэвцев. На должности главных и ведущих специалистов были приглашены Людмила Васильевна Шаройко (главный бухгалтер), Виктор Васильевич Шевченко (главный геолог), Борис Леонидович Вонсович (начальник Верхотуровского карьера), Тамара Николаевна Калмыкова (начальник отдела кадров). В разных инженерно-технических должностях на Верхотурово работали агрэвцы Владимир Георгиевич Дедулов, Михаил Алексеевич Клеманов, Сергей Николаевич Неустроев, Владимир Сафонов, Вера Михайловна Рудзит, Игорь Анатольевич Непомнящий, Александр Николаевич Малахов, Валерий Калмыков, Алексей Игнатьевич Кикило, Виктор Викулович Тарков, Михаил Иванович Филимоненко и многие другие. В среде рабочих разных специальностей также преобладали агрэвцы, но заметную прослойку составляли и жители пос. Орджоникидзе, расположенного тоже на правом берегу р. Ангары, всего в 10-12 км выше по течению от Верхотуровского рудника.
(Фото из архива редакции)
Продолжение следует