Две правды. Как соединить?
Чрезвычайные ситуации, произошедшие в Раздолинске, в очередной раз высветили хоть и не новую, но не потерявшую своей справедливости истину: на одно и то же событие можно смотреть с разных сторон, и оценки давать тоже разные. Президент не раз констатировал: дистанция (если не пропасть) между властью и простым народом продолжает увеличиваться, и порой ситуация доходит до абсурда. Добавлю от себя – такое положение печально. Искать правых и виноватых мне очень бы не хотелось, каждая сторона по-своему права. Да и причины, приведшие к произошедшему, закладывались давно и далеко за пределами Мотыгинского района.
Итак, есть две позиции. Одну озвучил В. Н. Щетинин, заместитель главы администрации Мотыгинского района по ГО, ЧС и жизнеобеспечению. Другая – взгляд на случившееся некоторых жителей Раздолинска, фамилии которых мне не известны. Чтобы ввести читателей в курс дела, опишем предысторию вопроса.
Поселок Раздолинск расположен в таком месте, где из-под земли бьет большое количество родников, превращающихся потом в ручьи; они формируются также в окрестностях поселка и протекают через него. Один из таких ручьев, в народе называемый «банным» (официально - Ребриков - на снимке), протекает вдоль улицы Калинина. В связи с тем, что эта зима была очень морозной, холода стояли продолжительное время, а снега выпало мало, он, как говорят сами жители, впервые промерз до дна, то есть ручей представляет собой монолитный кусок льда. И это было бы полбеды, но промерз ручей в месте, где он протекает очень близко к жилым домам (практически в трех метрах от огородов). Поскольку ручей – продолжение родника, то остановиться он не мог. Вода бьет из-под земли, русла (водостока) нет, и она начинает растекаться по поверхности, образуя наледь. В некоторых местах ее толщина достигает метра. Вода зашла в подполья домов и замерзла в огородах, в подсобных строениях, постройках. Люди, держащие мелкий домашний скот, были вынуждены переселить его в свои дома, вода дошла до жилых строений и замерзла в оградах. На самом деле картина жуткая – сплошное ледяное поле и дома, вмерзшие в лед. Упрекать власть в том, что она не предусмотрела такой сценарий, не совсем справедливо. Мы сами видим, какие природные катаклизмы происходят по всему миру с пугающей динамикой. Например, акватория Мурманска замерзла впервые, наверное, со времен ледникового периода. Возможно, на Ребриковом ручье не были прочищены водопропускные трубы, хотя вряд ли они всегда чистились в предыдущие годы, но, тем не менее, ручей протекал нормально.
Была созвана комиссия по ЧС. Итогом ее работы стало привлечение техники и создание плана ликвидации чрезвычайной ситуации. ООО «Раздолинский периклазовый завод» (директор – С. В. Гусев) выделило бутобой (экскаватор, у которого вместо ковша толстый дробящий стержень, что-то вроде отбойного молотка). Бутобоем выдолбили около 200 метров искусственного русла во льду, потом заменили стержень на ковш и вычистили лед, тем самым получилась траншея. И вода стала уходить по ней, но (всегда есть какое-нибудь «но») осталось пробить водопропускную трубу, и здесь начались проблемы.
Первая – труба оказалась полностью забита льдом, по сути, это был такой же, как и ручей, монолит льда, без единого прохода для воды, но долбить или пилить лед там нельзя, так как труба проходит под автомобильной и пешеходной дорогами в месте самого оживленного в поселке движения. Оставался один вариант – пробивать лед. С ним было решено бороться с помощью горячей воды, подаваемой насосами. Логично бы было предположить участие в этом пожарников поселка, но как раз они-то категорически отказались участвовать в этом мероприятии, ссылаясь на то, что работа горячей водой на холодном воздухе выведет из строя технику, и нечем будет потом тушить пожары. На помощь пришло ООО «МВК» (директор В. Н. Лазаренко), которое предоставило водовозку и позволило заправлять ее из системы отопления прямо в гараже. Заправка цистерны занимала около пяти часов, потому что шланг, которым подавалась вода из системы, был малого диаметра. Другая проблема – на водовозке нет насосов. Работники ООО «РПЗ» А. С. Крысенко и С. Ф. Шелягин предоставили насос и шланги для пробивки льда. На момент проведения этих работ никто из жителей Раздолинска, даже из числа тех, кого топило, не вызвался оказать помощь и принять действенное участие. Однако жалоб и упреков с их стороны было много. «Мартышкин труд» - таков был комментарий многих жителей поселка ко всему происходившему. «Что посоветуете?» - спрашивали скептиков представители власти. Ответ: «Весну надо ждать». Прямо скажем, не великой ценности совет, особенно для тех людей, которых затапливает.
Что может сделать глава поселения в подобной ситуации? Н. В. Еримбетова провела комиссию по ЧС, добилась выделения техники, а час работы бутобоя-экскаватора стоит не одну тысячу рублей из поселкового бюджета. Да, на глав поселений взвален огромный перечень обязанностей, но финансов для их выполнения практически нет. Бюджеты поселков смехотворны по сравнению с объемом проблем, которые необходимо решать (так по всей стране, и не только в Раздолинске).
Сейчас ручей течет по искусственному руслу. Двое раздолинцев, чьи дома попали в зону затопления, своими бензопилами пропилили во льду траншею длиной около 1 км и следят за нормальным функционированием водоотводной системы. За работу им тоже заплатят. Всего же вышеперечисленные мероприятия обошлись казне поселения в 70 000 рублей.
Более контрастная ситуация сложилась на ул. Гагарина того же поселка. Практически из-под веранды одного из домов, расположенного по этой улице, бьет ключ, так сказать, испокон веков. Еще в советское время, чтобы он не заливал жилой сектор, был выкопан накопитель, из которого вода по водопропускному устройству, проложенному под дорогой, уходила по дренажной траншее, и далее – в р. Рыбную. Осенью прошлого года в этом месте проводились земляные работы: отсыпалась дорога, ремонтировался водопровод (это происходило до вхождения в поселок ООО «МВК»). Как это ни смешно звучит, но в ходе ремонтно-восстановительных работ была нарушена водопропускная система. Ремонтники, вместо того, чтобы заменить ее на нормальную или хотя бы сложить аккуратно, соединив части, просто поскидали сломанное в яму и засыпали. Поначалу вода, видимо, каким-то образом находила себе проход, но когда ударили морозы и грунт промерз, ей некуда было деться, и она пошла в сторону жилого сектора. Поскольку ул. Гагарина в Раздолинске расположена на горе сверху вниз, то дома, находящиеся ниже этого родника (на снимке), попали в зону подтопления. Как и в первом случае, образовалась наледь и вода растекалась уже по ней, снова замерзая. Естественно, жители начали жаловаться во все инстанции, в том числе и в вышестоящие. Здесь напрашивается вопрос: «А почему вы не сигнализировали осенью, когда видели, что водоотводную трубу сломали, и можно было всё исправить по горячим следам?». К ответу мы еще вернемся, а пока не будем нарушать хронологию событий. Опять же была созвана поселковая комиссия по ЧС. На место выезжали глава администрации района А. Ю. Терещенко, первый заместитель главы администрации района А. В. Швайковский, инженеры, технические специалисты, работники ООО «МВК» и другие.
Вначале думали, что случилась авария на водопроводе, и коммунальщики перекрывали задвижки в колодцах, но это ничего не дало, и дворы продолжало топить. Опять вопрос: «Сразу-то нельзя было сказать, что проблема возникла из-за родника?». После того, как причина была установлена, ООО «МВК» (директор В. Н. Лазаренко) предоставило бульдозер, который расчистил водоотводную канаву. А канава, по которой все годы уходила вода, была завалена дровами, досками, строительным мусором и бытовыми отходами. После работы бульдозера работники ООО «МВК» практически в круглосуточном режиме жгли костры для прогрева грунта. Потом экскаватор, предоставленный ООО «РПЗ» (директор С. В. Гусев), вслед за бульдозером прокопал около 150 метров водоотводной траншеи. Кстати, ООО «МВК» не взяло с администрации поселка ни копейки, а вот за работу экскаватора придется заплатить. Но в том месте, где пролегает водопровод, экскаватор копать не стал, так как можно было его повредить. Таким образом, образовался перешеек между накопителем и водоотводной траншеей шириной около двух метров. Всё перечисленное находится в непосредственной близости от дома, где бьет родник. Как и в первом случае, никто из жителей не захотел поучаствовать, хотя, наверное, продолбить два метра – не такой уж большой объем работы. Конечно, земля еще промерзшая, но совместными усилиями соседей эти два метра можно было бы прокопать. В. Н. Щетинин и водитель администрации с помощью лома и лопаты вдвоем делали углубление на участке, один житель также боролся с мерзлотой в этом месте, чтобы вода уходила по желобу, но очевидно, что этих усилий было недостаточно. Сейчас вода по этому искусственному руслу стекает очень медленно.
В завершение статьи хочу обратить ваше внимание вот на что. Реакция В. Н. Щетинина и других представителей власти вполне понятна. Государственные мужи и дамы мобилизовали технику и рабочие руки, но наткнулись на нежелание жителей участвовать в процессе даже советами или хотя бы словами поддержки. И если с банным ручьем ситуация более-менее понятна: жители и органы власти совместными усилиями, несмотря ни на что, смогли как-то выправить положение, то на ул. Гагарина до взаимопонимания далеко. Позиция жителей этой улицы проста: вы - власть, вы и должны следить, поэтому никто и не стал бить тревогу по осени. Следить-то, конечно, должны, но, в первую очередь, должны были добросовестно отнестись к своим обязанностям те, кто выполнял дорожные и «водопроводные» работы. Если вы сломали водоотводную конструкцию, то, по всем правилам, вы должны ее восстановить, а не закапывать обломки обратно. Кто должен следить за состоянием водоотводных труб и дренажных канав в поселениях? Наверное, одному В. Н. Щетинину следить за всем этим хозяйством в районе сложновато. Другой момент – жалобы населения, которые по понятным причинам районным властям неприятны. Но не секрет, что в нашей стране чиновники если чего-то и боятся, так это недовольства вышестоящего начальства. Да и вообще, всё, что делается властями на местах, делается с большой оглядкой наверх. И все мы знаем ряд примеров, когда указания краевых властей придавали, мягко говоря, дополнительный импульс в решении животрепещущих проблем. Стали бы районные и поселковые чиновники ликвидировать ЧС, возникшие на банном ручье и ул. Гагарина? Безусловно бы, стали. Но народ считает, что под давлением вышестоящих властей они это сделали бы быстрее и качественнее. Можно ли отказать народу в этой правоте?
Еще пункт. Как сказал один гражданин с ул. Гагарина п. Раздолинска: «Если бы здесь у нас жил какой-нибудь директор, то такого безобразия (слома водоотводной конструкции) не случилось бы вообще». И почему-то ему веришь. Но на вопрос: «Почему вы сами не можете прокопать оставшиеся два метра?», тот же товарищ ответил: «Что я - пацан, что ли?» А вроде беда общая и работы немного.
Эта улица расположена в направлении под гору, и тех, кто живет выше родника, не топит. Но они тоже не остались в стороне от процесса написания жалоб. Их претензия: «Вы тут перекопали, а нам теперь не пройти, делайте мостик». Но, пожалуй, кинуть две-три доски для себя можно было бы и самим. Объяснение, что ваших соседей затопило, парируется ответом: «Это не наша проблема, нас же не топит». На вопрос: «Зачем вы дренажную канаву завалили?», отвечают: «Это не мы». Видимо, весь этот хлам с неба нападал. На мой взгляд, и поселковые депутаты могли бы организовать людей хотя бы на борьбу с этими двумя метрами грунта. В общем, ясно, что взаимные претензии сторон друг к другу понятны, и в каких-то случаях вполне оправданны. Как абсолютно понятно и другое – без взаимного уважения, без совместных действий решать как накопившиеся, так и вновь возникающие проблемы трудно. Если власть и народ будут двумя противоборствующими лагерями, то не то что о модернизации, а даже об элементарном выживании говорить сложно.
Евгений РЕДВАНСКИЙ
Фото автора