Не поможем – не поедут
Мы, жители Мотыгино, привыкли ко многим вещам, окружающим нас в повседневной жизни. Например, к регулярному автобусному сообщению, которое стало нормой. И мы даже не задумываемся, каких трудов стоит обеспечение этого социально-экономического аспекта жизни территории. Здесь складываются воедино усилия водителей, кондукторов, механиков, автоэлектрика, мойщика (а в чистом автобусе всегда приятнее ездить). Но не только эти люди помогают нам в нужное время добраться из одного конца десятикилометрового поселка в другой. Немалая заслуга принадлежит и поселковым властям, в значительной степени обеспечивающим финансирование внутрипоселковых пассажирских перевозок.
С какими трудностями это сопряжено, мы попросили рассказать главу п. Мотыгино Петра Алексеевича СИПКИНА и председателя поселковой депутатской комиссии по бюджету, финансам и муниципальной собственности Анну Викторовну СИМОНОВУ.
П. А. Сипкин:
– Для начала немного статистики. За прошлый год МУТП «Тройка» в Мотыгино перевезло 471 766 пассажиров. В среднем, в месяц – 39 313 человек, в день – 1 310, на один рейс (туда – обратно) приходилось 62 пассажира и в одну сторону – 31 пассажир. Повторю, это – усредненные данные. Полная вместимость автобуса ЛиАЗ – 110 пассажиров, «Мичуринца» - 85 человек, ПАЗа – 42. Все мы прекрасно знаем, что полностью загруженными автобусы бывают только в часы пик, а в остальное время курсируют полупустыми, и статистика это подтверждает.
Согласно проданным билетам, МУТП «Тройка» самостоятельно за 2010 год на пассажирских перевозках в Мотыгино заработала 3 млн. 146 тыс. рублей. Краевая субвенция за перевозку льготных категорий граждан составила около 1 млн. 570 тыс. рублей, и возмещение затрат этому предприятию со стороны п. Мотыгино в прошлом году обошлось поселковому бюджету в 5 млн. 413 тыс. рублей. Но в 2010 году наше поселение получило значительно больше денежных средств из районного фонда финансовой поддержки, что помогло рассчитаться с МУТП «Тройка». В этом году транспортники сделали нам заявку на возмещение затрат в размере около 7 млн. рублей. Краевая субвенция, которую они получат за перевозку льготников, составит около 1,5 млн. рублей. Часть финансовых средств из бюджета поселка мы им уже проплатили, что позволило «закрыть» I квартал, то есть возместить затраты до конца марта. Администрация п. Мотыгино и МУТП «Тройка» заключили соглашение, по которому транспортное предприятие будет осуществлять пассажирские перевозки в полном объеме в традиционное время, в том числе и все рейсы в п. Решающий, а на выполнение рейса в обед в этот поселок, отмена которого наделала много шума, даже добавили денег. Но опять же, опираясь на статистические данные, в среднем за один рейс в Решающий и обратно (с учетом жителей Мотыгино по поселку) перевозится пять человек.
Возмещение затрат МУТП «Тройка» для бюджета п. Мотыгино – непосильная задача. И я лично, и администрация поселения совместно с депутатами поселка обращались к районным властям с просьбой о выделении дополнительных средств на эти цели. Частично нам пошли навстречу, и полученных денег хватит платить «Тройке» до мая.
Проблема давно созрела, чтобы решать ее на уровне района, тем более, что он является учредителем этого транспортного предприятия, и по этой причине администрация п. Мотыгино не может влиять на политику МУТП «Тройка». Очевидно, что всем заинтересованным сторонам надо садиться за стол переговоров и решать, что делать с «Тройкой»: или финансировать ее в полном объеме, или оптимизировать ее затраты – смотреть, сколько и каких автобусов необходимо для Мотыгино, какой штат работников нужен для их обслуживания, какая доля затрат приходится на закупку ГСМ, запчастей, на содержание аппарата управления, обслуживающего персонала, и так далее. Мы сегодня можем объявить конкурс на осуществление пассажирских перевозок в Мотыгино, и желающие участвовать в этом конкурсе есть, но в «Тройке» работает более 60 человек (в основном, жители Мотыгино) и имеется неплохая материальная база. Администрация поселка и депутаты сходятся во мнении, что на сегодняшний день пока возмещение затрат – оптимальное решение. Но суммы возмещения затрат, которые предъявляются поселку, – неподъемны для нашего бюджета. Мы очень надеемся на поддержку и понимание администрации района и депутатов райсовета в этом вопросе. Если решение проблемы затянется, то мы встанем перед дилеммой: сокращать количество рейсов - например, делать их через час, а не через 30 минут, как сейчас, оставив утренние и вечерние рейсы без изменения (понятно, что совсем без автобусного сообщения нельзя и оно будет сохранено), или сокращать другие статьи расходов поселкового бюджета. Сейчас большая часть денег из статьи бюджета поселения «Собственные доходы» должна быть потрачена на возмещение затрат МУТП «Тройка». Поэтому, если помощи района не будет, то мы должны будем решать, по каким статьям сокращать финансирование - уличное освещение, ремонт дорог, уборка бытовых отходов и несанкционированных свалок, ремонт тротуаров, оборудование «карманов» для тех же автобусов, ЖКХ, жилье, уборка старых тополей - или другие статьи расходов. Районные власти считают, что денег в бюджете Мотыгино хватит на всё, но мы с этим не согласны, платить «Тройке» в полном объеме бюджет Мотыгино не в состоянии.
И жителей Решающего мы понимаем. Пусть там 70 человек живет, но в поселке нет магазинов, медпункта - и они вынуждены ездить в Мотыгино. Как быть? Не вывозить отходы? Не ремонтировать жилье? Не иметь денег на ликвидацию ЧС? Не содержать кладбища? Не выполнять предписания Госпожнадзора? Но ведь все эти пункты тоже жизненно необходимы. С каких из этих статей бюджета снимать деньги, чтобы рассчитаться с «Тройкой»?
В общем, от решения проблемы с пассажирскими перевозками в Мотыгино нам всем все равно никуда не уйти, тем более что по закону к 2012 году муниципальных предприятий не должно быть. Значит, вопрос: какое предприятие будет возить людей в Мотыгино, как и каким образом возмещать затраты новому перевозчику - все равно придется решать, а заодно и судьбу «Тройки», чье будущее нам небезразлично по понятным причинам.
А. В. Симонова:
- В конце декабря администрация п. Мотыгино представила на сессию депутатов поселка проект бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 гг. Мы рассмотрели проект бюджета по доходам и расходам. Бюджет поселения состоит из налоговых доходов и безвозмездных поступлений. К безвозмездным поступлениям относятся дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Дотации на выравнивание рассчитываются по определенной методике. При расчете учитываются доходы и расходы бюджета поселения, протяженность дорожной сети и сети уличного освещения, численность населения и прочее. Дотация из краевого бюджета составила около 2 млн. рублей, из районного бюджета – 0. Дотация из районного бюджета на сбалансированность бюджетов первоначально составляла 36 000 рублей, но мы предоставили соответствующие расчеты и доказали, что такая сумма будет недостаточной, вследствие чего нам добавили еще 2 млн. рублей. Тем не менее, с учетом всех поступлений доходная часть поселкового бюджета оказалась даже меньше, чем в прошлом году, а с учетом того, что расходы в этом году увеличились (отчисления в ПФР, рост цен на ГСМ, электроэнергию, увеличение коммунальных платежей и многое другое), то финансовое положение п. Мотыгино значительно ухудшилось.
Понятно, что в таких условиях ситуация с возмещением затрат МУТП «Тройка» не могла не обостриться. При их заявленной потребности в размере около 7 млн. рублей на текущий год мы пока заложили 2 млн. 373 тыс. рублей, этой суммы хватит «закрыть» I квартал и еще останется на апрель. Конечно, не только возмещение затрат «Тройке» - слабое место в бюджете поселка, есть и другие проблемы. А вообще статей расходов в бюджете поселка очень много. Нам бы хотелось уделить больше внимания благоустройству, содержанию дорог, их асфальтированию, ремонту объектов ЖКХ, проблеме водоснабжения и улучшению других сторон социальной и экономической жизни мотыгинцев. Но «Тройка» «съедает» львиную долю поступлений в бюджет поселения. Без учета субсидий на компенсацию выпадающих доходов доходная часть поселкового бюджета составляет 17 млн. рублей, «Тройка» запрашивает около 7 млн. рублей, а это – более 40 процентов. Если мы будем платить им из поселкового бюджета в полном объеме, то нам придется урезать все остальные статьи.
Изначально депутаты поссовета вопрос о сокращении числа автобусных рейсов не рассматривали, и то, что администрация поселка убрала один рейс на Решающий, не согласовав это с депутатами и жителями, наверное, было неправильно. Депутаты решили осуществлять все рейсы в полном объеме. Для этого мы обязали администрацию поселения заключить дополнительное соглашение с «Тройкой» и восстановить сокращенный рейс на Решающий. Здесь необходимо понять ситуацию и позицию администрации поселения - в создавшихся условиях она вынуждена экономить на всем.
Во втором квартале мы будем ходатайствовать перед администрацией района о выделении дополнительных средств для возмещения затрат «Тройке». Естественно, и сами будем изыскивать внутренние источники. Анализ исполнения бюджета за I квартал покажет, какие статьи можно пересмотреть. Из района нам передано имущество, будем заключать договоры аренды, это тоже дополнительные финансовые средства. Все эти деньги пойдут на возмещение затрат «Тройке». Но хватит ли их – большой вопрос. Снимать деньги с других статей поселкового бюджета, чтобы закрыть вопрос с «Тройкой», - не лучший вариант. Нерешение других вопросов сейчас впоследствии выльется в новую проблему, которая потребует больших расходов для ликвидации.
Конечно, мы можем заключить договор на перевозки с другим транспортным предприятием, но будет ли ему выгодно их осуществлять? Тариф для населения, установленный краевыми властями, – 11 рублей, по подсчетам «Тройки» реальная стоимость – 22 рубля (получается, что мы возмещаем им половину затрат). Ну, будет у другого перевозчика, например, 20 рублей, все равно нам придется возмещать ему затраты. Речь не идет о том, что «Тройка» завышает показатели своих затрат, проблема – в низком пассажиропотоке. Если бы загруженность автобусов была 100 процентов, то никаких проблем вообще бы не было – из бюджета бы не тратились деньги, и сама «Тройка» имела бы прибыль.
80 процентов переданного в поселение жилья нуждается в ремонте, требуют денежных вливаний и объекты ЖКХ, а на них в бюджете поселка средств не заложено, только – на ремонт водопровода. Единственное, на что мы надеемся в этом вопросе, так это на районную программу модернизации ЖКХ, на которую заложено 10 млн. рублей и на участие в которой поселок подал документы. Будем надеться, что часть этих денег поступит на объекты ЖКХ п. Мотыгино.
Анализируя бюджеты Москвы и Красноярска, испытываешь «белую» зависть. Москва – столица страны, Красноярск – столица края, и дополнительные денежные поступления в их адрес вполне понятны. Но Мотыгино – тоже столица и лицо района. И хотелось бы видеть большую заинтересованность районной власти в том, чтобы это лицо было приятным. К нам приезжают гости, представители различных проверяющих структур, деловые партнеры. В современном подходе к ведению дел, который культивирует новая администрация района, положительный имидж значит очень многое. В первую очередь это – дополнительные инвестиции, а они принесут пользу всему району. Но вначале нужно сделать инвестиции в свой имидж, в свое лицо. И речь даже не о «Тройке» или о вливаниях в поселковый бюджет. Пусть будут целевые финансовые средства, направленные из района на что-то конкретное, что могло бы сделать Мотыгино более привлекательным.
А проблем в поселке очень много, и все они требуют безотлагательного решения. И здесь мы столкнулись с другой трудностью. По нормативным документам численность работников администрации п. Мотыгино должна составлять восемь человек, не считая сторожей, водителя и уборщицы. Если из этого списка исключить делопроизводителя и двух бухгалтеров, то получается, что исполнением всего перечня полномочий (а значит, и решением всех поселковых проблем) должны заниматься пять человек. Для такого большого поселка, как Мотыгино, этого очень мало. На сотрудников ложится много «бумажной» работы, они просто физически не успевают одинаково вести все направления в полном объеме. Депутаты вполне согласны с администрацией в том, что необходимо увеличивать штат специалистов, и готовы помогать в решении этого вопроса.
В завершение хочу обратиться к избирателям поселка, проживающим в микрорайоне Лесников. Ко мне как к депутату они могут обращаться по адресу: ул. Советская, 103 «а», ООО «Фемида» (здание кафе «Золотая осень»), с 9.00 до 17.00.
Евгений РЕДВАНСКИЙ