«Черное золото» Листвяжного
Богата мотыгинская земля полезными ископаемыми и среди них – каменный уголь. Несколько лет назад ЗАО «ЗДК Полюс» начало промышленную разработку карьера Листвяжного-2, мотыгинский уголь стал регулярно поступать в северные районы края.
Справка: Кокуйский карьер каменного угля относится к Тунгусскому угольному бассейну и в географическом отношении расположен на левобережье р. Ангары, в районе левого ее притока р. Кокуй, в 30 километрах от Мотыгино. В территориальном отношении месторождение расположено в Нижне-Ангарском экономическом районе, в котором реализуется федеральная программа комплексного промышленного развития «Нижнее Приангарье».
Месторождение каменного угля было разведано геологами Ангарской геологоразведочной экспедиции в 1949-1956 годах. Оно представлено 78 пропластками и пластами каменного угля, из которых 21 пласт имеет промышленное значение. Общие перспективные запасы углей оцениваются в 1,2 млрд. тонн.
На снимке: глава Мотыгинского района В. А. Функ и зам. начальника Кокуйского карьера А. В. Веремеев.
В июле глава района В. А. Функ и начальник отдела соцразвития администрации Мотыгинского района А. А. Несмеянов побывали с рабочим визитом на участке Листвяжный-2, который находится в промышленной разработке ЗАО «ЗДК Полюс». Если в 2004 году было добыто 39 тыс. тонн угля, то в 2009 году уже 182 тыс. тонн. Рост производства продолжается.
Работами на Кокуйском угольном разрезе руководит начальник Александр Леонидович АФАНАСЕНКО. А на причале, где шло складирование и отгрузка очередной партии «черного золота», нас встретил заместитель начальника Александр Вениаминович ВЕРЕМЕЕВ.
На первый взгляд, огромные кучи угля мало чем отличаются друг от друга (в одной – мелкая фракция, в другой – крупнее), но специалист сразу скажет, что нынешнее качество угля гораздо выше того, что было в прежние годы. В черных отвалах – настоящий каменный уголь, своим блеском напоминающий антрацит (на снимке вверху), который ранее завозили в район с Черногорского разреза. То есть, после семи лет освоения месторождения разработки дошли до невыветренных, неокисленных залежей Кокуйского угольного месторождения.
В настоящее время предприятие занято реализацией проекта с выходом на добычу 500 тысяч тонн угля в год. Но в текущем году добыча угля выходит на 400 тысяч тонн, в следующем году запланировано добыть 800-900. Недавно появилась новая техника для работы на причале, к концу года в карьере три старых экскаватора заменят на новые и добавится четвертый. В прошлом году приобрели шесть новых автомашин, скоро поступят еще три новых вместо тех, которые выработали свой ресурс.
Справка: в марте 2003 года началось строительство дороги к карьеру, построили мосты. В ноябре 2003 г. начали вскрытие месторождения. В августе 2004 г. первые 19 тысяч тонн были складированы на причале.
Александр Вениаминович рассказал о том, как отслеживается состояние добываемого угля. Качество первого слоя угольных залежей, конечно, было похуже, сейчас гораздо лучше.
Постоянно берутся пробы, которые анализируют в красноярской лаборатории по основным параметрам: теплоте сгорания, влажности и другим. И если первый уголь показывал теплоту сгорания 3000 градусов, то сейчас – около 5000. По аналогии кокуйский уголь ближе к черногорскому, но содержание серы в нем меньше, практически не остается шлака, и он длиннопламенный, горит хорошо. Но, как и на каждый уголь, предусматривается своя технология сжигания. В свое время под кокуйский уголь были переделаны все котельные в нашем районе. В числе первых потребителей в районе стал Васильевский рудник, где котельную тоже оборудовали под него.
Работы на карьере ведутся круглый год, летом идет добыча, перевозка и складирование на причале, отправка потребителю по реке баржами, а с октября по май – вскрышные работы. Сейчас есть уже перспективные разработки на пятилетку – определены возможности предприятия по достижению объемов, по повышению содержания и качества угля.
Основные потребители кокуйского угля – ЗАО «ЗДК ПОЛЮС», (Благодатнинский ГОК), который закупает около 400 тонн, другие потребители – ЖКХ Мотыгинского района, которые вывозят уголь своей техникой. Первые годы брал уголь Енисейский район, а теперь не покупает, возможно, не устраивает транспортная схема. Но проблем с поиском потребителя нет.
На вопрос о том, как обстоит дело на соседнем карьере Листвяжный-3, который отделен от Листвяжного-2 рекой Кокуй и лесом, и где несколько лет горит уголь, Александр Вениаминович ответил, что дыма сильного не ощущается, но горение на карьере не прекращается. Самовозгорание происходит и в этом карьере, но его вовремя тушат. Сейчас проложили пожарные рукава, поставили брандспойты, льют воду прямо в ковш экскаватора, чтобы охлаждать пласт и не допустить возгорания. Борта карьера также постоянно обновляют, присыпают.
Отчего происходит загорание угля? Достаточно струе воздуха попасть вглубь угольного пласта, будь то размыв, разлом почвы, либо занос воздуха при бурении, как при соприкосновении с кислородом происходит самовозгорание. Пласты могут гореть годами, температура горения достаточно высокая, спекается даже глина, и после остается непригодный для чего-либо шлак.
С учетом опыта в ближайшие год-два схема отработки угольных пластов будет изменена так, чтобы работать на одном борте, а остальные законсервируют на два-три года инертным материалом (глиной), так легче бороться с самовозгоранием. И работать будут поочередно с каждым из четырех бортов карьера.
По экологическим формам все пробы в карьере отбирает лаборатория из Еруды, биоанализы по воде, отходам и другие – Мотыгинский отдел Роспотребнадзора, отчеты по использованию и добыче полезного ископаемого, его количеству и качеству делает ежегодно геолог предприятия. Общей ежемесячной оперативной сводкой о работе (вскрыша, добыча, отгрузка, перевозка) занимается заместитель начальника карьера. Недавно прошли публичные слушания, касающиеся строительства двух полигонов на Кокуйском участке – для твердо-бытовых и промышленных отходов.
В карьере (на снимке), в котором мы побывали, работали геологи Красноярской буровой компании, чтобы сделать еще раз уточнение по запасам угля и по воде.
Пласт угля начинается на отметке 140 метров, что видно невооруженным глазом – черная полоса угля резко выделяется в срезанном почти отвесно слое земли.
Уголь теперь на участке не дробят как раньше, так как сейчас можно взять в карьере уголь на выбор – как крупные фракции, так и мелкий. Крупные куски при перевозке и нескольких перевалках самодробятся.
Земли месторождения взяты в долгосрочную аренду у государства как земли лесного фонда. По окончании отработки карьера здесь будет проведена рекультивация и, как говорят специалисты, возможно возобновление леса. Кстати, Александр Вениаминович показал, что занесенные ветром семена начинают прорастать деревцами и кустами даже на отвалах, ведь уголь – это составляющая часть почвы.
На участке сейчас работают 90 вахтовиков, часть коллектива находится в отпуске, часть водителей – в командировке. На предприятии работает много местных жителей – мотыгинцы и раздолинцы, и некоторые - с начала освоения карьера. Средняя заработная плата работников по основным специальностям - 40 тысяч рублей в месяц, годовая зарплата с учетом премиальных побольше. Это самая высокая зарплата у рабочих среди добывающих предприятий в районе.
Два года назад на месте вахтового поселка почти ничего не было, а теперь (в глухой тайге!) вы увидите небольшие, красивые, благоустроенные домики на несколько комнат, с отоплением, горячей и холодной водой, сливом и туалетом. Есть своя котельная, которая работает также на кокуйском угле.
Питание бесплатное, проживание благоустроенное, проезд с вахты на вахту оплачивается. Работа идет по одному месяцу. Связь, что немаловажно для отдаленного участка, есть, но часто с перебоями. В августе обещали поставить новую аппаратуру и два телефона спутниковой связи. Досуг в выходной для рабочих тоже есть – можно порыбачить. Но как всякий заботливый хозяин, руководство предприятия намерено организовать крытые спортивные площадки для тенниса, бильярда. В столовой работают два повара-мужчины, которые имеют специальное образование и стаж работы в престижных местах. В поселке есть два рабочих, которые топят баню и содержат территорию в порядке. Кстати, чтобы поправить здоровье, один раз в два года можно взять санаторно-курортную путевку, например, в Сочи, на Алтай, Крым, Кисловодск и др. (дорогу оплачивает предприятие).
Наша недолгая экспедиция завершилась, и снова мы ехали по непроходимым 80-ти километрам до Пашино, на которых лужи глубиной были с мини-карьер, а колеи напоминали мини-терриконы. Этой разбитой вовсю дорогой пользуются не только те, кто едет к карьеру, но и лесозаготовительные предприятия. Представителя одного из них мы встретили по пути, и после короткого разговора деловой человек «обещал подумать» над обустройством пути вместе с другими пользователями.
Наталья МОРОЗОВА