Крепнет связующая нить
Как считают некоторые современные политологи, российские беды, по классическому определению состоящие из двух, изменили свой количественно-качественный состав и объединяются в формат «Три Д»: ДЕпопуляция, ДЕиндустриализация и ДЕбилизация. «Дураки и дороги» - уже неактуальный раритет. Но если против первого явления еще не так явно занесен меч модернизации, то на борьбу против ухабистых поверхностей уже поднялись определенные силы. И результату – быть! О том, каковы производственные планы у дорожных строителей, и о текущем рабочем моменте рассказывает А. П. ГОЛОВИНСКИЙ – начальник Мотыгинского филиала ГП «Лесосибирск-Автодор» (на снимке).
Цыплят по осени
- К сожалению, иногда приходится слышать, что дорожников в нашем районе нет, и что плохая дорога – результат бездействия дорожных строителей. На самом же деле ситуация с дорогами в Мотыгинском районе складывается следующим образом: идет работа по обслуживанию территориальных дорог и поселенческих, в том числе и автозимников. В этом году по содержанию и созданию автозимников был проведен значительный объем работ, и некоторые из них превосходят по качеству ряд межпоселенческих дорог.
Под содержанием автодорог подразумевается проведение комплекса работ, направленных на поддержание дорог в технико-эксплутационном состоянии, безопасном для перевозки груза и пассажиров.
Но крайне суровая зима отодвинула время оттаивания грунта дорожного полотна только на конец июня – начало июля, в результате чего имели место быть факты пучинообразования.
Так, на дороге Мотыгино – Широкий Лог мы собственными силами устраняли последствия пучинообразования. Эта дорога – особый разговор. Построена она 15 лет назад в середине 90-х годов при минимальных затратах скудного бюджета экономически нестабильной страны, и сейчас эти «минимальные средства» выходят, что называется, «боком» для нас, обеспечивается только ее содержание. Что и является причиной нареканий в наш адрес.
Для желтой «калины»?
Но требования и условия содержания дорог увеличиваются. Возрастает также и объем перевозок, следовательно, и уровень нагрузки на дорожное полотно. И наша задача – обеспечивать соответствующее содержание дорог. И планы по этому направлению Мотыгино – Широкий Лог поистине грандиозны. Участок от Стрелки до Первомайска с выходом на Тасееву заложен в программу развития на принципе софинансирования при частно-государственном партнерстве (участвует ООО «ГОК»). Уже началась прокладка асфальтобетонного полотна в направлении от Стрелки. В этом году должно быть проложено 2,5 км, и столько же в планах на будущий год. То есть асфальтовое покрытие должно появиться в направлении до Первомайска длиной 89 км, согласно программе, рассчитанной на пять лет. И это уже не облачные проекты, а вполне обозримое реальное будущее.
… Как сон, стороной пройдем
В последнее время нам удалось решить старую проблему, связанную с проездом автотранспорта через Первомайск, когда летом поселок утопал в пыли от проезжающего транспорта. Сейчас там регулярно работает комбинированная машина и поливает дорогу во время наступления летнего зноя. Этот вопрос по поливке отрезка длиной 2,5 км был решен по согласованию с краевым министерством транспорта. Но подобная проблема имеет место и в пос. Слюдруднике, ее подлежит решить положительно для жителей поселка в следующем году.
Кроме того, есть варианты проложить отрезок дороги в обход пос. Первомайска и использовать этот объезд в качестве автозимника; летом проезд по предлагаемому обходу невозможен в связи с сильной заболоченностью местности. Но пока такой вариант не одобрен нашим руководством из Минавтодора. Поэтому нам предстоит приводить веские аргументы и убедить Министерство в необходимости того, чтобы автозимник был построен.
Более того, планируется глобальная реконструкция участка 10 км - пос. Первомайск в обход пос. Слюдрудника. Действующая пока дорога, построенная по старому проекту, подлежит переносу согласно современным нормам и требованиям дорожного строительства. И этот вопрос начнет решаться, как только будет окончательно утверждена программа на уровне краевого министерства. Новое дорожное полотно будет проложено в обход пос. Слюдрудника.
Из пункта «А» в пункт «Б»
Кроме того, немаловажным для Мотыгинского района в период распутицы является выход в Тасеевский район через пос. Машуковку. Сейчас также рассматривается вопрос по переносу паромной переправы в новое место – идет проектирование новой переправы. Нынешнее место нахождения дороги достаточно проблематично – все та же заболоченная местность, по которой проложена дорога по насыпному полотну. И наши коллеги – дорожные строители из Тасеевского района приступили к прокладке новой трассы, в прошлом году они уже построили пять км дороги и двигаются в направлении Мотыгинского района, до которого им остается пройти 16 км. Таким образом, строительство новой автодороги через пос. Машуковку позволит значительно упростить выход на «большую землю» в период распутицы.
Как сойдешь на левый берег…
Если жизненно важный вопрос с асфальтированием участка Первомайск – Стрелка уже фактически решен и появление асфальтового полотна всего лишь дело времени, то проблема по ближайшему к райцентру участку Рыбное – Первомайск находится на стадии своего разрешения. Повторю, что проложенная в 90-е годы дорога при минимальном финансировании имеет и соответствующее качество: шестиметровая проезжая часть и минимум дорожной одежды. Сейчас рассматривается вопрос на уровне краевых властей и КрУДора о проведении капитального ремонта этого участка. Если вопрос с его капремонтом будет решен положительно и действие дорожного фонда восстановится с 2012 года, то можно смело рассчитывать на увеличение объемов финансирования дорожно-строительных работ не только в Мотыгинском районе, но и во всем Красноярском крае.
Сделать – и забыть
В настоящее время мы ведем капитальный ремонт дорожного покрытия на участке Мотыгино – 11 км: меняем основание дорожной одежды, прокладывая новое двухслойное, состоящее из выравнивающего и основного слоев, между которыми прокладывается так называемая геоткань. Применение этой новой технологии позволит продлить срок службы дорожного полотна на долгие годы благодаря усилению прочности дорожной одежды. Начав в прошлом году, мы отремонтировали капитальным образом участок длиной 1,5 км. В планах на этот сезон – сделать еще 2,7 км нового усовершенствованного полотна, проложить две водопропускные трубки и выполнить весь комплекс работ по реконструкции трубы в районе 4-го км (поворот на полигон ТБО). На том участке ляжет 30-метровая трубка 1,5 м взамен уже несуществующего устройства. Отсутствие дренажа под дорожным полотном в месте слияния двух ручьев приводило к заболачиванию местности, следовательно, пучинообразованию на дороге. Сейчас комплекс этих работ проводит бригада строителей из семи человек под началом С. Ю. Наумова. Сергей Юрьевич – молодой специалист, который работает в нашем предприятии с прошлого года, но успел уже зарекомендовать себя с положительной стороны на строительстве ледовой переправы прошлой зимой.
На следующий год запланирован большой комплекс работ по капитальному ремонту спуска к ручью Савин. Скорее всего, будет проложено новое полотно в обход с расширением проезжей части. Такое решение вызвано проблемой большого пучинообразования, что является следствием когда-то неудовлетворительно проложенного основания дороги.
В «награду» за труд
Это планы. Будни дорожных строителей – постоянная рутинная работа по содержанию автомобильных дорог. Работа большая, но неблагодарная. Взять хотя бы содержание паромных площадок – сами мы сейчас паромы не обслуживаем в связи с небольшой реорганизацией предприятия – флот остался в ГП «КрайДЭО». А «дорожник» теперь входит в состав Лесосибирского АвтоДора с марта 2011 года. Впрочем, паромы снова должны войти в наш состав. Только их содержание и ремонт – очень особый разговор. Но мы, со своей стороны, не можем не выразить нарекание в адрес автолюбителей и пассажиров: несмотря на наличие установленных урн, нам приходится через 3-4 дня собирать и увозить груды разбросанного по площадкам мусора. Его объем измеряем КамАЗами. То же самое касается вывоза мусора в направлении полигона ТБО – его туда просто не довозят, вываливая груды хлама, не доезжая полигона. И где искать виновных в повальной антисанитарии?
Непослушный асфальт
Что касается автодороги Мотыгино – Раздолинск, то последний раз мы делали там капремонт два года назад на участке последних четырех километров. А первые 17 км уже подвергались ремонту давным-давно, если не считать ямочного ремонта и асфальтирования отдельных участков протяженностью до 100 м. Даже на 16 км был полностью снят изуродованный асфальт, вместо которого предпочтительно грунтовое покрытие. Но все это не спасает дорогу.
Планы по капитальному ремонту этой дороги, тем не менее, у нас есть. И как только будет утверждена краевая программа, на дороге от Мотыгино до Раздолинска будет проложен новый слой асфальта с применением новой технологии использования геоткани и модифицированных добавок.
Все сказанное выше касается сети территориальных дорог. Проводится текущее содержание, которое включает ремонтное профилирование, содержание обочин, их откоса, окраску ограждений, железобетонных блоков и знаков. За последнее время было заменено около 30 процентов информационных знаков на межпоселенческих дорогах. Сейчас проводится их полная замена на автодороге Мотыгино – Орджоникидзе. И служить бы знакам еще долго, да народ активно сокращает срок их службы. В прошлом году была заменена вся знаковая информация от Мотыгино до Южно-Енисейска. В этом году 15 процентов уже потерпели бедствие. В каком только виде не доставляют эти покалеченные указатели – загнутые, разорванные и простреленные. В чем железки провинились? А ведь это удовольствие не из дешевых – купить, доставить и установить дорожные знаки. Тем более, что на современных знаках нанесена усовершенствованная светоотражающая пленка, что делает знак дороже.
Мосты и (или) трубки
Уже в течение двух месяцев работает бригада на автодороге Южно-Енисейск – Партизанск. Провели отсыпку на подъезде и спуске к Партизанску, взамен изрядно обветшавшего - соорудили новый мост, которого хватит на двадцать лет эксплуатации. В настоящее время наша бригада сооружает мост на 14 км от Южно-Енисейска, где в прошлом году были установлены две водопропускные трубки. На середину августа намечено начало установки водопропускной трубки и ремонт участка на автодороге Мотыгино – Орджоникидзе. На время ремонтных работ будет проложен короткий объезд, а на месте старого моста насыпь над железобетонной трубой будет достигать высоты 3,5 метра.
Следует отметить, что с того момента, когда межпоселенческие дороги перешли в обслуживание нашего филиала, их содержанию уделялось огромное внимание, что подразумевало проведение колоссального объема работ. Для сравнения можно вспомнить, в каком состоянии находилась дорога Мотыгино – Орджоникидзе пять лет назад. Сейчас до самого восточного поселка района можно добраться за 2,5 часа. Хотя мы не говорим об идеальной поверхности этой дороги – на ней по-прежнему есть выбоины, но все-таки можно почувствовать разницу, как говорят, «небо и земля».
На ближайшее будущее на межпоселенческих дорогах запланировано возведение комбинированных мостов «дерево – сталь» в наиболее проблемных местах. Мы стараемся отойти от практики прокладки водопропускных трубок. Причина – их нефункционирование в период весеннего таяния: зимой талые воды просто замерзали в трубке, и нашим бригадам приходилось экстренно выезжать и пробивать лед в узких проходах труб. Возведение мостов позволит снять подобную проблему окончательно.
Мы пойдем иным путем
Коль скоро речь зашла о проблемах, связанных с содержанием дорог в зимний период, следует сказать о содержании автозимника Кирсантьево – Устье: некоторые из так называемых мостовых переходов уже изрядно размыты. Таким образом, задача наших дорожных строителей – отремонтировать их. Чем мы и намерены заняться до наступления новой зимы. Кроме того, намечено строительство дополнительных резервных съездов к месту ледовой переправы. Причина – незамерзающий ручей, стекая к р. Тасеевой, образует высокую полутораметровую наледь и полыньи, нарушая тем самым действие ледовой переправы. Поэтому принято решение – построить еще дополнительные съезды к переправе в районе пос. Машуковки.
Кроме того, сейчас рассматривается вопрос о передаче в обслуживание нашему филиалу участка «ленинградской» автодороги 0-30 км. Пока он является бесхозным. Тогда на обслуживании нашего предприятия будет вся сеть межпоселенческих автодорог Мотыгинского района.
А теперь – языком цифр
Будучи заказчиком по выполнению дорожно-строительных работ, КрУДор в этом году профинансировал 96 млн. рублей на содержание 213,26 км территориальных и 183,8 км межпоселенческих дорог, 80 км автозимников и 5,5 км ледовых переправ. А также ремонт участка 0-8 км.
Кроме того, МО пос. Мотыгино на торги выставило «устройство однослойного покрытия» на ул. Советской стоимостью 3 млн. рублей. Также на улицах в райцентре будет произведен ямочный ремонт основания дорожной одежды гравийного и асфальтового покрытия. Выбор улиц, подлежащих ремонту, будет зависеть от ее значимости и от уровня минимизации затрат. Позднее конкретная информация будет опубликована.
Наши кадры сохраняются
При переходе нашей организации в новое ведомство ГП КК «Лесосибирск Автодор» мы не потеряли ни единого человека, не считая речников, которые, впрочем, снова войдут в нашу новую структуру наступающей осенью. На сегодняшний день численность нашего коллектива - 80 человек, включая временно принятых на летний сезон. Специфика нашего производства подразумевает выход в отпуск в любой сезон, кроме летнего. Хотя не бывает без исключений – у людей могут возникнуть всевозможные обстоятельства. На этот счет мы не чиним препон.
Средняя зарплата по нашему филиалу в июле составила 24,6 тыс. рублей. В ближайшее время будет рассмотрен вопрос о повышении заработной платы. Мы всегда стараемся мотивировать людей за качественный труд, за полную самоотдачу на производстве. Если работник желает заработать больше, при этом знает и использует нужные методы и возможности – мы всегда поддерживаем человека в его понятном стремлении.
Андрей ЗЕНИН
Фото автора