Конкурсные игры: любители или профессионалы?
Одной из главнейших проблем в условиях развития свободного рынка в России в постсоветский период стала сфера обеспечения населения коммунальными услугами.
Как и по всей стране, в Мотыгинском районе прошла череда банкротств муниципальных коммунальных предприятий.
За короткий промежуток времени прекратили свое существование МУП ЖКХ п. Мотыгино в 2004 г., затем МУПП ЖКХ «Северное» - период существования 2004-2006 гг., затем МРМУП РЗП «Лесоруб» - период существования захватил лишь отопительный сезон 2006-2007 года.
В мае 2007 г., подводя итог работы в зимний период, руководство района пришло к пониманию объективной нежизнеспособности муниципального коммунального хозяйства в наших условиях. Приняв известный постулат, что «свободный рынок все исправит», власти решили передать муниципальное имущество в частные руки.
С этого момента началась новая история коммунальной сферы в п. Мотыгино.
В районе появилось около десятка частных предприятий, в том числе в районном центре – четыре предприятия оказания коммунальных услуг, которые, используя прежнее муниципальное имущество на условиях договоров аренды, стали оказывать коммунальные услуги населению и предприятиям бюджетной сферы поселка Мотыгино и района.
Поскольку котельные, насосные станции и инженерные сети в 2007 году не имели регистрационных документов, о полноценном конкурсе и долгосрочной аренде речь не шла. Чтобы соответствовать требованиям закона, имущество передавалось на условиях краткосрочной аренды – на 11 месяцев и не более. По истечении срока договора аренда продлевалась вновь на 11 месяцев.
В этой связи проявились, по меньшей мере, две стратегии использования муниципального имущества.
Первая: временное владение инженерной инфраструктурой при минимизации каких-либо вложений с целью реновации системы, что подразумевает кратковременное использование муниципального имущества с целью извлечения максимально возможной прибыли.
Второй путь избрали для себя ООО «УК Комплекс», ООО «Теплосети» в расчете на долгосрочную перспективу, а именно – использование всех возможных источников финансирования для увеличения надежности систем коммунальной сферы, приведения их в порядок. Подходит к концу четвертый отопительный период за недолгую историю существования коммунальных предприятий ООО «УК Комплекс», ООО «Теплосети», пора подвести промежуточные итоги.
За прошедший период создана хорошая материальная база. Впервые за многие годы появился аварийный запас необходимых материальных ресурсов, которые могут понадобиться в нашем северном климате и в условиях нашей удаленности. Программы северного завоза давно прекратили свое существование, но мы стремимся сохранить эту идею для себя.
Совершенствуется техническая база. Имеется полный комплект техники для оказания всего перечня коммунальных услуг. Причем, помимо муниципальной аренды спецмашин, широко пользуемся программами лизинга. Так, с 2008 г. по лизингу используется фронтальный погрузчик «Power Cat». В 2011 году получены автосамосвал КамАЗ грузоподъемностью 20 т, гидравлический экскаватор.
За период нашей работы сформировался слаженный, грамотный коллектив. Штатная численность предприятий – более 150 человек. Персонал проходит обязательную профессиональную подготовку. Производится аттестация по профессиям с получением необходимых свидетельств. Ведущие специалисты регулярно проходят профессиональную переподготовку в г. Красноярске. В результате за четыре года не допущено ни одной серьезной аварии. Более того, силами собственной слесарной службы оказываем помощь в ликвидации последствий аварий по всему району. Впервые за многие годы существует конкурс на замещение вакантных должностей машинистов котельных.
Предвидя возможные сложности с продлением аренды муниципального имущества, стремимся, насколько это возможно, приобретать профильные объемы в собственность, выкуплено капитальное здание котельной у бывшего леспромхоза. Планируем осуществить перенос необходимого оборудования муниципальной котельной, которая находится в очень плохом состоянии и неизбежно будет закрыта органами Ростехнадзора.
Земля под необходимое развитие инженерных сетей также выделена и оформляется в собственность.
С 2010 г. занимаемся управлением жилым фондом. Оказываем жилищную услугу. Закуплено необходимое оборудование, программное обеспечение. Главное, чего удалось добиться за эти годы, – это приобрести репутацию надежного поставщика качественной услуги, востребованной в нашем северном климате. Со стороны поселения – собственника имущества и арендодателя - пользуемся уважением, как надежный партнер. Без преувеличения можем сказать о себе, что в районном масштабе являемся безусловными лидерами на рынке предоставления коммунальных услуг. Пользуемся уважением районной власти прежде всего потому, что ситуация, возникшая в этом году в п. Ванавары, у нас практически исключена. Нам доверяет поселковая власть, которая и впредь не возражала бы против нашего присутствия на рынке предоставления коммунальных услуг.
Существующие договоры аренды коммунального имущества истекают 30 апреля 2011 года, и дальнейшая перспектива возможна только по результатам победы в конкурсе. Общеизвестно, что 2 июля 2008 года вступила в действие новая редакция Федерального закона «О защите конкуренции». В закон введена новая статья 17.1, согласно которой заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов. Каких-либо ограничивающих критериев для потенциальных участников нет (за исключением начавшейся процедуры банкротства). Нет и не может быть выставлено каких-либо особых протекционистских условий со стороны собственника-арендодателя.
Вместе с тем все это создает благоприятные условия для участия в конкурсных аукционах недобросовестных участников, никак не проявивших себя на рынке предоставляемых услуг. Для ООО «УК Комплекс», ООО «Теплосети» новый порядок заключения договоров стал серьезной проблемой, поскольку объекты, ранее арендованные нами, обладают большой привлекательностью, так как они приведены в порядок.
Имея безусловный задел и определенные заслуги за все предшествующие годы, когда мы трудились, завоевывая свою теперешнюю репутацию, мы будем вынуждены идти на конкурс на общих основаниях. Считаем такое положение закона несправедливым и непродуманным. Ведь для участия в конкурсе предпочтительнее окажется вновь созданное предприятие, существующее в виде вывески, нежели предприятие с производственной базой, коллективом и обязательствами. Риски чрезмерно велики. Мы ведем регулируемый вид бизнеса. Мы имеем утвержденный тариф, договоры с поставщиками, договоры с потребителями, иные обязательства.
Пользуясь случаем, обращаемся к разработчикам закона, всем заинтересованным сторонам с вопросами:
Как выполнить необходимые социальные гарантии сокращаемому трудовому коллективу в случае невыигрыша по конкурсу?
Как возместить затраты по статьям калькуляции сметы тарифа в случае недобора необходимой валовой выручки за полный год?
Как выполнить условия лизинга на технику в случае ликвидации основного производства?
Считаем подобный прямолинейный подход в плане проведения конкурсов согласно положениям закона «О защите конкуренции», по меньшей мере, непродуманным. Наш бизнес не является легким, и будет очень обидно, успешно отработав четыре года, в одночасье всего лишиться.
Тем не менее, всерьез рассчитываем победить всех своих конкурентов, рассчитываем на долгосрочную аренду, когда можно будет всерьез и без оглядки на завтрашний день осуществлять задуманное - все свои пока отложенные долгосрочные программы.
Галина ДАНИЛОВА,
генеральный директор
ООО «УК Комплекс», ООО «Теплосети»