«Курочка» и «зернышки»
Несмотря на свою экономическую значимость, наш район неизбалован визитами руководителей высокого ранга. Поэтому смело можно было предположить, что если приехали заместитель председателя Законодательного Собрания края В. В. Семенов и депутат ЗС от нашего округа А. А. Симановский, то разговор будет на серьезную тему.
Предположение оправдалось. Зал муниципального театра был заполнен руководителями различных учреждений, заместителями руководителей, главами поселений и простыми жителями Мотыгино.
Главная цель визита – донести основные положения бюджета, а также рассказать об общекраевых программах, принятых в нашем субъекте.
Открыл встречу В. В. Семенов, который предложил построить беседу в формате живого диалога. Он напомнил, что бюджет края принимается на три года и высказал желание узнать о проблемах нашей территории из первых уст. Это даст возможность решать вопросы при принятии бюджета или в ходе бюджетного периода, то есть в течение года, когда еще вносятся поправки.
Другая задача – ускорить действия территорий, в том числе и нашего района, по подаче информации об участии в тех или иных программах. Так как на сегодняшний день в краевом бюджете имеются около 17 млрд. рублей нераспределенных финансовых средств, то Заксобрание края перед принятием бюджета должно знать, какие районы в какие программы и с какими мероприятиями планируют войти.
Краевой бюджет затрагивает интересы практически каждого жителя региона – все мы пользуемся услугами бюджетных учреждений, да и работников самих этих учреждений в крае немало. Итак, предстоящий бюджет формировался с учетом изменений в федеральном законодательстве, а также в области налоговой политики.
В какой-то степени эти изменения дают краю новые возможности. Но вместе с тем, появились и проблемы в виде выпадающих из краевого бюджета доходов, на которые край рассчитывал и которые ранее использовал. Главное, что мы потеряли – налоги от Ванкорского месторождения. В прошлые годы это предприятие приносило нам более 17 млрд. рублей, а теперь край недополучит около 10 млрд. рублей. Несмотря на это, бюджет края продолжает быть социально направленным.
Даже в непростые кризисные годы из краевого бюджета направлялись значительные суммы на сохранение рабочих мест, главным образом – в лесном комплексе. На сегодня безработица в нашем крае составляет, в среднем, около двух процентов, так что действия краевых властей на этом поприще можно считать успешными.
Краевой бюджет на 2012 год составит около 107 млрд. рублей, и по сравнению с этим годом, прирастет всего лишь на 1,5 млрд. рублей. Однако, как уже сказано, край свои социальные программы сворачивать не собирается, они будут сохранены, более того, приняты новые программы, направленные на улучшение жизни красноярцев. К тому же надо понимать, что 90 процентов краевого бюджета уйдут в территории, так как основная масса населения живет там.
Основные налогоплательщики в крае – предприятия цветной металлургии. А поскольку цены на их продукцию на мировых рынках продолжают падать, это является еще одним фактором, тревожащим краевых депутатов. В таких условиях наиболее стабильным источником пополнения краевого бюджета становится налог на доходы физических лиц. Но получают его, в основном, от работников бюджетной сферы. Большинство предприятий не обеспечивает своевременный рост зарплат своих работников, а в малом и среднем бизнесе стало плохой традицией платить заработную плату в конвертах. Отсюда возникает парадоксальная ситуация – краевой бюджет платит зарплату бюджетникам, а потом в виде подоходного налога на них пополняется сам. Что касается крупных компаний и банковского сектора, то там выплачивается хорошая зарплата и вовремя, что является стабильной подпиткой для краевого бюджета.
Краевые власти могут занести себе в актив еще две позиции. Первое – повышение минимальной зарплаты до 5095 рублей (пусть это невеликая сумма, но она больше, чем в других регионах в Сибири). Теперь ни один человек в крае не должен получать за свой труд оплату меньше этой суммы. Второе – индексация зарплат бюджетников у нас прошла раньше намеченных сроков (вместо первого июля - первого апреля). В добавление к сказанному надо напомнить, что с первого октября зарплата бюджетников также проиндексирована на 6,5 процентов. Для осуществления перечисленных выше решений краевые власти пошли на заимствования в виде выпуска облигаций, проще говоря, взяли эти деньги в долг. Безусловно, это риск. Но в краевых кабинетах власти есть твердое убеждение, что повышать зарплату и индексировать ее необходимо.
Также принято решение провести повышение заработной платы бюджетников в наступающем году. Правительство края предлагает сделать это в октябре, депутаты ЗС не согласны с таким подходом и считают, что делать это надо раньше. Будем надеяться, что депутаты отстоят свое мнение. Но всё будет зависеть от поступлений в краевой бюджет. Дополнительной задачей краевого масштаба является повышение зарплат учителей до уровня средней по краю, и это обещано сделать. Но школа - это не только учителя. Сейчас перед правительством края поставлена задача решить проблему несправедливых перекосов в оплате труда всех, кто работает в школах. Также с первого сентября проиндексированы стипендии студентам.
К новшествам нужно отнести создание Дорожного фонда края и то, что с 2012 года здравоохранение будет финансироваться из краевого бюджета. Эти и другие изменения привели к корректировкам закона о межбюджетных отношениях, если в течение года у территорий возникнут финансовые проблемы, то они будут решаться. В бюджеты районов попадет и вся недоимка по налогам на их территории за прошлые годы.
В крае будут действовать 48 долгосрочных целевых программ. Вхождение в них – хороший источник пополнения районного бюджета и бюджетов поселений. В принципе, 48 программ охватывают все стороны жизни, и с их помощью можно решить многие проблемы как района, так и поселков. Поэтому нам предлагается жить по принципу «Курочка по зернышку сыта бывает» и заявляться в максимальное количество программ.
Главный из вопросов гостям – проблема транспортного сообщения с краевым центром в свете заполнения ложа водохранилища БоГЭС. Вселяют оптимизм лишь твердые заверения наших гостей в том, что в любом случае краевые власти найдут выход и не оставят нас отрезанными от «большой земли».
Другой вопрос – что делать с выпадающими доходами предприятий ЖКХ? Повышения коммунальных тарифов с первого января не будет (оно перенесено на 01.07.2012 г.), а значит, коммунальщики недополучат серьезные суммы. Эту проблему будут решать в рамках взаимоотношений между коммунальщиками, местными и краевым бюджетами.
По обслуживанию сельских дорог. Создаваемый Дорожный фонд (его бюджет - 9,2 млрд. рублей) будет ориентирован во многом на дорожную сеть территорий края (из 9,2 млрд. рублей около 4 млрд. рублей – селу).
Жилье для молодых специалистов. В процессе поездки у наших гостей родилась идея создания программы, по которой жилье смог бы получить любой специалист в сельской местности вне зависимости от возраста, если поселение нуждается в этом человеке. Принцип, скорее всего, будет такой же, как и при ипотеке.
Поезд здоровья. Жителям нашего района тоже хотелось бы попасть на прием к краевым медикам. Договорились так: наши врачи составят список нуждающихся. Обещано, что краевые медики к нам приедут.
Были заданы вопросы: о водоснабжении, об упрощении землеотводов под кладбища, об удешевлении кокуйского угля, о приближении требований Госпожнадзора к реалиям жизни, о завершении долгостроев, и прочие. Высокие гости пообещали решить озвученные проблемы.
В завершение встречи В. А. Функ, глава района, поблагодарил В. В. Семенова за его умение держать слово и выполнять обещания, а А. А. Симановского, - за энергичность и требовательность.
Евгений РЕДВАНСКИЙ
Фото автора