И еще раз о дорогах, и не только...
Программа социально-экономического развития района до 2020 года вряд ли прибавила оптимизма и уверенности в будущем у населения, и то, что каких-либо замечаний и предложений от жителей района не поступило, говорит о том, что власть заботится о народе, но без народа.
Составляя программы социально-экономического развития, жители должны знать: куда мы придем в 2020 году, какая перспектива работы и занятости населения у каждого поселка, какая будет транспортная связь.
Комплексное освоение Нижнего Приангарья, стоимость проекта которого составляет 287 миллиардов 593 миллиона рублей, как-то обходит наш район, Мотыгинский район – это и есть Нижнее Приангарье, и освоение получается какое-то однобокое.
В Богучаны провели железную и автомобильную дороги, построили мост через Ангару, и сейчас жители правобережной и левобережной части района могут ездить друг к другу в гости даже во время ледостава.
А правобережная часть Мотыгинского района как была четыре месяца в году в транспортной блокаде, так и осталась.
В лучшем положении находятся левобережные поселки Кулаково и Новоангарск, которые имеют только одну переправу, и невыездной период для автотранспорта за пределы района в несколько раз меньше по сравнению с правобережной частью.
Одна переправа в Высокогорске могла бы разрядить транспортное направление в правобережной части района. А может, такой контраст в транспортной доступности двух соседних районов (Богучанского и Мотыгинского) не в комплексном освоении, а во власти, которая лучше «долбит», как сказал бывший губернатор А. Г. Хлопонин во время приезда в Мотыгино в 2006 году. «Власть, которая не вылазит из краевой администрации и долбит каждый день, доказывая и добиваясь необходимого для своей территории».
В районе есть поселки, которые ориентированы только на лесозаготовительное производство.
С истощением лесозаготовительной сырьевой базы и удалением ее от населенных пунктов, поселки теряют свое первоначальное предназначение. Один из них - поселок Орджоникидзе, который с большим размахом строился в годы прошлого века. А в последующее время стал стремительно разрушаться и растаскиваться.
Здания детского садика, которые так и не приняли ни одного ребенка, очистные сооружения, которые ничего не очистили, - были растащены. Проложенные по поселку водопроводные сети с колонками, в которых так и не появилась вода. Возвышающаяся над поселком водонапорная башня, - самое высокое водонапорное сооружение в районе, - так и не работает, оборудование ее растащили. Жилые дома, как только становятся невостребованными, тут же растаскиваются. Промышленная база леспромхоза находится в таком состоянии, как будто ее бомбили. Чтобы поселок не разрушить до основания, а затем…
В поселениях должна быть перспектива работы и занятости. Транспортная связь поселка с северной промышленной частью района способствовала бы решению занятости населения. Такой дорогой могла бы стать дорога из Орджоникидзе на Раздолинск, проходящая по лесовозным трассам с выходом на дорогу из Усово, и дальше по ней - до выезда на действующую дорогу Екатерининский карьер – Раздолинск, протяженностью около 60 км. Дорога проходила бы через месторождения Усовской железной руды, Киргитейского талька, Екатерининских магнезитов.
А если с 41 километра дороги Мотыгино – Орджоникидзе по лесовозным путям провести дорогу на соединение с направлением на Раздолинск, это даст возможность напрямую соединить Верхотуровское месторождение магнезитов с периклазовым заводом в Раздолинске.
Группа «Магнезит» могла бы обратить внимание на поселок Орджоникидзе, как на потенциального поставщика рабочей силы для своих предприятий.
Василий ЛАКАС
п. Орджоникидзе