Энергичная экономия
Как нам сократить расходы
Человеческая цивилизация, несмотря на все кризисы, развивается. И развивается довольно стремительно. А значит, растет потребность в энергии.
Росстат, одному ему известными методами, выявил рост российского валового внутреннего продукта (ВВП) - на четыре процента за год. Наш сосед Китай, имеющий реальный рост ВВП девять процентов в год, да и другие, действительно развивающиеся страны, нуждаются в постоянном увеличении энергетических вливаний.
Нам, рожденным в СССР, и привыкшим к тому, что каждый год вводились новые объекты энергетики, главным образом, для внутреннего потребления, непривычно слышать разговоры о недостатке в стране всех видов энергии (нефти, бензина, газа, угля, тепла, электричества и т.п.), звучащие одновременно с рапортами об успешном увеличении продаж энергетических ресурсов за рубеж.
По многим (и не всегда понятным) причинам в самой богатой на источники энергии стране, для внутреннего потребления этих самых источников не хватает. И здесь есть два варианта решения проблемы: создавать новые объекты энергетики или экономить. Вот мы и подошли к вопросам энергосбережения. На некоторые из них нам ответил Сергей Викторович ЛУЗГИН (на снимке), начальник отдела администрации района по ГО, ЧС и жизнеобеспечению населения.
- Обрисуйте нашим читателям общую картину.
- В Мотыгинском районе разработана целевая программа, рассчитанная на 2011-2012 годы, направленная на исполнение федерального закона № 261 (ФЗ-261), определяющего политику государства в вопросах энергосбережения.
Озвученный выше закон требует от властей района провести два главных мероприятия – установить приборы учета в зданиях, принадлежащих бюджетной сфере, и провести энергоаудит этих зданий. Надо сказать, что первоначальный срок окончания данных мероприятий – конец 2010 года - был продлен до середины 2011 года. Это связано с труднодоступностью нашего района в период весенней и осенней распутицы.
Тем не менее, установка приборов учета в зданиях бюджетных организаций, то есть первый этап, нами выполнен. Сейчас идет второй этап – проведение энергоаудита.
- Что такое энергоаудит здания?
- По сути, это – обследование здания на предмет эффективности использования (потребления) энергии, главным образом - тепловой.
Производит такие мероприятия специализированная организация, являющаяся членом СРО (союз саморегулируемых организаций, работающих в сфере строительства и смежных отраслях). По итогам обследования ею составляется соответствующая документация, паспорт здания, из которых видно, какие у строения есть слабые места с точки зрения утечки энергоресурсов.
На основе полученных с помощью энергоаудита сведений и рекомендаций нами будет разработана программа, по всей видимости, рассчитанная на 2013-2020 годы, которая включит в себя комплекс мер и мероприятий, направленных на улучшение энергетических характеристик обследованных зданий. Что позволит существенно экономить тепло и другие энергоресурсы, а, следовательно, и деньги, тратящиеся на их оплату. Естественно, в программе будет определена и стоимость этих мероприятий.
- С бюджетной сферой всё понятно, а как обстоят дела с частными потребителями?
- Что касается населения, то здесь всё гораздо сложнее. Если на органы власти и руководителей бюджетных учреждений существуют прямые рычаги воздействия в виде применения санкций за невыполнение требований ФЗ-261, то на население никакого влияния в этом плане оказать невозможно.
По закону в этом году жильцы должны сами провести энергоаудит своих многоквартирных домов и установить общедомовые приборы учета. Но 2011 год уже заканчивается, а такое происходит крайне редко даже в масштабах всей страны. Поэтому срок окончания этих мероприятий перенесен на середину следующего года.
На каждый жилой многоквартирный дом в России должен быть составлен паспорт (после проведения энергоаудита), и в каждом таком доме должны быть установлены приборы учета энергоресурсов. Но опять же, закон установил определенный размер энергетической нагрузки на многоквартирный дом (0,2 Гкал/час). И только имеющие такую энергетическую нагрузку многоквартирные дома подпадают под требование закона об установке общедомовых приборов учета. В нашем районе это – пятиэтажки и четырехэтажный дом (бывшее общежитие ПУ-103) в Раздолинске.
- Какой механизм предлагает ФЗ-261 в случае, если жильцы не установят общедомовой прибор учета тепловой энергии?
- Поскольку население в нашей стране традиционно не спешит выполнять требования законов, в том числе и ФЗ-261, то на такой случай этот закон устанавливает перечень и последовательность соответствующих мероприятий. Если жильцы сами не установили общедомовые приборы учета, то за них это сделают ресурсоснабжающие организации. Понятно, что в последствии они возместят свои затраты за счет жильцов, то есть внесут расчетные суммы в квитанции по оплате ЖКУ. Эти суммы появятся в квитанциях не разово, а будут поделены пропорционально на срок до пяти лет.
Стоимость общедомового прибора учета тепловой энергии достаточно высока – около 300 тыс. рублей, поэтому и сумма в квитанции будет заметная. Но нами предусмотрена субсидия для социально не защищенных граждан, которым будут предъявлены подобные счета. Для всех, кто получает субсидию на оплату коммунальных услуг через Комитет социальной защиты населения, этот механизм хорошо знаком. В сумму этой субсидии и будет включена субсидия на стоимость и установку общедомового прибора учета. Рассчитываться она будет соотносительно доли занимаемой жилплощади, а также доходов. Повторю, всё это касается жильцов пятиэтажек и четырехэтажного дома (здание бывшего общежития ПУ-103) в Раздолинске. В общем, больших проблем возникнуть не должно.
Всё вышесказанное относится к общедомовым приборам учета тепловой энергии. Но законом также определена обязательная установка общедомового прибора учета холодной воды. Цена такого прибора – около 30 тыс. рублей, и субсидия на его установку и стоимость не предусмотрена.
- С какой периодичностью необходимо отправлять приборы учета на поверку и как начисляются коммунальные платежи в момент нахождения прибора на поверке?
- На каждый прибор учета существует паспорт, в котором указано, через какое время его надо сдавать на поверку. Согласно паспорту прибора и нужно действовать. В среднем, подобный прибор учета сдается на поверку раз в 3-5 лет.
В законе прописан порядок начисления коммунальных платежей в период отсутствия прибора. Оплата может начисляться как по нормативам потребления, которые пока никто не отменял, так и исходя из средних показаний прибора учета, скажем, за прошедший год.
- Что успеет сделать районная власть в оставшееся до конца 2011 года время?
- На данный момент мы проводим энергоаудит зданий, находящихся в муниципальной собственности. Деньги, два миллиона рублей, на эти цели в районном бюджете заложены. Нам необходимо обследовать 50 строений.
И если с бюджетными организациями всё более-менее понятно, и процесс идет, то в работе с населением существуют определенные сложности. Мы не можем повлиять на жильцов напрямую. Эти приборы учета, как и всё общедомовое имущество, являются сферой интересов и ответственности граждан, точнее, собственников жилья. Они несут ответственность за их приобретение, установку и содержание.
Со своей стороны, власти района могут лишь проводить агитацию, показывая преимущества жизни по приборам учета, склоняя таким образом население к их установке. Также в нашей власти защитить социально уязвимые категории граждан, что мы и сделаем, потому что ситуация развивается так, что в конечном итоге бремя приобретения и установки приборов учета ляжет на ресурсоснабжающие организации.
- Может быть, провести что-то вроде показательной установки общедомовых приборов учета?
- У нас есть надежда на осуществление пилотного (пробного) проекта в этом направлении. Например, взять типовой многоквартирный дом, установить общедомовой прибор учета тепловой энергии, и когда люди увидят процесс в действии и ощутят свою выгоду на практике, нам будет значительно легче разговаривать с населением.
На краевом уровне такой вариант разработан, и деньги на него в краевом бюджете заложены. Но надо понимать, что край даст средства в первую очередь тем районам, где много жилых домов, подпадающих под требование ФЗ-261 об установке общедомовых приборов учета. Следовательно, эти районы и будут в списке приоритетных. К тому же, на первоначальном этапе заявок от территорий края на участие в пилотных проектах будет много. Нашему району сложно будет попасть в число приоритетных территорий из-за небольшого количества домов, подлежащих установке общедомовых приборов учета, но мы не теряем надежды. Программы, подобной названной выше, по установке общедомовых приборов учета холодной воды на краевом уровне нет.
- В районе созданы управляющие компании и ТСЖ, можно ли повлиять на них?
- Это коммерческие организации, и на них, как и на граждан, у нас прямых рычагов влияния нет. Но закон обязал управляющие организации и ТСЖ заниматься этим вопросом. В случае неисполнения ими требований федеральных и краевых законов и отсутствия внимания к нашим обращениям, мы вправе обратиться в соответствующие надзорные органы.
Получается так, что на основных потребителей тепловой энергии у районных властей нет прямого влияния, но ответственность за неисполнение ФЗ-261, в конечном итоге, ляжет на власти района, как отвечающие за всё, что происходит или не происходит на их территории. Поэтому ни у кого не должно возникать сомнений в том, что в случае необходимости мы обратимся в надзорные органы. Но в то же время власти района открыты для диалога и готовы помочь всем заинтересованным сторонам.
- Какие еще существуют трудности в реализации закона об энергосбережении?
- Да хотя бы чисто технические. Когда писался ФЗ-261, то его разработчики, по-видимому, не предполагали о таких схемах разводки труб, как, например, в наших двухэтажках. Общепринятой нормой является наличие отдельного теплового узла, а значит, и отдельного помещения для него, в котором установить общедомовые приборы учета довольно несложно. Но в наших двухэтажных домах таких помещений нет, в лучшем случае – колодец с задвижками на улице. И как там устанавливать прибор учета холодной воды?
К тому же, как правило, врезки в подающие трубы, как отопления, так и холодной воды сделаны как попало, с нарушениями всех технических норм и требований. И прежде чем устанавливать общедомовые приборы учета, еще предстоит переделывать разводку труб во многих домах.
- Когда общедомовые приборы учета будут установлены, кто будет снимать с них показания и передавать в ресурсоснабжающую организацию?
- Здесь действует такой же механизм, как и с оплатой электроэнергии. Работник управляющей компании или ТСЖ снимает показания с приборов и передает их в ресурсоснабжающую организацию, которая, в свою очередь, в лице своего представителя, через определенное время производит сверку показаний.
Если нет управляющей компании и ТСЖ, то необходимо выбрать человека из числа жильцов, который будет снимать показания с приборов учета и передавать их в ресурсоснабжающую организацию.
Евгений РЕДВАНСКИЙ
Фото автора