Безопасность контролируется законом
Красноярский край – один из регионов Российской Федерации, на территории которого расположено более 12 % общероссийских запасов леса. Однако площадь, занятая лесами, постоянно сокращается вследствие загрязнения окружающей среды, незаконных рубок лесных насаждений, пожаров.
За пожароопасный сезон 2010 года на территории края, по сведениям Агентства лесной отрасли края, было зарегистрировано 652 пожара (возгорания) на общей площади 8564,91 га, что превышает показатели 2009 г. по количеству пожаров на 141 (21,6 %), по площади пожаров на 2077,51 га (24,2 %).
Основными причинами возникновения лесных пожаров явились неправомерные действия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, в том числе проведение ими неконтролируемых выжиганий травы.
На территории края 201 населенный пункт непосредственно примыкает к лесным массивам. В этих населенных пунктах проживают почти 100 тысяч человек. В случае возникновения лесных пожаров вблизи этих населенных пунктов не исключена вероятность перехода огня на жилые дома и хозяйственные постройки.
В целях защиты населенных пунктов от лесных пожаров органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие такую возможность (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Кроме того, для предотвращения пожаров, а также спасения людей и имущества от пожаров органами местного самоуправления реализуются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к указанным полномочиям относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, и другие.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов решаются путем принятия органами местного самоуправления соответствующих нормативных правовых актов.
Результаты прокурорского надзора свидетельствуют о том, что выполнение первичных мер пожарной безопасности на территории района, как правило, сдерживается дотационностью сельских поселений и острой нехваткой денежных средств.
Вместе с тем органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию ими своих полномочий с их финансовыми возможностями.
По результатам проверок, проведенных прокуратурой района по подготовке поселений к предстоящему пожароопасному сезону, выявлены многочисленные нарушения.
Прокуратурой района направлено 3 исковых заявления о признании незаконным бездействие Глав поселений по приобретению переносных мотопомп и организации в границах поселения систем оповещения населения при возникновении пожара (Глава поселка Южно-Енисейска, Глава Рыбинского сельсовета и др.).
В целях совершенствования системы пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов края, обеспечения необходимых условий для предотвращения гибели и травматизма людей при пожарах, сокращения материального ущерба Постановлением Правительства края от 23.11.2010 г. № 581-п утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности сельских населенных пунктов Красноярского края на 2011-2013 годы» (далее - Программа).
Для реализации мероприятий Программы в сельских населенных пунктах района предоставляются из краевого бюджета субсидии муниципальных районов для предоставления бюджетам поселений на приобретение и установку противопожарного оборудования (пожарных водоемов и передвижных пожарных комплексов «Огнеборец»), прокладку минерализованных полос и уход за ними, а также на обеспечение первичных мер пожарной безопасности (далее - субсидии).
Закупка противопожарного оборудования, работы по прокладке минерализованных полос осуществляются путем размещения заказа на поставки товаров в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Прокуратурой района Главе администрации Мотыгинского района направлено предложение о разработке и принятии долгосрочной целевой программы, направленной на обеспечение пожарной безопасности в границах муниципального района.
При проведении проверки выявлялись факты несоблюдения арендаторами норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов. В целях устранения выявленных нарушений прокурором района внесено 6 представлений, которые рассмотрены и удовлетворены.
Кроме того, прокуратурой района в деятельности ООО «Сиблес» выявлены нарушения п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, о проведении одновременно с заготовкой древесины очистки мест рубок.
С целью устранения этих нарушений в Железнодорожный суд г. Красноярска прокуратурой района направлено исковое заявление.
По результатам проверок подготовки к пожароопасному сезону 2011 года органов местного самоуправления, предприятий и организаций, расположенных на территории района, прокуратурой района выявлено 22 нарушения закона, внесено 6 представлений, направлено 4 исковых заявления.
Прокуратура района намерена продолжать осуществление системного надзора за исполнением законодательства в сфере пожарной безопасности в лесах, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Людмила ТВАРАДЗЕ,
помощник прокурора района