Юбилеи бывают разные
В этом году Первомайску 70 лет с начала образования. Правда, если быть точным, то сначала был образован Тасеевский рейд для сплава леса, который потом перерос в Тасеевскую сплавную контору. Были Кандаки, Слюдрудник.
Приказ об образовании рейда был подписан 4 января 1941 года. Открывался и строился рейд как предприятие, оно, образно выражаясь, и прирастало поселком. Но это для другой статьи, и ее, может быть, напишут другие люди.
Я же как фотограф хочу показать поселок в фотографиях.
Поселок находился вдали от дорог, в междуречье. Добираться в поселок и выезжать из него, было очень тяжело. Но вместе с развитием всей страны – СССР - развивался и пос. Первомайск. Для отдаленных районов Сибири в стране развивается малая авиация. Приходит она и в поселок Первомайск. Самолеты «Ан-2» (называемые в народе «кукурузниками») связывают поселок с районным центром п. Мотыгино и краевым центром – Красноярском. Взлетная полоса в то время была грунтовая, подсыпанная щебнем. Это вызывало проблемы с регулярностью авиасообщений. В переходные неблагоприятные периоды погоды, весной и осенью, самолеты не летали неделями. В эти периоды нужно было «переобувать» самолеты к зиме – на лыжи, к лету – на колеса. Для этого, соответственно, нужно было готовить и взлетно-посадочную полосу. Нельзя было не только просто вылететь из поселка, не было неделями и почты.
Чтобы решить все эти проблемы разом, в поселке строится бетонная взлетно-посадочная полоса. Ее сдача в эксплуатацию повысила регулярность и безопасность полетов рейсов «Ан-2». Рейс Первомайск – Мотыгино выполнялся два раза в день ежедневно, кроме воскресенья. А билет на рейс стоил всего лишь один рубль в одну сторону. Кроме этого, в Красноярскавиа появляются новые чехословацкие самолеты «Л-410». И теперь рейс Красноярск – Первомайск и обратно выполнялся самолетом «Л-410». Преимущества этого самолета были очевидными: удобство, скорость, комфорт. Расстояние до Красноярска он покрывал за 40 минут вместо 1 час. 30 мин. на «Ан-2», без падений в воздушные ямы.
Все, кто летал на «Ан-2», хорошо помнят, какой была поездка на нем зимой в мороз, которая длилась полтора часа. Многие тогда пользовались гигиеническими пакетами.
Приземлялся в поселке и «Як-40». 4 января 1992 года этот красавец совершил пробную посадку. Это был технический рейс. Рейсы выполнялись почти всю зиму. Предполагалось открытие регулярного сообщения самолетом «Як-40» между Красноярском и Первомайском. Он должен был заменить самолеты «Л-410», тем самым снять нагрузку растущего с каждым днем пассажирского потока.
(Продолжение следует)
Василий Манойленко