Мотыгино - Новоангарск - Стрелка
Ренат Латфудин, асфальтоукладчик
Рабочий день 19 июля начался с пяти утра. Выехали в очередную командировку рано, чтобы успеть на шестичасовой паром, и попали под ливень. Это был второй дождь за последние два месяца. Крупные капли радостно расплывались по стеклу автомобиля, прибивали слой пыли на дороге, а я мысленно была на огороде с посадками картошки, которая впитывала живительную влагу со всей своей картофельной силой
Оказалось, что это была радость лишь для нескольких поселков на правом берегу Ангары. На левобережье по первомайской дороге – все та же пыль, здесь ни капли дождя не упало, в Орджоникидзе (на северо-востоке от Мотыгино) дождя тоже не было, а там горят леса на десятках гектаров.
Подъехали к парому в Рыбном. И тут случилось маленькое происшествие. Наш паром не мог оторваться от берега, задержался, а встречный с левого берега уже подошел. И как капитаны ни рассчитывали ход, но наш паром вдруг толкнуло, он аппарелями врезался в бок встречного чуть выше ватерлинии. Появилась небольшая дыра. Латать придется.
Андрей Головинский, директор Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор»
Впрочем, командировка – деловая, поэтому интервью с директором Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор» Андреем ГОЛОВИНСКИМ продолжалось несколько часов. Мы побывали в Новоангарском дорожном участке, в поселке Стрелке и на стадионе Новоангарска, где дорожники выполняют свои плановые работы.
Планы на год были большие, а сегодня, как говорит Андрей Петрович, остались минимальные. В этом году задержались с торгами по ремонту дорог на 29 -35 км автодороги Мотыгино – Широкий Лог, поэтому работы начнутся с середины августа. Планируют на следующий год провести конкурс по ремонту еще шести километров. То есть, после проведения ремонтов, дорога от Кулаково до Рыбного в конечном итоге должна вся стать более проезжей, вся с переходным типом покрытия.
Пока речь об асфальтобетонном покрытии не идет, но эта тема просто откладывается до более лучших финансовых времен. В перспективных планах КРУДОРа стоит асфальтирование участков от Кулаково до Новоангарска, Бельск - Рыбное, Мотыгино – Раздолинск.
Большое интервью
- Андрей Петрович, что уже сделано в этом году коллективом?
- С весны начали устранять провалы на наиболее опасных участках, обеспечивали проезды по наиболее интенсивно используемым дорогам. За счет средств содержания отсыпали километр дороги первой категории Мотыгино- Широкий Лог на 27-28 км. Вообще, почти вся эта дорога сейчас имеет четвертую категорию проезда, то есть, если раньше мы просто поддерживали проезд по ней, то за последние годы дорогу расширили до 10 метров, сделали более комфортным проезд.
Еще одна задача – сделать ремонт 25 километров дороги Рыбное – Устье (проезд до Машуковки). Этот участок –
на втором месте по интенсивности использования и значимости, потому что по нему в основном идет большегрузная техника.
Занимались в этом году обустройством дорог в северной части района. Там были отремонтированы мосты через Шаарган на 41 километре с помощью подрядчика. Занимались ремонтом поселковых дорог в Мотыгино, выиграли торги на ремонт дорог в Раздолинске.
В северной части района весенний паводок не принес такого большого ущерба дорогам, как в прошлом году. Были переливы ручьев через дорожное полотно, наледи, последствия быстро устранили. Но опасения сейчас вызывают именно северные дороги. Нагрузка, например, на орджоникидзевскую трассу возросла, стали интенсивней вывозить лес. А там в основном лежневка, и ее начинает раздавливать на заболоченных участках. Провели там пока ремонтное профилирование.
По-прежнему озабоченность вызывает северная дорога Раздолинск - Южно-Енисейск. Партизанскую дорогу теперь мы не обслуживаем, так как она потеряла социальную значимость в связи с ликвидацией статуса Партизанска как поселка. Ее содержанием занимаются предприятия, которые пользуются дорогой.
В аварийном состоянии находится мост через Удерей на дороге к Южно-Енисейску, там сделан временный объезд, который весной был размыт талыми водами. Без объезда движение бы полностью прекратилось. В планах КРУДОРа на ремонт этот мост стоит, но начнется он, скорее всего, в следующем году.
Также наши рабочие очищали обочины дороги Мотыгино-Широкий Лог от мусора, начали покраску дорожных ограждающих сооружений.
слева направо: дорожный рабочий, Вячеслав Сахно, водитель Александр Ваулов, электрогазосварщик Владимир Шох
- Жители Мотыгино заметили, что ямочный ремонт ведется по-другому, асфальт укладывается большими участками, это новые правила?
- Нет, это требования заказчика, который обеспечивает финансирование (краевая субсидия), и ямочный ремонт делается путем перекрытия целого участка дорожной одежды на всю ширину проезжей части. Это способ более рациональный, чем прежний ямочный ремонт.
Кто-то из водителей недоволен тем, что на дороге появились неровности. Но мы знаем, с какой скоростью «летают» наши машины, особенно в вечернее время, несмотря на знак «40 км» в границах населенного пункта. Эти небольшие неровности отчасти сдерживают лихачей наподобие мини- «лежачих полицейских».
В этом году сделали ремонт участка дороги, которая долгое время финансировалась по остаточному принципу –
объездная в Мотыгино. Теперь она находится на балансе нашего предприятия и имеет достаточно средств на содержание. Уложен асфальт на мостовом переходе напротив АЗС, и далее по длине асфальтировали 500 метров дороги.
Занимаемся заменой дорожно-знаковой информации с учетом требований проектно-сметной документации, так как произошли изменения в структуре наших дорог.
- Андрей Петрович, в Мотыгино уличные дорожные знаки в некоторых местах либо повалены, либо стоят криво…
- За этим должна следить поселковая администрация, в ведении которой находятся все уличные дороги райцентра.
- Какие ближайшие планы в работе предприятия?
- В августе начнется ремонт моста через Нижнюю Карнаевку в Мотыгино, подрядчик уже определен. Нагрузка для моста определена под 60 тонн, он будет сделан в комбинированном виде (металл + дерево).
В планах, скорее всего 2020 года, ремонт моста на Верхней Карнаевке, в проекте – это полностью железобетонный мост по типу моста через Рыбную. Сейчас планируем делать обход, потому что мост уже в аварийном состоянии из-за интенсивной эксплуатации его большегрузной техникой.
- На раздолинской дороге, как и в прошлом году, идет вспучивание остатков асфальта, который проложили более 20 лет назад. Что-то будете там делать?
- Сейчас пытаемся ее «латать», отсыпаем наиболее аварийные участки на трассе мелким щебнем. Сразу в двух направлениях работает бригада автосамосвалов и грейдеров.
- 28 километров дороги Первомайск – Кулаково стали проблемными для наших водителей. Будет ли на ней произведена отсыпка?
- Дорога была сделана в 2006 году, обслуживается нами по статье «содержание», то есть проводим только ремонтное профилирование. Если будут выделены дополнительные средства, то будем отсыпать. Пока удается отсыпать локальные участки там, где выступает крупный скалистый грунт.
- Второй год вы, наши дорожники, выполняете работы в поселке Стрелке, как они продвигаются?
- 1 августа объект будет сдан, разрежем красную ленточку. Сделан обширный комплекс работ по обустройству земляного полотна дорог, сооружению инженерных сооружений, асфальтобетонного покрытия, я уже об этом говорил в прошлом интервью. В прошлом году мы заехали на объект 15 мая, там было практически «чистое поле», убирали деревья, кустарники, расчищали площадку под строительство 41 дома и дорог. Задействованы были тяжелые бульдозеры, самосвалы, экскаваторы, грейдеры, которые вывезли более 60 тысяч тонн грунта.
- Еще один ваш объект – стадион в Новоангарске, какие работы там будут выполняться?
- Заключен контракт с учетом требований при подготовке к юбилею ГОКа. Запланировано асфальтирование четырех площадок: на территории комбината, подъезда к школе в Новоангарске. На торги выставлено асфальтирование и сооружение водопропускных труб на дорогах на трех улицах поселка. «Лесосибирск-Автодор» также намерен участвовать в тендере.
- Каковы задачи Новоангарского дорожного участка на это лето?
- Участок обслуживает 83 километра дороги Мотыгино – Широкий Лог от Первомайска до паромной площадки поселка Стрелки. Это наиболее удобный для проезда участок в районе, в позапрошлом году, как вы знаете, было проведено его асфальтирование. В основном ведутся работы ремонтного профилирования, по текущему содержанию асфальтобетонного покрытия. Плановые задания – содержание ограждения, мостовых переходов.
- Андрей Петрович, что-нибудь известно о том, когда будет строиться дорога на Высокогорск, она очень нужна нашим промпредприятиям на севере.
- На совещании при главе района в мае с привлечением к участию представителей промышленных предприятий и министерства финансов края были выработаны определенные решения, разработана стратегия по этой дороге. На совещании озвучили основную проблему текущего года – предполагается снижение уровня воды в Ангаре с августа, а ведь поток вывоза продукции и завоза в наш район актуален круглый год. Уровень воды упадет из-за того, что планируют полностью перекрыть створы Богучанской ГЭС для заполнения водохранилища, как и в прошлом году.
С 10-15 августа судоходное движение на Ангаре закроют. До этого времени район должен успеть завезти уголь, вывезти с правого берега промышленную продукцию, завершить лесосплав.
Я думаю, пока не будет моста через Енисей, строительство дороги на Высокогорск пока отходит на второй план.
Новоангарские дорожники
Елена Филиппова, медработник
Одна из остановок в пути – Новоангарский дорожный участок. Ранним утром медработник Елена Филиппова проводила медосмотр водителей и всех работников, которые выходили на трассу. Стаж ее работы – со времени основания участка, то есть составляет 22 года.
Юрий Осипов, начальник Новоангарского дорожного участка
Задача ее – и после рейса также провести медосмотр. Всего на участке работают 18 человек. О планах работ на 19 июля рассказал начальник Юрий ОСИПОВ:
- Сегодня у нас намечено переоборудование комбинированной дорожной машины, погрузчик будет отгружать щебенку для вывоза в Стрелку, на линии обслуживания начнется покраска ограждения плюс общее содержание дороги. День загружен полностью для всех работников.
В прошлом году на участке получен новый автогрейдер, вся техника в нормальном состоянии. Самый старый – это грейдозер, которому 30 лет. Но мы его используем только в сильные снегопады.
Влад Семин, дорожный рабочий
Сейчас стараемся грейдеры выпускать на работу в ночь с 9 вечера до 9 утра, чтобы не создавать дискомфорт водителям на дорогах из-за пыли. Также убираем на обочинах дороги деревья, которые были повалены в сильный ветер.
В поселках Новоангарске, Кулаково, Первомайске работы проводим по договорам с администрациями сельсоветов. Основная работа проводится зимой, это касается очистки от снега. Обязательно следим за дорожно-знаковой информацией.
Игорь Елдынов, водитель КамАЗа
На мой вопрос о том, легко ли обслуживать асфальтовую трассу, начальник ответил так:
- Это не так просто, категория дороги после укладки асфальта на трассе Стрелка - Новоангарск изменилась, добавилось ответственности и возросли требования к дорожникам. Не секрет, что увеличилась скорость проезда автомобилей и возрос риск аварийности. Конечно, в такой дороге больше плюсов, чем минусов.
Традиционный вопрос в последнее время к руководителям – о том, кто на предприятии работает в пример остальным. В Новоангарском участке это Вячеслав ДУДИН, машинист погрузчика. Начинал работать здесь с дорожных рабочих, потом выучился на машиниста и уже почти десять лет на погрузчике.
Александр МИНИН, машинист экскаватора, Давид ДОЛГУШИН, дорожный рабочий – очень ответственные работники. Большой стаж работы на участке у Петра МИНИНА, машиниста автогрейдера. Сам Юрий Владимирович уже 12 лет руководит участком и успешно справляется с поставленными задачами.
Стрелка
Основная цель поездки - поселок Стрелка, где бригада дорожников заканчивала работы по обустройству трех новых улиц поселка, возникших по печальному стечению обстоятельств после прошлогоднего пожара, когда сгорело более 40 домов, пострадали 225 жителей. Мы пообщались не только с погорельцами, но и с главным специалистом администрации Лесосибирска в поселке Стрелке Владимиром КОРОТЧЕНКО, который каждый день инспектирует то, как проходит обустройство жителей.
Мэр поселка Стрелки Владимир Коротченко
Три улицы носят необычные для маленького поселения названия – «Единения», «Согласия», «Примирения». «Нравятся ли эти названия жителям?» - спросила я у Коротченко. Владимир Иванович ответил, что не всем. Кто-то хотел бы назвать улицы по-другому, ну, как у нас, в Мотыгино – Луговая, Земляничная, Молодежная.
Однако эти названия придумали в ходе проекта инженеры, так они и приживаются. На некоторых домах уже и красивые таблички есть. Конечно, пока квартал выглядит сиротливо. Нет привычных заборов, палисадников, огородов, даже собачьих будок нет. С крыльца попадаешь на небольшую веранду, а оттуда - в кухню. Размер площадей домов разный – от 74 метров (трехкомнатный) и меньше.
Николай Матвеев, житель Стрелки, доволен работой наших дорожников и выразил им благодарность за труд
Кто-то говорит, что зимой было тепло, хотя веранды не утеплены, а одна молодая женщина посетовала: пока котел топишь, тепло, как только перестанешь, дом остывает. Оказывается, трубы отопления в домах сделаны из алюминия, которые не как чугунные батареи, остывают в разы быстрее, тепло не держат.
Житель Стрелки Александр Иванович (погорелец)
Погорелец Александр Иванович решил до зимы обустроить в своем дворе погреб, чтобы картошку хранить. Попросил экскаватор, выкопали яму, теперь обшил стенки досками, осталось сделать крышку.
Но сомневается, хватит ли глубины, не померзнет ли урожай. Оказывается, люди, которые лишились домов и всего имущества, засадили этой весной свои старые огороды и вот, ждут урожая, вроде бы все растет, несмотря на то, что во время пожара даже земля накалялась.
Самая большая проблема для стрелковцев с новыми домами – жилье пока не в их собственности. Но, как заверяют власти, в августе этот вопрос решится, и жители трех улиц смогут тогда капитально приступать к обживанию новых мест поселения.
Но в целом, как заверил Владимир Коротченко, люди рады тому, что получили взамен сгоревших домов жилье так быстро. Дома, в которых они жили, были постройки 60-х, 70-х годах прошлого века, и в основном это были двухквартирные жилища. Сейчас привыкают потихоньку, молодые семьи адаптируются особенно быстро. Начали разводить цветы, заготавливать дрова, потому что котлы в новых постройках особенные – топить их надо чурками небольших размеров. Со временем, конечно, каждый обустроится по своему желанию.
На мой вопрос о том, разрешилась ли прошлогодняя проблема стрелковцев с прописками (некоторые, кто потерял в пожаре дома, не были прописаны в Стрелке), Владимир Иванович ответил, что новое жилье получили только те, кто был прописан и проживал здесь.
Жители, конечно, хотят, чтобы им завезли землю, чтобы вокруг домов были земляные участки, а не грунт. Однако об этом им придется позаботиться самим.
Владимир Иванович рассказал о том, как изначально начиналось строительство, ведь здесь когда-то был склад шпал. Когда начали делать изыскания, то на глубине трех, четырех метров обнаруживали древесные остатки, но это не должно вызывать опасений у жителей. Высота фундаментов всех домов составляет почти пять метров и каждый дом поставлен на 19 свай. После того, как дома с инфраструктурой будут сданы заказчику, специалисты приедут и покажут жителям, где можно ставить гаражи, бани, рыть подвалы.
И главный вопрос – довольны ли работой наших дорожников - был задан в конце беседы. Владимир Иванович сказал:
- Дорожники – молодцы! Они и в прошлом году четко делали свою работу, в этом году тщательно сделали сливные трубки, асфальт, отсыпку. К ним никаких претензий нет.
Как рассказал дорожный мастер, который руководит здесь работами, Виктор ЗАСТАВСКИЙ, все необходимые на работах специалисты есть, дорожники живут в гостинице, обедают в столовой, заезжают вахтами на две недели из Мотыгино.
слева направо: Виктор Заставский, грейдерист Петр Минин
Всего дорожники обустроили на трех улицах Стрелки инфраструктуру протяженностью 1 км 300 метров на том месте, где ничего не было, обустроили 41 водопропускную трубу, сделали обводные канавы.
Дорожная работа, возможно, самая трудоемкая и трудозатратная. В прошлом году в Стрелке бригада начала работать в мае и вышла отсюда только 1 октября, в этом году зашли в июне. Все, что планировали сделать, выполнили – выровняли обочины, уложили асфальт, вырыли дополнительные канавы для паводковых вод, установили дорожную знаковую информацию. Каждый работник получает вахтовые, которые идут на питание. На объекте стоит вагончик, в котором люди могут в перерыве попить чаю. В самую жару техника не выдерживала и рабочим приходилось выходить в смену ночью.
А.П. Головинский обошел все участки, где работали дорожники, обсудил рабочие моменты, ведь скоро – сдача объекта.
Стадион
Новый стадион в Новоангарске – лучший в районе
Возвращаясь из Стрелки, мы заехали на новый стадион в Новоангарске, который уютно раскинулся рядом со средней школой поселка. И уже его успели обновить, в День металлурга здесь прошли большие соревнования по футболу, легкой атлетике, волейболу.
Стадион имеет сорок кресел для болельщиков, самые активные могут болеть стоя или сидя на покрытии.
Здесь предстоит забетонировать дорожки вокруг. Рядом в здании бывшего тира слышно жужжание шуруповертов, это рабочие подрядной организации торопятся к юбилейному дню ГОКа - 18 августа - успеть покрыть кровлей здание, где будут душевые, раздевалки, тренажерный зал и прочие необходимы для спортсменов помещения.
Вернулись в Мотыгино мы с Андреем Головинским, директором ГП КК «Лесосибирск-Автодор», без всяких приключений и помех, на паромы успевали вовремя, впереди у руководителя - ненормированный рабочий день.
Наталья МОРОЗОВА