Наталья ПЕТУХОВА, зам. главы администрации района по социальной политике: «ЗА КАЖДОЙ ПРОБЛЕМОЙ НАДО ВИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Деятельность учреждений социальной сферы осуществляется в рамках приоритетных национальных проектов, районных целевых программ, посланий президента, губернатора, главы района.
Социальная сфера настолько многогранна, что в ней воплощаются практически все основополагающие интересы общества. Мне бы хотелось остановиться на пяти социально значимых направлениях, которые составляют большую долю бюджетной сферы района.
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование является основной частью социальной сферы общественной жизнедеятельности, той составляющей социальной жизни, в рамках которой обеспечивается формирование личности и ее развитие.
В 2010 году бюджет образования составлял 238 млн. руб.
Основная цель образования - это обеспечение качественного и доступного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Кроме этого, 2010 год проходил под эгидой двух больших тем – это был Год учителя, объявленный президентом, и год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В общеобразовательных учреждениях на конец 2010 учебного года было 2025 детей.
По результатам краевых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления из 56 территорий образование нашего района стабильно удерживается на 14-м месте с 2009 года. Численность учащихся в образовательных учреждениях практически не меняется. В районе предоставлены все формы обучения – очное, очно-заочное, семейное, обучение на дому для детей-инвалидов (8 человек по району). В результате организационных управленческих решений, принятых в 2010 году, 2 ребенка-инвалида в 2011 году получили оборудование по краевой программе для дистанционного обучения.
Образовательные учреждения дают стабильные знания учащимся. Процент успеваемости – 98, качества образовательной подготовки – 41,5. Сдали ЕГЭ и получили аттестаты 98% выпускников. В 2010 году школы выпустили 3 золотых и 7 серебряных медалистов, 10 выпускников 9 классов получили аттестаты особого образца.
Дошкольное образование выполняет задачу обеспечения равными стартовыми возможностями детей при поступлении в школу. Для этого основное внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях и снижению очередности. Приоритет при предоставлении места в ДОУ отдается детям в возрасте от 5 до 7 лет. В 2010 году выполнена задача организации вариативных форм дошкольного образования. В МДОУ «Ромашка» с. Рыбного с 20 января текущего года открыта дополнительная группа, это решило проблему обеспечения доступности дошкольного образования в поселении. Также планируется открытие дополнительной группы на 20 мест в МДОУ «Золотой петушок» (Новоангарск).
Открытие сети дошкольных групп на основе кратковременного пребывания (без питания) в четырех ДОУ района позволило увеличить процент охвата детей дошкольным образованием и развивать систему предшкольной подготовки, обеспечивающей равный старт при получении общего образования детей из разных социальных групп и слоев населения. Планируется открытие дошкольной группы на основе кратковременного пребывания на базе МДОУ «Белочка» п. Мотыгино для детей, имеющих отклонения в развитии (ГКП «Особый ребёнок» для детей-инвалидов с сохранным интеллектом). Однако развитие такой вариативной формы – мера временная и вынужденная, которая не может заменить посещение полного дня детского сада. На сегодняшний день очередность в дошкольные учреждения составляет 561 человек, из них: до 1,5 лет – 137 чел.; от 1,5 до 3 лет – 279; от 3 до 5 лет – 123; от 5 до 7 лет – 7 человек.
В 2011 году за счет краевых средств планируется реконструкция Раздолинского детского дома под детский сад на 95 мест.
В течение всего года коллективы образовательной системы принимали участие в различных конкурсах и программах. Прошел фестиваль педагогических и детских коллективов «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65-летию Победы. Были выступления перед населением, ветеранами, приняли участие в митинге. С 2010 года возобновилась спартакиада педагогических коллективов, собирающая в день проведения более 150 человек. Спартакиады и смотры художественной самодеятельности педколлективов являются началом массового спортивного и культурного движения среди взрослого населения.
В течение 2010 года прошли конкурсы на лучших работников – учителя, воспитателя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования. Впервые в 2010 году проведен конкурс на лучшего ученика и другие традиционные конкурсы в системе образования. Хорошим итогом был результат конкурса на лучшую территорию в ДОУ.
Готовились проекты районных ведомственных целевых программ «Развитие общего образования Мотыгинского района на 2011-2013 годы» и развития дошкольного образования для краевой целевой программы, в 2011 г. они были приняты. На базе Раздолинской школы создан базовый центр для Партизанской, Южно-Енисейской школ, благодаря чему организовано преподавание английского языка в этих школах. Созданы физкультурно-спортивные клубы при образовательных учреждениях, что позволяет привлечь большее количество учащихся к здоровому образу жизни. Поставленные на 2010 год задачи выполнены.
Есть у нас и проблемы, требующие решения в ближайшее время. Главная - очереди в детские сады. Частично она решится за счет создания групп кратковременного пребывания, за счет реконструкций и капремонтов дополнительных помещений. В связи с принятием новых санитарных правил и норм за счет уплотнения будет сокращение очередности. Однако в Мотыгино и Орджоникидзе необходимо строительство новых помещений под детские сады.
В школах имеются незакрытые вакансии по предметам – математика, английский язык, начальные классы, физкультура, биология и химия. Главная проблема при привлечении молодых специалистов – отсутствие жилья и низкая заработная плата. Необходимо предоставлять или приобретать жилье для педагогических работников.
Сложно выполнять требования надзорных органов, которые с каждым годом увеличиваются, а здания ветшают. Необходимо ежегодно выделять достаточно средств для приведения в соответствие с требованиями здания и помещения образовательных учреждений через районные целевые программы капитального ремонта и обеспечения жизнедеятельности образовательных учреждений. Время требует создания кружков технического творчества, но мы столкнулись с отсутствием специалистов, желающих работать с детьми.
Задачи на 2011 год - капитальные ремонты и приемка к новому учебному году учреждений образования, организованное проведение летней оздоровительной кампании, выполнение посланий президента, губернатора и главы района.
КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Основные задачи этого комитета – социальная поддержка (предоставление льгот, социальные выплаты, субсидии, компенсации, пособия) и социальное обслуживание (предоставление населению услуг с целью реализации гарантированных государством прав).
Социальная поддержка и социальное обслуживание на территории района осуществляются КСЗН администрации Мотыгинского района, муниципальным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения», краевым государственным учреждением «Социальный центр реабилитации для несовершеннолетних «Мотыгинский».
В соответствии с действующим законодательством, основная задача муниципалитета – качественное выполнение переданных государственных полномочий.
На учете в КСЗН состоит более 6176 семей.
Из 17 тысяч населения района различные виды социальной помощи и социальных услуг в 2010 г. получили более 15 тысяч человек.
Консолидированный бюджет КСЗН - 113 млн. 352 тыс. руб., в т.ч. федеральный бюджет – 8 млн. 712 тыс. руб., краевой бюджет – 101 млн. 335 тыс. руб., районный бюджет – 2 млн. 182 тыс. руб., внебюджетные средства – 1 млн. 125,5 тыс. руб.
Из этих средств деньги расходуются на социальную поддержку населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, на субсидии с учетом доходов (на меры соцподдержки), на различные выплаты семьям с детьми, на адресную социальную помощь.
Работа по переданным государственным полномочиям в области соцзащиты и соцобслуживания населения проводится в соответствии с ведомственной целевой программой развития системы социальной защиты населения, основная цель которой – повышение уровня и качества жизни социально незащищенных категорий граждан. На органы соцзащиты возложены дополнительные функции по оказанию различных видов помощи и поддержки населения: выплата пособий по уходу за детьми до 1,5 лет неработающим, выплаты за непредоставленное место в ДОУ детям от 1,5 до 3 лет, компенсация проезда к месту амбулаторного обследования и стационарного лечения отдельных категорий граждан и другие. Несмотря на то, что объем средств районного бюджета от общей суммы расходов составляет около 2 процентов, определенные обязательства по оказанию материальной помощи выполняются. В 2010 году все показатели выполнены не ниже среднекраевых, а показатель результативности не снизился по отношению к 2009 году.
Проблемы, которые остались в 2011 году, – это прежде всего забота о незащищенной старости, об одиноких гражданах и инвалидах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; ремонт и предоставление жилья старшему поколению; забота о людях с ограниченными возможностями.
КУЛЬТУРА
В культурной политике нашего района - синдром кадрового голода. В принципе, аналогичная ситуация может возникнуть в любом месте социальной сферы (образование, здравоохранение и т.д.), это следствие отсутствия жилья и низкой заработной платы молодым специалистам - проблема, которую надо было решать еще вчера.
В 2010 г. одним из главных направлений являлось осуществление контроля за выполнением плановых показателей результативности деятельности учреждений культуры и оказание методической помощи в выявлении творческого потенциала среди взрослого населения.
Культурный потенциал нашего района представлен учреждениями культуры: Мотыгинская детская музыкальная школа (отделения в Раздолинске, Первомайске, Новоангарске), Новоангарская детская художественная школа, Мотыгинский краеведческий музей, театр, СКЦ (подразделение - ДК «Горняк»), межпоселенческая централизованная библиотечная система (15 библиотек). В полномочиях поселений находятся сельские Дома культуры, Центры досуга.
Клубных формирований – 109, в том числе для детей – 61, участниками которых являются 1395 человек, из них детей – 712. В числе традиционно проводимых культурно-досуговыми учреждениями мероприятий – праздники, представления, смотры, фестивали, конкурсы, концерты, выставки, дискотеки и т.д.
Специалисты СКЦ и сельских Домов культуры с целью выявления творческого потенциала среди взрослого населения в рамках межведомственного взаимодействия, с целью оказания методической помощи педагогическим коллективам района принимали активное участие в подготовке смотра художественной самодеятельности педколлективов.
Мотыгинский муниципальный театр – один из лучших в крае. В 2010 году было подготовлено и поставлено 10 новых спектаклей. В рамках реализации социокультурного проекта «Волшебная кулиса», направленного на профилактику асоциального образа жизни, театр представил жителям района два спектакля. В апреле коллектив принял участие в краевом фестивале «Театральная весна», где имел заслуженный успех.
Увеличение финансирования за счет долгосрочной целевой программы «Культура Красноярья» средств субсидий на реализацию социокультурного проекта и помощи фонда Прохорова при минимальном финансировании из районного бюджета позволило увеличить объем новых поступлений в фонды библиотек на 1000 жителей на 243 экземпляра. На 40 процентов увеличился объем средств на подписку периодической печати.
Обеспечение библиотечного обслуживания остается стабильным.
В показателях деятельности районного краеведческого музея также наблюдается положительная динамика, за исключением количества выставок. Причина - увольнение в 2010 г. сразу двух сотрудников. Больше месяца работал один специалист, который и исполнял обязанности директора. Минимальная заработная плата (6 разряд по единой тарифной сетке) – причина отсутствия нормальной кадровой политики.
Контингент образовательных учреждений в сфере культуры в 2010 г. сократился на 14 человек - закрылось хореографическое отделение в п. Раздолинске. Уволился специалист в связи с выездом из района, кроме того, технические характеристики помещений не соответствуют требованиям для занятий в этом направлении.
Из 25 выпускников детской музыкальной школы три продолжили свое профессиональное обучение в музыкальном и педагогическом колледжах. Учащиеся ДМШ приняли участие в двух региональных конкурсах, учащиеся Новоангарской художественной школы - в 11 конкурсах.
В 2010 г. учреждения культуры района реализовали три социокультурных проекта, победивших в конкурсах на получение субсидий. Персональное денежное поощрение получил актер театра Роман Полуэктов в номинации «Талантливая молодежь».
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Культура Красноярья» выделены средства в сумме 702 тыс. руб. из краевого бюджета, на них приобретена компьютерная техника для музея, библиотеки п. Орджоникидзе, установлена пожарная сигнализация в трех учреждениях, приобретены книги. В целом запланированные результаты достигнуты.
Самая главная проблема культуры – не хватает специалистов. Из числа работающих 14 учатся, в 2010 году 11 человек повысили квалификацию. Остается проблема технического состояния зданий в учреждениях культуры поселений (Мотыгино, Южно-Енисейск, Машуковка, Партизанск, Новоангарск). Необходим ремонт здания театра, поистине творческой жемчужины района, имеющего признание на уровне Министерства культуры России (документы подготовлены). Конкурсы на лучшее учреждение культуры должны стать главной составляющей культурного пространства района (лучшего директора сельского ДК, лучшего библиотекаря и т.д.), желательно аналогичное участие в конкурсах работников учреждений искусства. Следует больше привлекать население всех возрастов и специальностей, трудовых коллективов района к участию в смотрах художественной самодеятельности – в поддержку педколлективов, которые являются инициаторами массовости. Для этого надо увеличить количество выездов по поселениям с целью оказания методической помощи подведомственным подразделениям. Для реализации хотя бы этих обозначенных проблем необходима ведомственная программа развития культуры в районе, где будет учитываться поддержка, в том числе талантливой молодежи, с достойным финансированием, ибо культура у нас финансируется по остаточному принципу. Бюджет с софинансированием программы «Культура Красноярья» в этом году – 40,5 млн. руб.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Самой главной задачей здравоохранения Мотыгинского района, кроме последовательного обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью, была проблема лицензирования учреждений здравоохранения. В 2010 году МУЗ Мотыгинская ЦРБ получила лицензию на все виды осуществляемой медицинской деятельности. В течение года проводилась работа по приведению в соответствие с санитарными нормами и правилами зданий ЦРБ, участковых больниц и ФАПов. Готовились пакеты документов для получения лицензии на Новоангарскую, Орджоникидзевскую, Машуковскую участковые больницы, Рыбинский, Кирсантьевский, Южно-Енисейский ФАПы. На участковые больницы Первомайска, Кулаково, Раздолинска, Партизанска получены санитарно-эпидемиологические заключения о несоответствии санитарным нормам и правилам, готовился план устранения замечаний в общем и на каждую больницу отдельно. План представлен в Управление Роспотребнадзора на рассмотрение с последующим решением о выдаче положительного санитарно-эпидемиологического заключения и получения лицензии на осуществляемые виды деятельности.
Открыт кабинет телемедицинского консультирования, кабинет по проведению диспансеризации детей. Приобреталось необходимое медицинское оборудование, два санитарных автомобиля марки УАЗ, ассенизационная вакуумная машина – за счет средств федерального бюджета.
Проведен капитальный ремонт пищеблока ЦРБ и текущий ремонт Орджоникидзевской участковой больницы, ремонт отопительной системы и подвод горячей воды в Первомайской участковой больнице, ремонт системы отопления хирургического отделения ЦРБ, системы водоснабжения Южно-Енисейского ФАПа, проведены установка системы вентиляции поликлиники ЦРБ и здания детского отделения поликлиники, установка охранно-пожарной сигнализации, разработка ПСД на установку вентиляции в остальных зданиях ЦРБ, обследование строительной конструкции терапевтического отделения, ремонт Новоангарской участковой больницы. Приобреталось необходимое санитарно-техническое и медицинское оборудование по программе «Лицензирование и капитальный ремонт учреждений здравоохранения».
Медицинскую помощь населению района в 2010 г. оказывали Мотыгинская ЦРБ, семь участковых больниц и четыре ФАПа. В июне 2010 г. были закрыты Бельский и Пашинский ФАПы по причине низкой численности населения и близкого расположения от ЦРБ. Всего развернуто 156 коек круглосуточного стационара, план койко-дней выполнен на 113,3 %, пролечено 4547 больных. Дальнейшее развитие получили более прогрессивные и менее затратные стационарзамещающие виды медицинской деятельности, было развернуто 38 пациенто-мест дневного стационара, выполнение плана по дневным стационарам составило 113,7 %, пролечено 962 больных.
Статистика показывает, что ежегодно возрастает число посещений к врачам поликлиники и участковых больниц.
Здравоохранение участвует во всех предложенных на рассмотрение программах.
В 2011 году необходимо улучшить качество выездного медицинского обслуживания узкими специалистами жителей поселений, медосмотров учащихся образовательных учреждений (в том числе дошкольных) по поселениям. И главная задача – реализация программы модернизации здравоохранения и мероприятий по лицензированию учреждений системы.
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И СПОРТ
Работа велась согласно разработанной и утвержденной программе «Поддержка основных направлений реализации государственной молодежной политики на территории Мотыгинского района в 2008-2010 гг.». Все мероприятия программы выполняются. В администрации района работает специалист по молодежной политике и спорту. Систематически в районе спортом занимаются более 2000 человек. Начиная с 2009 года, в районе наметилась тенденция к массовости физкультурно-спортивной деятельности среди населения старше 18 лет. Появилась востребованность спортивных залов, которые посещает рабочая молодежь. Практически каждое поселение имеет сборные команды по различным видам спорта. В плане работы увеличилось количество мероприятий с привлечением молодежи старше 20 лет.
Инициаторами массовости стали педагогические коллективы, благодаря которым в этом году в традиционной спартакиаде главы района приняли участие команды поселений района. На сегодняшний день появилась необходимость в разработке программы «Развитие физической культуры и спорта на территории Мотыгинского района на 2011-2012 гг.».
Молодежная политика является наиболее слабым звеном в социально-экономической, культурной и спортивной жизни района. Отсутствие целенаправленной молодежной политики нашего государства автоматически приводит к снижению интеллектуального, физического развития молодежи. В связи с этим возникла потребность в создании Молодежного центра, в задачи которого входят такие направления, как патриотическое воспитание, трудоустройство, выявление и поддержка талантливой молодежи, и другие. Центр начал работать, возглавляет его депутат районного Совета.
Задача Молодежного центра – совместно со специалистом по молодежной политике и спорту в этом году активизировать работу с населением в возрасте от 18 до 35 лет по поселениям района, создать рабочий молодежный парламент, активизировать работу совета спортивных федераций. Не менее важно решение проблемы трудоустройства молодежи, т.к. анализ по поселениям, сделанный службой занятости, показал, что преобладающая часть безработных граждан – в возрасте от 18 до 35 лет. Большинство из них не имеет специальности, необходимо работать по вариантам обучения. А это все та же программа занятости, в которой раздел «активная политика» так всегда напрягает уважаемых депутатов. Нужно продолжить работу по привлечению молодых специалистов. Мы отправили информацию о тех студентах, которые учатся по целевому направлению, сформулировали цели и задачи районной программы социально-экономического развития района. Вузы на этом основании будут предлагать студентам темы для дипломных работ.
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
На начало 2010 года на учете в службе занятости населения состояло 199 безработных граждан, на начало 2011 года – 129. Уровень снижения безработицы в районе регулируется за счет районной целевой программы, с помощью которой возможна реализация активной политики, предусматривающей трудоустройство граждан на временные работы. Это дает возможность заработать средства к существованию безработным, а главы поселений могут решить часть проблем, связанных с благоустройством поселений.
Главная задача - оказание материальной поддержки гражданам в рамках активной политики в тех поселениях, где проблема с рабочими местами на сегодняшний день актуальна, - это Орджоникидзе, Машуковка, Первомайск, Кирсантьево.
На рассмотрение сессии депутатов райсовета ежегодно выносится программа «Снижение напряженности на рынке труда в Мотыгинском районе». Эта программа вызывает бурную реакцию депутатов. К сожалению, Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1143 внесены изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда: финансируются мероприятия по организации общественных работ исключительно для незанятых граждан, проживающих в монопрофильных населенных пунктах. Нашим безработным гражданам не повезло, т.к. наш район относится к иным муниципальным образованиям. Обращаюсь к депутатам райсовета: в ваших округах проживают незанятые граждане, которым необходима материальная поддержка, и они готовы за минимальную плату выполнять работы по благоустройству территорий. Примите программу занятости, ведь согласно выданным вам мандатам вы обязаны думать о людях прежде всего.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Работа в учреждениях социальной сферы идет согласно планам, утвержденным главой администрации района. Утвержден и межведомственный план работы, согласованы цели и задачи подведомственных учреждений. В нем предусмотрены вопросы, которые решаются при главе администрации района, при заместителе главы администрации по социальной политике. Составлен график выездов в учреждения и поселки района с определенными целями и задачами, график проведения комиссий, определены районные мероприятия.
Главными задачами на 2011 год мы считаем выполнение ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА, ГУБЕРНАТОРА, ГЛАВЫ РАЙОНА. Мы обеспечим выполнение федеральных, краевых, районных целевых программ и утвержденных годовых планов работ учреждений, комитетов и отделов.