О дорожной стратегии и тактике
В заметках в «Ангарском рабочем» и в письме губернатору края в 2006 году я пытался высказать свой взгляд на транспортную доступность Мотыгинского района. В январе в письме к главе администрации района я высказал ряд аргументов, некоторые выдержки из этого письма использованы в этой заметке.
Круглогодичное использование наземного транспорта в правобережной части нашего района связано с мостами. И тут есть два варианта.
Первый - строительство мостов только для Мотыгинского района на существующей дороге Мотыгино – Широкий Лог. Мосты через Ангару в районе Рыбного, через Тасееву в районе Первомайска и через Енисей в районе Каргино.
Второй - строительство моста через Енисей в районе Лесосибирска для правобережной части Енисейского, Мотыгинского районов и Северо-Енисейского района.
Мост через Енисей – вопрос времени. В СМИ озвучена идея строительства Северной сибирской железной дороги Салехард – Лесосибирск – Усть-Илимск. Этот мост – составная часть этой дороги, и почему бы не начать строительство дороги со строительства этого моста. Вызывает сожаление то, что при разработке программы освоения Нижнего Приангарья не был рассмотрен вариант моста через Енисей как альтернатива мосту через Ангару в районе Ярков. Мост через Енисей решил бы многие проблемы и появилась бы возможность развиваться более эффективно Мотыгинскому, Енисейскому и Северо-Енисейскому районам. Железная дорога Ачинск – Абалаково, строившаяся в 60-х годах прошлого века, имела в планах переход в правобережную часть Енисея и Ангары. Единая позиция руководителей сразу трех районов может ставить перед руководством края вопрос о строительстве моста через Енисей в районе Лесосибирска.
В статье «Стратегия и тактика власти», опубликованной в «Ангарском рабочем», впервые упоминается вариант дороги Мотыгино – Высокогорск по правому берегу Ангары. Попытаюсь сделать сравнение с вариантом дороги Партизанск – Высокогорск. Расстояние от Мотыгино до Высокогорска - около 140 км, дорога будет пересекать шесть речек в Мотыгинском районе и две в Енисейском, и это не считая ручьев. Дорога Партизанск – Высокогорск будет пересекать только речку Татарку и иметь протяженность около 130 км. Партизанск – это северная промышленная часть нашего района. Неосвоенная лесосырьевая база находится севернее и южнее дороги Партизанск – Высокогорск, и если сравнивать расстояние вывозки относительно Партизанска, то получится: Партизанск – Мотыгино – Высокогорск – 220 км, Партизанск – Высокогорск – 130 км, а если выводить трассу на дорогу Партизанск – Высокогорск через Раздолинск, то расстояние уменьшится еще на 25 км. Надо определиться, какую дорогу мы хотим строить. Дорога Партизанск – Высокогорск могла бы стать той постоянно работающей транспортной артерией, по которой пошел бы поток леса по экономически выгодной схеме «Лесосека – лесоперерабатывающее предприятие», а также завоз строительных и промышленных материалов и вывоз готовой продукции предприятиями северной части района. Дорога могла бы иметь продолжение в Северо-Енисейский район, Эвенкию и на север Богучанского района.
О других направлениях. Дорога Мотыгино – Богучаны и мост через Ангару в районе Ярков ни с какого бока не подходят для Мотыгинского района. Направление Мотыгино – Орджоникидзе – Каменка – Богучаны, по которому можно проехать 3-4 месяца в году и по которому за неделю проезжают 4-5 машин, для нашего района не имеет никакого значения – мотыгинцам нечего везти в Богучаны, а богучанцам нечего везти в Мотыгино.
Дорога Машуковка – Тасеево. Без моста через Тасееву она ничего не изменит в существующей транспортной схеме, даже если и будут построены 10 км дороги Устье – Машуковка.
Василий Лакас,
п. Орджоникидзе