Чтобы жить хорошо, надо подумать, а потом делать
Дорога Мотыгино – Орджоникидзе, которая считается составной частью дороги на Богучаны, не имеет промышленного значения, по ней осуществляется только транспортная связь между поселками.
Дорога с крутыми подъемами, с многочисленными мостами через ручьи малопригодна для грузовых транспортных перевозок, особенно в зимнее время. Это бывшие летние лесовозные дороги Мотыгинского и Орджоникидзевского леспромхозов. Основной объем заготавливаемого леса вывозился зимой по зимникам, а участок дороги по 32-й км зимой выводился из эксплуатации. И сколько бы средств на содержание этой дороги ни выделялось, от подъемов и ручьев никуда не уйти.
Вариант этой дороги Мотыгино - Орджоникидзе - через п. Решающий, схема и пояснения находятся в районном Совете депутатов. По этому варианту дорога будет проходить 17 км по изысканной дороге, на которую есть проектная документация, а дальше - выход на 35-й км действующей дороги Мотыгино - Орджоникидзе, по которой до 41 км, а далее по варианту дороги Верхотуровский карьер - периклазовый завод 12 км с выходом на зимник, по которому до выхода на 70 км действующей дороги.
Дорога будет проходить по спокойному рельефу местности, обойдя все крутые подъемы, что благоприятно повлияет на грузовые перевозки. Это дало бы возможность вывозке продукции лесопереработки наземным транспортом на экспорт из Орджоникидзе за пределы района при благоприятной обстановке на переправах.
Сократится расстояние дороги между поселками на 10-12 км. Будет задействован участок действующей дороги 10 км (с 35-41 км и 69-74 км). Дорога будет проходить 13 км по бывшим летним лесовозным дорогам и 6 км по зимнику, отсыпанному под летнюю дорогу, что значительно снизит затраты при ее возведении.
При строительстве Мотыгинской ГЭС, а это вопрос только времени, с 17 км варианта дороги могла бы быть дорога 6 км до намечаемой МоГЭС.
При заполнении водохранилища ГЭС участок дороги с 69-74 км попадает в зону затопления, с 17 км дороги со стороны Орджоникидзе можно провести дорогу на 10-й км северной трассы, используя бывшие лесовозные дороги, что обеспечило бы транспортную связь между поселками и в этом случае.
При осуществлении вариантов дороги Мотыгино – Орджоникидзе и Верхотуровский карьер – периклазовый завод трасса будет иметь общий участок дороги 12 км и дорогу Орджоникидзе – Раздолинск в подарок.
Хотелось бы, чтобы о варианте дороги Верхотуровский карьер – периклазовый завод высказал свое мнение «Сибирский магнезит».
На мой взгляд, логично было бы создать рабочую группу специалистов - профессионалов-дорожников, которая на месте ознакомилась бы с вариантами дорог Мотыгино – Орджоникидзе с Верхотуровского карьера на периклазовый завод и сделала свое заключение, которое рассмотрело бы Правительство края, района; по этому варианту или другому была бы выработана транспортная схема по логике здравого смысла и была бы включена в Программу социально-экономического развития района до 2020 года.
Мы видим, что району в последнее время стало уделяться больше внимания, а строительство моста через Енисей в Высокогорске принимает реальную перспективу дать возможность правобережной части района иметь не только автомобильное, но и железнодорожное сообщение за пределы района круглый год.
Подписанное в феврале 2011 г. соглашение о сотрудничестве между Правительством Красноярского края и группой «Магнезит» касается непосредственно Мотыгинского района. Это строительство нового современного комплекса для глубокой переработки магнезитов в нашем районе. Общий размер вложений в реализацию программы составит более 7 миллиардов рублей. Выход нового комплекса на проектную мощность позволит создать в районе порядка 650 новых рабочих мест.
Попытаюсь еще раз высказать свой взгляд и свои сомнения на проблемы поселка. Не надо искать врагов, которые развалили поселок. А надо искать выход – как остановить продолжающийся неуправляемый процесс его разорения.
О лесосырьевой базе, которую администрация видела только из окон своих кабинетов. 45 лет интенсивных лесозаготовительных работ сделали свое дело. Не от хорошей жизни последние годы существования леспромхоза лесозаготовки велись за речкой Удоронгой, и расстояние вывозки леса доходило до 100 км. С развалом леспромхоза лесосырьевая база за Удоронгой стала малопривлекательной для малых лесозаготовительных предприятий, которые пристроились к дорогам, построенным в прошлом веке, и считают то, что еще осталось от лесосырьевой базы. Для лесосырьевой базы за Удоронгой при наличии дороги на Высокогорск могла бы быть альтернатива: везти лес в Орджоникидзе более чем за 100 км, а потом сплавлять его, или везти на 40-50 км дальше прямо в Лесосибирск на перерабатывающие предприятия.
О лиственных породах (осина, береза), которые не востребованы и вряд ли в ближайшем будущем будут использоваться. Уже давно в поселке нет градообразующего предприятия, а малым предприятиям не до поселка, у них свои узкие интересы. Это проблема не только Орджоникидзе. Это проблема моногородов и поселков, строившихся под одно предприятие.
Население работает там, где есть рабочие места и достойная зарплата, и поселок для них - не место работы, а место, где комфортно и удобно жить. Многие жители поселка работают на заездах не только на территории района, но и в соседних районах и даже на Ванкоре. Реальные рабочие места на территории, прилегающей к поселку, могли бы появиться при подготовке ложа водохранилища Мотыгинской ГЭС.
Устойчивая транспортная связь Орджоникидзе с промышленной северной частью района могла бы благоприятно повлиять на сохранение поселка, как жилого сектора более привлекательного для проживания по сравнению с северными поселками, более мягким климатом и с расположением на берегу Ангары. Поселок своим нахождением в 25 км от Верхотуровского карьера магнезитов, 30 км от Усовского железорудного месторождения, 40 км до будущей Мотыгинской ГЭС, 55 км до Раздолинска имел бы долгосрочную перспективу занятости населения при строительстве и освоении этих объектов.
Поселку нужна долгосрочная перспектива развития, чтобы не превратить его в Потоскуй времени ссылки Серго Орджоникидзе, а сохранить и сделать современным жилым комплексом, где будет комфортно и удобно жить, а кто в нем будет жить - лесозаготовители, гидростроители, рабочие карьеров, металлурги – время покажет.
Василий ЛАКАС, п. Орджоникидзе