«Стальмаг»
Юрий ЗАБИРОВ,
заместитель исполнительного
директора ОАО «Стальмаг»
по вопросам геологии,
кандидат г.-м. наук,
почетный житель
Мотыгинского района
3. ЭПОХА ПЕРЕМЕН
Помню, Михаил Сергеевич Горбачев как-то сказал, что мы живем в сложном, быстро меняющемся мире. Справедливость этой фразы стальмаговцы почувствовали уже в начале 1995 года. В объятиях финансово-экономического кризиса к этому времени уже находилась вся Россия. С распадом Союза, акционированием предприятий ведущих отраслей промышленности была разрушена существовавшая десятилетиями система взаимных экономических связей, плановых взаимопоставок на огромном экономическом пространстве. Естественно, что и «Северсталь» вместе со всей Россией переживал в это время далеко не лучший период в своей истории. Финансирование Верхотуровского объекта резко сократилось. Фирма «Конструкция» вынуждена была прекратить на Верхотурово строительные работы и с началом навигации 2005 года вывезла свою технику на базу фирмы в Красноярск.
В это трудное время учредитель принял решение о назначении генеральным директором «Стальмага» Михаила Ивановича Тимощенко. До работы на Верхотуровском объекте М. И. Тимощенко руководил крупными строительными объектами краевого значения. По-моему, появившись в Мотыгино, он первым делом посетил администрацию района. Представил себя и фирму. Ознакомил нас (я работал в то время первым заместителем главы района) с задачами и целями вхождения фирмы в район и предложил свои услуги подрядчика по стройобъектам районного титула. Уже в 1992 г. М. И. Тимощенко вел по договору с комитетом по строительству и архитектуре администрации Мотыгинского района объекты «Мотыгинский кирпичный завод», «Станция обезжелезивания» (на Зырянке), «Детская консультация» (так этот объект проходил первоначально по титулу, а сейчас – это действующий диагностический центр Мотыгинской ЦРБ – флюорография, рентгенкабинет и др.). Следует отметить, что титул строительных объектов из средств краевого бюджета по нашему району в это время благодаря программе «Слово и дело», разработанной и внедренной А. И. Ахмедзяновым в краевых структурах власти буквально накануне перестройки, был довольно обширным. Какое-то время эта программа работала по инерции и в первые годы перестройки.
В 1995 г. работы на Верхотуровском руднике постепенно угасали. Кризис достигал своего апогея. Появились случаи задержки выплаты заработной платы, и не только в «Стальмаге», но и в других предприятиях района. В 1996 г. невыплата заработной платы, да и не только ее, но и пенсий, детских пособий, других социальных вы-плат стала превращаться в норму не только в Мотыгинском районе, но и по всей России. «Живые» деньги из оборота потихоньку исчезали, и в нашу жизнь постепенно внедрился злополучный бартер. Но для того, чтобы получить у кого-то что-то по бартеру, надо было ему (кому-то) что-то предложить в обмен. А что мог предложить в обмен «Стальмаг»? Основной источник финансирования - «Северсталь» был далеко, да и предупредил, чтобы выживали сами. Можно было пойти по пути продажи техники, оборудования, материалов. Но это означало оставить себя без будущего, т.е. прямая дорога к ликвидации. «Стальмагу», без преувеличения можно сказать, повезло, что во главе его в это трудное время оказался специалист-строитель, имеющий большой опыт в этой отрасли. Именно благодаря этому «Стальмагу» доверяли строительство наиболее сложных и крупных объектов. В администрации в то время тоже не было «живых» денег для расчета за объемы выполненных работ. Но в рамках программы досрочного завоза на Север район имел ГСМ, муку, некоторые другие виды продовольственных и промышленных товаров. И все это «Стальмаг» получал по системе взаимных расчетов за выполненные объемы строительных работ. Бартерная цепочка была очень разветвленной, и разворотливые опытные снабженцы высокого класса, имея что-то, могли получить то, что требуется. Они владели ситуацией не только в крае, но и по всей России и даже прихватывали страны Ближнего Зарубежья. Именно в это время в «Стальмаге» оказался такой специалист - это был Владимир Николаевич Статуев. Уважением он пользовался огромным, и все (по-моему, включая самого М. И. Тимощенко) обращались к нему уважительно, не иначе как «Николаевич». Работал он в то время, прямо сказать, «на износ». И когда мы засыпали его просьбами, помню, он парировал: «Подожди, вас много, а я один». И действительно, он был один. Но благодаря ему мы через свой магазин по безналичному расчету получали жизненно необходимые продукты и товары первой необходимости. К тому же, по каким-то взаиморасчетам «Стальмаг» приобрел магазин «Сибирь». Имея по взаимозачетам муку, конечно же, очень быстро к магазину соорудили пристройку, в которой разместилась хлебопекарня. В то время ежедневная булочка хлеба «под запись» имела огромное значение.
Особенно сложно в то время было с «живыми» деньгами. Небольшие суммы можно было заработать на транспортировке грузов по программе до-срочного завоза. Тем более, что до 1996 года администрации северных территорий сами находили поставщиков и старались дать возможность предприятиям района заработать на доставке грузов в район. Транспортные расходы администрация края возмещала «живыми» деньгами. Во второй половине 1995 г. - первой половине 1996 г. источником таких денег был офис комбанка «Енисей», строительство которого было доверено М. И. Тимощенко. Кстати, правой рукой генерального директора «Енисея» в то время был воспитанник нашей АГРЭ Александр Васильевич Швора. Сейчас в этом здании размещаются администрация и Совет района, а также Мотыгинское отделения Сбербанка. По-моему, строение это и по сей день является украшением нашего районного центра. В 1996 г. артель старателей «Ангара», во главе которой в это время был Василий Николаевич Мануйлов, приступила к освоению нашего Кокуйского месторождения угля. Администрации района удалось добиться в краевой администрации включения кокуйского угля (его добычу и транспортировку) в программу северного завоза. «Ангара» в результате этого получила надежный источник компенсации своих расходов, связанных с угледобычей. Но и предприятия района, включая «Стальмаг», получили возможность участвовать в доставке кокуйского угля от угледобывающего разреза до районных котельных. Это тоже был источник «живых» денег.
ГСМ, основные виды продовольствия и товаров, получаемых по бартеру по взаимозачетам за выполненные объемы строительных работ в сочетании с небольшими «живыми» деньгами, зарабатываемыми различными способами, позволили «Стальмагу» выжить в эту трудную эпоху перемен.
Продолжение следует.