По плохой дороге далеко не уедешь
Развитие производства в Мотыгинском районе тормозят дороги, качество которых не успевает за техническим прогрессом
Заседание межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения состоялось в Мотыгино 2 августа. Оно прошло с участием министра транспорта Красноярского края Константина Димитрова, руководителя КРУДОРа Андрея Журавлева, старшего инспектора по особым поручениям УГИБДД края Дмитрия Гостева и других руководителей, которых представила глава района Оксана Размыслова, открывая заседание комиссии.
Пожалуй, символично, что начали его в полумраке – КамАЗ-самосвал снес провода на выезде с объездной дороги, и выступление докладчика, врио начальника ОГИБДД района Дмитрия Биккерта, звучало особенно актуально.
Одно из важнейших направлений деятельности автодорожной инспекции – контроль за соблюдением требований законодательства России по безопасности дорожного движения, напомнил докладчик, и отметил, что в 2018 году причиной ряда ДТП, зарегистрированных на территории района, были неудовлетворительные дорожные условия, среди них – отсутствие тротуаров, освещения, дорожной разметки, снег на проезжей части и другие. В Мотыгино, Раздолинске, Новоангарске есть 18 пешеходных переходов, из них 16 не соответствуют требованиям, нужны ограждения. По автобусному маршруту в Мотыгино 23 остановки, которые нуждаются в дополнительном обустройстве (заездные карманы и другое). В поселках недостаточно знаковой информации. Улично-дорожная сеть нуждается в ямочном ремонте. Контракты на содержание дорог заключаются несвоевременно, одно предприятие не успевает исполнять все контракты в районе. Докладчик отметил и другие недостатки, завершив выступление перечнем первоочередных мероприятий, отметив готовность отделения помочь в разработке адресных программ по БДД в поселениях района.
Глава района Оксана Размыслова отметила, что решению этих вопросов препятствует одно: не хватает средств. Так, на программу по БДД заложено 300 тысяч рублей, а для исполнения предписаний ГИБДД в Мотыгино надо более миллиона. За прошлое лето только разметку наносили дважды – это 200 тысяч рублей; дорожные знаки вандалы портят, разбивают, в Мотыгино их приходится менять несколько раз в год.
Инспектор по особым поручениям УГИБДД края Дмитрий Гостев рекомендовал: в условиях недостаточного финансирования программу по БДД надо согласовывать с ГИБДД, совместно определить приоритеты, все мероприятия просчитывать и тоже согласовывать с ГИБДД.
Депутат райсовета Светлана Карарь предложила больше внимания уделять приоритетам населения: в весенне-осенний период воды вымывают грунт из-под асфальта, нужно при формировании программ по БДД проводить обследование опасных участков. В райцентре на автобусном маршруте есть участки, которые вызывают опасность обрушения. Она также обратила внимание гостей из края на то, что в условиях севера на программы по БДД и содержанию транспортной инфраструктуры нужно закладывать больше средств, чем в других территориях края, потому что длительные морозные зимы больше разрушают дорожное полотно.
Министр транспорта края Константин Димитров подчеркнул, что в последние годы финансирование этой сферы увеличивается, но все проблемы, которые копились десятилетия, сразу не решить. Константин Николаевич сообщил, что президент страны одним из приоритетов теперь объявил транспортную инфраструктуру, проект готовится, однако и на территории надо рационально подходить к использованию средств: если вандалы портят знаки – обращаться с заявлениями в правоохранительные органы; следить за состоянием дорог и транспортной инфраструктуры.
Второй вопрос повестки комиссии глава района назвала особенно важным.
- Мы собрались и пригласили руководителей и представителей промышленности, чтобы уделить внимание вопросу нарушения законодательства по безопасности дорожного движения при перевозке крупногабаритных грузов и вопросу содержания и ремонта автодорог, - сказала Оксана Олеговна.
Дмитрий Биккерт дал краткую характеристику дорог и перевозчиков: в районе осуществляют деятельность Раздолинский филиал «Группы Магнезит» (автотранспортные перевозки - по договорам с перевозчиками), предприятия по добыче и переработке свинцово-цинковых руд, угля, золота, лесозаготовители. Балансодержатель дороги на север – КРУДОР, обслуживает Мотыгинский филиал ГП КК «Лесосибирск-Автодор». Дорога Мотыгино - Раздолинск находится в неудовлетворительном состоянии. В результате интенсивной эксплуатации тяжеловесного транспорта, значительно превышающего допустимые нагрузки, происходит разрушение асфальтобетонного покрытия и основания. Мотыгинский филиал провел ямочный ремонт, засыпав гравием разрушенное асфальтовое полотно. Один мост через Карнаевку разрушен и закрыт, построен объезд. Второй мост также требует ремонта. «Группа Магнезит» планирует в 2018 году увеличить выпуск продукции – соответственно, будет увеличена нагрузка на автодорогу, есть опасение, что в этом случае автобус из Мотыгино в Раздолинск и в Южно-Енисейск не сможет проехать.
Есть проблема на автодороге Раздолинск - Южно-Енисейск – Кировск, её эксплуатируют «Васильевский рудник», НОК, лесозаготовители. На этом направлении необходим ремонт дорожного полотна. На автодороге Мотыгино - Орджоникидзе в этом году предприятия, которые эксплуатируют дорогу, своими силами пытались провести ремонт, но этого явно недостаточно. Докладчик отметил, что запускать автобусный маршрут по дороге технической категории проблемно, предложив перевозчикам рассмотреть это направление.
Министр транспорта края опасения руководителя ГИБДД разделяет:
- Я проехал вчера по дороге Мотыгино - Раздолинск. Действительно, сделали ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, но это уже не дорога, а просека с остатками дороги, - сказал Константин Николаевич, обращаясь к Сергею Тефанову, директору Раздолинского филиала «Группы Магнезит». - Мы разговаривали о невозможности эксплуатировать крупнотоннажную технику, вы обещали нанять перевозчика, который отвечает требованиям законодательства, чтобы не пускать по 100 тонн автопоезд. Ответственность за перевозчика – на вас, вы их грузите. В итоге мы пришли к тому, что надо нести капитальные затраты на эту дорогу полмиллиарда рублей. Я обещал соответствующие меры за нарушения автоперевозки. Требую выполнения федеральных законов, чтобы от вас не страдали обычные люди района, у которых есть жигули и обычные иномарки, и им невозможно проехать. Мы не собираемся за счет нашей подрядной организации и бюджета края поддерживать экономику вашего предприятия, - заключил министр.
У директора Раздолинского филиала своя точка зрения:
- Мы провели тендер по выбору подрядной организации с мелкотоннажным транспортом, но в крае нужного нам количества таких машин не нашлось. Все, кто занимаются грузоперевозками, имеют достаточно грузоподъемные машины, разрешенные законодательством. Условия договоренности мы выполнили, предоставив щебень в полном объеме, - сказал Сергей Александрович. - Не асфальт, но и не хуже, чем дорога от Слюдрудника до Ангары.
Руководитель управления автомобильных дорог Андрей Журавлев возразил директору:
- Договоренность выполняется по остаточному принципу, не получается договориться о глобальных вещах, которые позволили бы не собираться, не получать предписания ГИБДД. Пройдут дожди, и проблемы вернутся, - считает Андрей Вячеславович. - Материалы и ритмичность поставок мы после усилий получили, но наш финансовый ресурс исчерпан, нам больше нечем платить.
Специалисты долго дискутировали о фракции щебенки, её качестве, ритмичности поставок и пригодности для ремонта дорог. Претензия от предприятий - сама дорога до Раздолинска не соответствует требованиям ГОСТа, основание дороги - не скальное, а глиняное, поэтому трасса интенсивно разрушается; претензия КРУДОРа производственникам - тяжеловесные самосвалы должны эксплуатировать на технических дорогах, а не на дорогах общего пользования. Реальная угроза прозвучала в заявлении министра – КРУДОРу: организовать в середине августа до окончания навигации пост весового контроля с предложением ГИБДД оказать содействие в работе поста.
Проблему может решить кооперация усилий, от предприятий необходимо большее участие в ремонте этой дороги – такое предложение сделали власти края и территории производственникам. Власть, имея ограниченный ресурс, без бизнеса не может поддерживать в проезжем состоянии дороги, которые бизнес нещадно эксплуатирует. Цель договоренности в том, чтобы обеспечить каждую весну и осень движение автобусов в районе. Руководители предприятий предварительно согласовали формат соглашений, но министерство финансов края, считая бюджет и рассматривая соглашения, смотрит по-другому на эту ситуацию. Вопрос работы по соглашениям будет дорабатываться, но осень близко, а на дорогу до Южно-Енисейска необходимы большие вложения сейчас, чтобы она была проезжей в осенний период.
Владимир Гуриев, генеральный директор Новоангарского обогатительного комбината, внес свое предложение:
- По дороге Мотыгино – Раздолинск мы провели уже не одно совещание, было предложение создать АО или ОАО. Все заинтересованные предприятия здесь, я подтверждаю мою готовность такого формата взаимодействия, работы в этом направлении. Есть направление по «ленинградке», которое ни у кого на балансе не стоит, но по факту существует. Есть на балансе КРУДОра бывшая дорога до Южно-Енисейска. Мое предложение -
чтобы мы взяли на себя ту часть дороги, которая ни у кого на балансе не стоит. Мы бы сделали линейный объект, межевание, определили, к какой категории относится дорога; провести перевод земель в линейный объект – без проблем. Учредить предприятие, если договоримся - работать по тоннажу; 100 процентов весь объем перевозок, а доля участия – доля вклада в эту дорогу. Дорога будет на балансе этого предприятия, совет директоров этого предприятия – из руководителей или делегированных полномочий. Содержали бы дорогу, сами строили сами - не государственная, вози хоть по 100 тонн.
Если это предложение будет реализовано, в районе может появиться первая платная дорога.
Владимир Валерьевич также отметил, что по дороге Раздолинск – Южно-Енисейск он поручил юридическому отделу проработать варианты, предложенные руководителем КРУДОРа, в этом есть, с его точки зрения, рациональное зерно, как, не нарушая налоговое законодательство, подписать договор либо каждому пользователю дорог, либо сделать многостороннее соглашение.
«Я всех нас призываю поторопиться, уже осень! – подчеркнул Владимир Гуриев. – Для подготовки соглашения предлагаю записать в протокол: создать рабочую группу, со стороны предприятий включить руководителей предприятий либо представителей для разработки соглашения; Константин Николаевич (министр) может делегировать полномочия конкретным лицам, с кем нам взаимодействовать в этом направлении, чтобы определить объемы затрат, принять предпроектные решения. Наверное, должны быть технические предложения как наши, так и со стороны КРУДОРа, а также для налоговой инспекции, чтобы списывали эти затраты на себестоимость. Причина соглашения – необходимость срочной переброски своих грузов для выполнения производственных задач.
Министр транспорта края представил на рассмотрение два варианта действий: если продолжится «варварское убитие дороги» - один вариант взаимоотношений с бизнесом, и второй, либеральный, - если производственники пойдут по пути договоренности, станут подписантами соглашения, то есть гарантами сохранения дороги. Власть заинтересована в сохранении бизнеса – это рабочие места, приличная зарплата; но и нам дорогу надо сохранить, а в идеале – улучшить. Бизнес будет нести и социальную нагрузку, это будет способствовать его развитию, заверил Константин Димитриев и поручил руководителю ГП КК «Лесосибирск-Автодор» в семидневный срок подготовить соответствующие расчеты, дефектные ведомости, рабочей группе - проекты соглашений.
Представители золотодобывающих предприятий согласились на сотрудничество, лесозаготовители тоже не против, но отметили, что сегодня рентабельность лесного бизнеса 1- 2 процента, в отличие от горнорудного, и любое вливание в дороги - это только рост себестоимости. «У нас прибыли нет, предприятие лесопереработки не может работать вчерную, у на все только белое. Мы можем рассматривать свое участие в поддержание дорог района только как рост себестоимости. И я не считаю, что мы столько вреда приносим, как самосвалы. Наш автопоезд длиннее. К тому же мы свою часть дороги отсыпали на «ленинградке», вместе с «ДОК Енисей» занимались мостами. Мы занимаемся содержанием дороги ежегодно, ежедневно без форумов. Никто не говорит, что мы этого не хотим. Но у меня вся продукция, которую мы вывозим из Мотыгинского района, стоит 170 миллионов. Я хочу, чтобы подход был разумным», - заключил представитель Новоенисейского комбината.
Совещание еще не закончилось, как свет загорелся. «Песчанка-Энерго» оперативно ликвидировала последствия ДТП, и окончательные решения по обеспечению безопасности дорожного движения в районе были приняты при ярком свете.
Галина ИГНАТЬЕВА
«Мы все заложники ситуации, и надо идти друг другу навстречу», -
призвал коллег – руководителей промышленных предприятий и представителей властных структур генеральный директор Новоангарского обогатительного комбината Владимир Гуриев.