Медленно, но верно
Из всех российских реформ коммунальная, наверное, идет наиболее туго
Тем не менее, понятно, что она необходима, и ее надо продолжать. Составляющих у реформы ЖКХ много. Одним из приоритетных направлений является внедрение в жизнь товариществ собственников жилья и управляющих компаний.
Какие успехи и какие проблемы на этом «фронте» есть в нашем районе, рассказал Сергей Викторович ЛУЗГИН (на снимке), начальник отдела администрации Мотыгинского района по обеспечению жизнедеятельности населения, ГО и ЧС.
- Началом создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) в районе надо считать 2007 год, когда Раздолинское МУТП «Коммунальник» попало под процедуру банкротства, что дало предприятию возможность отказаться от затратных видов хозяйственной деятельности, в том числе и от оказания населению жилищной услуги, которая во все времена была малодоходной. В итоге, пятиэтажные дома, а в каждом проживает около 70 семей, стало некому обслуживать. Внутридомовые инженерные сети начали приходить в полную негодность, и обязанности по их содержанию вынуждена была взять на себя администрация поселения. В таких условиях Н. В. Еримбетова, теперь глава Раздолинска, начала создавать первое в районе ТСЖ.
Примерно в эти годы в стране начала разворачиваться программа по реформированию ЖКХ. Исторически сложилось так, что государство брало на себя функции по содержанию жилого сектора, народ к этому привык, и поэтому основная идея реформ - переложить ответственность и обязанности по содержанию жилья на его собственников - была встречена населением без энтузиазма. Понятно, что человек в своей квартире может отремонтировать отопление и сантехнику, но что делать, например, с трубами и канализацией в подвале или с ремонтом крыши дома? Ресурсоснабжающие организации отвечают за коммуникации до ввода в дом. Чтобы решить такие задачи, людям надо объединиться. Для этого и создаются ТСЖ.
Главным двигателем реформы ЖКХ стал Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Идея простая: отремонтировать внутридомовые общие коммуникации и передать их на содержание. Потратить миллиарды рублей на ремонт и потом оставить внутридомовые инженерные сети без присмотра власти не могут. Здесь надо объяснить разницу между ТСЖ и управляющими компаниями. ТСЖ – некоммерческие организации, это объединения, проще говоря, соседей, неравнодушных к судьбе своего дома. Управляющие компании – предприятия, ориентированные на извлечение прибыли путем оказания гражданам жилищных и коммунальных услуг.
Чтобы получить деньги из Фонда содействия реформированию ЖКХ, надо выполнить ряд условий, что раздолинцам и районным властям удалось сделать, но был один нюанс. По тогдашнему законодательству на территории муниципалитета должны быть созданы ТСЖ и действовать управляющие компании в пяти процентах многоквартирных домов от их общего числа. Тогда многоквартирными считались и двухквартирные дома, создавать в которых ТСЖ и управляющие компании населению не было смысла. Сейчас этот пробел в законодательстве устранен, но на тот момент он затормозил развитие реформы ЖКХ в районе. На сегодняшний день многоквартирным домом считается жилой дом с общим подъездом.
ТСЖ в Раздолинске был создан в пятиэтажных домах, и вроде бы можно было рассчитывать на получение средств из федерального и краевого бюджетов, но грянул кризис, и денег в краевом бюджете на эти цели было заложено около 100 млн. рублей. Сельские муниципалитеты были фактически отстранены от возможности их получения, эти средства «ушли» в крупные города. На этот год в краевом бюджете заложено около 700 млн. рублей, и общими усилиями нам удалось добиться получения 4 млн. рублей (на условиях софинансирования) для ремонта внутридомовых инженерных сетей в некоторых пятиэтажках Раздолинска.
Есть надежда, что и в Новоангарске мы сможем со временем привести коммунальное хозяйство в порядок. В Раздолинске и в Новоангарске – по одной ресурсоснабжающей организации, причем, в Новоангарске ресурсоснабжающая организация и управляющая компания – это одно предприятие, что облегчает решение задач. К тому же мы видим заинтересованность поселковых властей и коммунальщиков в наведении порядка в этой сфере. Здесь и помогать хочется. Когда видишь, что потраченные средства не пропадут, что отремонтированное имущество будет содержаться, то и расходовать деньги не жалко.
Что касается районного центра, то, как говорят мотыгинские коммунальщики, ведение бизнеса по оказанию жилищной услуги им не выгодно. Отчасти это так. Другой негативный фактор - запутанность коммунальной схемы. Когда за одну котельную отвечает одно предприятие ЖКХ, за другую - другое, а за воду - третье, то выработать общий подход сложно.
Но содержать жилсектор необходимо. Поэтому мы обязали их взять на год «свои» дома в управление, организовав управляющие компании. За это время они должны были провести разъяснительную работу с населением и объяснить преимущества нового подхода.
Смысл работы управляющей компании и идея их создания состоят в том, чтобы привести внутридомовые инженерные сети в порядок, ликвидируя тем самым потери ресурсов (воды, тепла и т.п.). Готовность этих сетей к отопительному сезону фиксируется документально, и в суде коммунальщики уже не смогут оправдать холод в квартирах жильцов старыми гнилыми внутридомовыми инженерными сетями, им придется делать перерасчет квартплаты или снижать тарифы.
Не секрет, что предприятия ЖКХ пользуются возможностью покрывать свои потери и убытки через тарифообразование, предоставление комуслуг качеством ниже требуемого и другими способами. Получается, что мотыгинским коммунальщикам выгоднее работать по этим схемам, нежели наводить порядок, потому что появление управляющей компании в цепочке «ресурсоснабжающая организация – жильцы» делает такие ухищрения невозможными. Справедливости ради скажу, что приведение в надлежащее техническое состояние мотыгинских полусгнивших двухэтажек требует вливаний многих миллионов рублей.
Другая проблема – отсутствие рычагов воздействия на предприятия ЖКХ. Коммунальщиков трудно заставить создавать управляющие компании и даже – предоставлять качественные комуслуги. Договоры, по которым они взяли муниципальное имущество в аренду, написаны много лет назад, и лишь продлялись. Жизнь и экономические условия в стране изменились, и эти договоры уже не отвечают требованиям современности.
Работа с предприятиями ЖКХ в этих вопросах – прерогатива поселковых властей. Уже в этом году районный центр мог бы получить около двух миллионов рублей на ремонт внутридомовых коммуникаций.
Евгений РЕДВАНСКИЙ