«Стальмаг»
Юрий ЗАБИРОВ,
заместитель исполнительного
директора ОАО «Стальмаг»
по вопросам геологии,
кандидат г.-м. наук,
почетный житель
Мотыгинского района
В 1995 году М. И. Тимощенко пригласил в «Стальмаг» на должность исполнительного директора Владимира Петровича Куликова. Владимир Петрович прошел хорошую школу в АГРЭ и до назначения в «Стальмаг» работал первым заместителем главы администрации района, т.е. он знал район, и его знали в районе. Это всегда имело значение, а в то непростое время особенно. Тимощенко и Куликова объединяло то, что оба они были производственники, твердо стоящие на земле, чувствующие пульс своего предприятия и времени, в котором жили. Все это в сочетании с большим жизненным опытом позволяло им удерживать на плаву корабль под названием «Стальмаг» в бушующем океане финансово-экономического кризиса, охватившем всю Россию. Они были единомышленниками, а это всегда было и есть основное слагаемое в любом деле. По-моему, у нас в районе только еще Горевский ГОК в то время возглавляли крепкие мужики и верные единомышленники. Я имею в виду Владимира Валерьевича Гуриева и Тамерлана Петровича Дзгоева.
Все эти годы начала перестройки параллельно со «Стальмагом» в Мотыгино боролся за жизнь еще один ребенок «Северстали» - ОАО «Ниобий». Все эти годы его продолжал возглавлять В. А. Ландарь. Контора «Ниобия» располагалась в трехэтажном здании общежития АГРЭ. Жил «Ниобий», в отличие от бурлящего «Стальмага», как-то тихо и незаметно. Ближайшими помощниками В. А. Ландаря были Виктор Потехин (снабжение), Елена Ивановна Никитина (главный бухгалтер) и Рычков (механик).
В качестве базового поселка для освоения Татарского месторождения использовался поселок геологоразведчиков, расположенный на левом (северо-енисейском) берегу р. Бол. Пенченга. Правый берег этой реки - это уже территория Мотыгинского района. Граница между этими районами здесь проходит по р. Бол. Пенченга. Привлекательность северо-енисейского берега определялась прежде всего тем, что районный коэффициент здесь составляет 1,5 и северная надбавка – 80%, тогда как на правом (мотыгинском) берегу они равны соответственно 1,3 и 50%. Доставка грузов первоначально производилась по существовавшему зимнику геологоразведчиков через п. Партизанск с выходом на нежилой поселок геологов-бокситчиков, расположенный на правом берегу р.Татарки, и далее вверх по правому склону долины этой реки. К 1995 г. «Ниобий» завершил строительство автодороги круглогодичного действия, обеспечивающей надежную связь вахтового поселка с пристанью Мотыгино. Используя эту возможность, «Ниобий» сразу после весеннего снеготаяния 1995 года начал первые практические шаги в районе месторождения. Была вы-брана площадка для вахтового поселка, построены фундаменты административного здания и общежития, здание дизельной электростанции. Приступили к строительству опытной установки.
В 1996 г. произошло судьбоносное для «Стальмага» событие. На Верхотуровском руднике работы к этому времени практически прекратились. «Ниобий» же набирал обороты по освоению своего объекта. Казалось бы, логичнее было присоединить к тому, что начало набирать жизненную силу, то, что оказалось в то время невос-требованным и медленно угасало. Но собственник решил ликвидировать «Ниобий» путем его присоединения к «Стальмагу». Чем при этом он руководствовался, естественно, мне неизвестно. Видимо, решающими здесь оказались эффективные антикризисные действия М. И. Тимощенко по спасению «Стальмага». По сути дела, правильнее было бы это новое объединенное предприятие назвать «Ниобийсталь». Но вывеску менять не стали, и причины для этого, наверное, были.
4. НИОБИЙ. ПОПЫТКА № 1
«Пара простых примеров наглядно иллюстрирует необходимость развития в России собственной сырьевой базы редких металлов. После ввода наших войск в Афганистан ФРГ отказалась продавать нам трубы из легированной ниобием стали. Мы начали ставить свои стальные трубы и при городском строительстве, и в нефтепроводах. И вот через 15-20 лет пожинаем плоды. Трубы рвутся, их приходится заменять. Легированные ниобием трубы простояли бы еще 40 лет».
(А. Г. Еханин и др., специализированное информационно-аналитическое издание «Природные ресурсы Красноярского края», с. 8, № 8, октябрь 2010).
Ощутимые подвижки в освоении Татарского месторождения произошли в 1999 году. С этого времени в обиходе стальмаговцев зазвучало слово «Татарка» (поехал на Татарку, приехал с Татарки, у нас на Татарке). По-моему, это уменьшительное название Татарского карьера было нами заимствовано от геологоразведчиков-агрэвцев.
В сентябре 1999 г. я в составе группы специалистов (Куликов, Пронский, Исаченко и др.) прошел по визиркам, ограничивающим в тайге местоположение будущих объектов рудника: опытно-промышленную фабрику, хвостохранилище, первую очередь карьера, отвал вскрышных пород, спецотвалы фосфатных и вермикулитовых руд, автоподъезды. В мае 2000 г., появившись на Татарке, я увидел очищенные от леса ложе хвостохранилища, площадку под строительство обогатительной фабрики, площадки карьера, рудного склада, отвалов и отсыпанные камнем автодороги и автоподъезды. «Вот это Тимощенко развернулся!» - подумал я тогда. Уже потом Михаил Иванович рассказал мне, что расчистку от леса выполнил по договору наш Мотыгинский «Ангарлес».
Практически одновременно с «Ангарлесом», также глубокой осенью 1999 г., артель старателей «Северная» зашла на Татарку со своей техникой для строительства на подрядной основе автодорог и автоподъездов. Мне понравился их хозяйский деловой подход. Прежде всего, они немного в стороне от нашего вахтового поселка построили для себя несколько брусовых домиков, чтобы не зависеть ни от кого и работать по своему графику и по своим правилам внутреннего распорядка. Очень быстро произвели вскрышные работы на карьере строительного камня «Пенченга-1» и начали отработку камня для отсыпки дорог. К весенней распутице 2000 года они уже завершили все строительно-дорожные работы и покинули Татарку вместе со всей своей техникой.
Надо сказать, что Татарка для стальмаговцев оказалась малопривлекательной. Они привыкли к графику Верхотуровского карьера: продолжительность вахты - неделя, от базы до участка - полтора часа езды по хорошей дороге, дом рядом и при необходимости всегда можно выехать. На Татарке был введен сезонный характер работ. Сезон начинался с февраля и заканчивался ноябрем. Работа была круглосуточной. Продолжительность смены составляла 11 часов. Один час предоставлялся на обед. 150 км от Мотыгино, особенно в межсезонье, или зимой после снегопадов и метелей давались нелегко. Были случаи, когда добраться до Татарки было вообще невозможно. Поэтому сгонять на денек-два домой было не так просто.
(Продолжение следует)