«Стальмаг»
Юрий ЗАБИРОВ,
заместитель исполнительного
директора ОАО «Стальмаг»
по вопросам геологии,
кандидат г.-м. наук,
почетный житель
Мотыгинского района
На должность главного инженера был приглашен Михаил Евгеньевич Дубровин - специалист из предприятия по добыче и переработке магнезита «Магнезит» (Челябинская область). Это предприятие было образовано на базе известной с конца 19 века и разрабатываемой с 1900 г. Саткинской группы месторождений кристаллического магнезита. Михаил Евгеньевич к этому времени уже имел достаточно богатый опыт работы в сфере добычи и переработки магнезитов. Вместе с ним приехала и его супруга - Зинаида Николаевна. В «Стальмаге» она возглавила отдел капитального строительства. Практически сразу Зинаида Николаевна привлекла для работы в отделе инженера-строителя Надежду Александровну Романову. По-моему, в Мотыгино она прибыла из Казахстана. Позже мне пришлось довольно часто общаться с этими женщинами. Именно они ежемесячно принимали у меня объемы выполненных работ по стройобъектам Верхотуровского рудника. Их высокий профессионализм, принципиальность и жесткие требования к качеству работ доставляли немало беспокойных моментов в моей жизни того периода. Но ругался я не с ними, а со своими строителями, а их я уважал и продолжаю относиться к ним с почтением.
Преобладание в составе «Стальмага» раннего периода жителей Мотыгинского района определило местоположение его офиса, промбазы и всех вспомогательных служб в пос. Мотыгино. Во всех отношениях это было удобно. Центром стальмаговского комплекса стал не функционировавший к этому времени магазин АГРЭ, расположенный по ул. Полярной. Магазин реконструировали, пристроили второй этаж, и в нем разместились административно-управленческие службы. Вскоре вокруг административного здания появились складские помещения и площадки для хранения стройматериалов и металлоизделий, магазин-распределитель внутреннего пользования. Построили в кирпичном исполнении двухэтажный комплекс, на нижнем этаже которого разместился гараж для легковых автомобилей, а наверху – очень уютная гостиница с теплыми санузлами – фактор для севера немаловажный.
Функции генподрядчика по строительным объектам Верхотуровского рудника были возложены на «Производственную строительно-монтажную фирму «Конструкция» (ПСМФ «Конструкция», г. Красноярск). Генеральный директор фирмы Виталий Павлович Иванов бросил на верхотуровский рубеж свой золотой фонд во главе с главным инженером Михаилом Ивановичем Тимощенко. Его ближайшими помощниками на Верхотурово были механик Владимир Эммануилович Михель и Михаил Иванович Середа, возглавивший организованный в составе «Конструкции» Мотыгинский строительный участок. Генподрядчик успел по зимней дороге 1991-1992 года забросить в Мотыгино строительную технику, транспортные средства, автокраны, другие механизмы и строительные материалы. Для размещения техники «Конструкция» арендовала у АГРЭ здание ЛМК, расположенное по объездной дороге рядом с агрэвской пилорамой, столяркой и складами стройматериалов. Корпус здания был смонтирован еще в бытность начальником АГРЭ Виктора Георгиевича Ломаева в 1984 или 1985 году. Предполагалось, что в нем разместятся гараж, мехцех, ремонтные мастерские и сюда с улицы Промышленной переместится вся промбаза АГРЭ.
В районе Верхотуровского месторождения работы развернулись сразу после весеннего снеготаяния 1992 года. Конечно, в качестве первоочередных были автодороги и подъездные пути. Инвестор в этот период не жалел ни денежных средств, ни техники, ни материалов. В. П. Иванов назначил меня начальником Мотыгинского строительного участка в июле 1993 г. (М. И. Середа был переведен заместителем М. И. Тимощенко по строительству). При ознакомительной поездке на Верхотурово В. П. Иванов с нескрываемым чувством гордости подчеркивал, что едем мы по дороге, построенной «Конструкцией», что сверкающие на солнце оцинкованным железом домики вахтового поселка - это тоже «Конструкция». Потом была дорога к причальной стенке и площадке для приема грузов на берегу Ангары, что позволило уже в навигацию 1993 года доставлять грузы непосредственно к месту работ, минуя перевалку в Мотыгино. Воды Ангары в это время уже бороздили новенькие корабли с названиями «Северсталь» и «Стальмаг», а для транспортировки грузов были приобретены две баржи, 1000-тонная и 500-тонная, и паром.
Не отставал, а может быть, даже и с опережением «Конструкции», М. Е. Дубровин разворачивал вскрышные работы и подготовку карьера для добычи магнезита. В технике и материалах у него тоже недостатка не было. Инвестор предоставил все: и тяжелые горные экскаваторы, и бульдозеры, и карьерные большегрузные автосамосвалы, и многое другое. Был сооружен во временном исполнении дробильно-сортировочный узел. К навигации 1993 г. на берегу Ангары появились штабеля магнезитовой руды. Работали с хорошим настроением и уверенностью, как говорится, в светлое будущее. Это чувство подогревалось и визитом на Верхотуровский объект летом 1993 г. самого директора Череповецкого металлургического комбината Юрия Викторовича Липухина, естественно, в окружении ответственных работников комбината. Запомнился мне один из эпизодов, связанный с этим визитом. После ознакомления с ходом работ на руднике Ю. В. Липухин обратился к руководству района с предложением озвучить проблемы района. Ю. И. Феклин, бывший в то время председателем районного Совета, обозначил нехватку транспорта для оперативного управления районом (действительно, в то время на все службы районной администрации и Совета, включая РОНО, отдел соцобеспечения, отдел культуры и др. были УАЗик и «Нива») и попросил помочь УАЗиками. «Сколько?» - спросил Липухин. «Двенадцать», - не моргнув глазом, ответил Феклин. «Хорошо»,- сказал Липухин. И действительно, поздней осенью 1992 г. в Пашино прибыла колонна УАЗиков.
Стальмаговцам казалось, что жизнь удалась. Да и как тут было грустить?! Зарплата была значительно выше средней по району, выплачивали ее своевременно. Социальная политика инвестора в то время еще наследовала черты уходящего Советского Союза. Старожилы помнят, как были обустроены в то время поселки горно-обогатительных предприятий, какая заработная плата была у горняков и на каком уровне было обеспечение. Стальмаговцам посчастливилось ухватить кусочек той эпохи. Помимо заработной платы, они могли приобрести практически любую бытовую технику того времени: телевизоры, музыкальные центры, стиральные машины и другие виды промышленных товаров. Помню, главный инженер Александр Владимирович Сурнин, энергетик Владимир Германович Сошников, начальник карьера Борис Леонидович Вонсович и, по-моему, главный энергетик Владимир Петрович Усольцев получили даже мини-тракторы. Но вершиной всего в этой социальной политике учредителя были акции, выделенные им для работников «Стальмага» при акционировании Череповецкого металлургического комбината (после этого он трансформировался в ОАО «Северсталь»).
1992, 1993, 1994 годы в жизни «Стальмага» были, можно сказать без преувеличения, периодом счастливого детства. Но детство, увы, проходит очень быстро...