Работаем стабильно и правильно
Наш таежный район на 400 километров удален от краевого центра, а это значит, что цивилизованное развитие инфраструктуры (тех же дорог) как бы не является проблемным для края.
Это – наши дороги, а значит, - наши проблемы. Тем более, что за последние несколько лет развитие промпредприятий стало более мощным, завоз и вывоз по реке почти отсутствуют (стало дорого), естественно, основной грузопоток ложится на дороги района. Каково сейчас их состояние, есть ли перспектива строительства и капитального ремонта?
Об этом – наш разговор с директором Мотыгинского филиала ГП «Лесосибирск-Автодор» Андреем Петровичем ГОЛОВИНСКИМ во время поездки по Орджоникидзевской дороге – к месту строительства очередного моста.
- Андрей Петрович, как предприятие выполняет свои планы сейчас, какие работы проводятся?
- В этом году у нас приняты большие объемы по содержанию, ремонту, строительству дорог общего пользования на территории всего района. Межмуниципальные дороги с 1 января перешли из ведения муниципалитетов в ведение края. С 1 июля начнется финансирование из КрУДора на район, затем средства будут распределены на муниципалитеты.
Торги прошли. В комплекс работ входит устройство двух автомобильных мостов на дороге Мотыгино – Орджоникидзе в наиболее опасных местах по наледообразованию. Это 12-метровые сооружения комбинированного типа – металл и дерево, ряжевые опоры, металлические пролеты.
Бригада мастера по содержанию Виктора Петровича Заставского в составе семи человек сейчас и занята на строительстве. Сроки стройки жесткие – до конца месяца мы должны возвести этот автомобильный мост и начать строительство другого. То есть, при благоприятных условиях, на один мост у нас уходит полторы недели. Будут сделаны подходы к мосту с обеих сторон – это большие инженерные сооружения капитального типа.
- Почему именно в этих местах решено сделать мосты?
- При начале таяния снегов в этих местах образуются большие водотоки и наледи, что мешает проезду транспорта. На устранение помех на дороге уходят большие средства и около месяца рабочего времени. Чтобы уйти от этих проблем, решено делать капитальные мосты, по которым можно будет ездить в течение пяти – десяти лет.
- Что в планах еще по этой дороге?
- В этом году будем ремонтировать дорогу от Орджоникидзе до Каменки. Эта дорога (40 км) межпоселенческого типа, естественно, что средства на нее выделялись всегда по остаточному принципу, то есть – на содержание в зимний период.
На три года запланирован ряд мероприятий по улучшению ее технического состояния (отсыпка, вырубка кустарника) в связи с тем, что краевым Управлением дорог поставлена задача соединить Богучанский и наш районы. В дальнейшем – устройство автомобильного моста через реку Каменку и применение круглогодичного движения транспорта.
Перспектива такова: при строительстве еще и Мотыгинской ГЭС, думаю, наш район ожидают большие денежные вливания для строительства дорог восточного направления.
А.П. Головинский и В.П. Заставский обсуждают детали строительства
Перспективы развития дорог в северном направлении тоже есть – подготавливается документация для устройства дорог также круглогодичного действия. Это направления на Партизанск - Высокогорск – Северо-Енисейский район и мост через Енисей.
Но это направление связано с потребностью вывоза продукции для крупных горнорудных и лесопромышленных предприятий. А для населения самое «короткое плечо» - это дорога с выходом на край, через Стрелку и Широкий Лог.
Вернемся к нашей дороге на Орджоникидзе. Кроме строительства мостов здесь запланировано ремонтное содержание, профилирование.
- В основном, этой дорогой пользуются лесопромышленные предприятия, они каким-то образом участвуют в содержании дороги?
- Нет, в содержании дороги предприятия не участвуют, и средств своих не вкладывают. Возможно, у них и есть договоры социального партнерства с администрацией района. Насколько мне известно, в крае всего два района, где действует программа частного и государственного партнерства – это в Балахтинском районе, и у нас – от Стрелки до Новоангарска, совместно с Горевским ГОКом. В этом году начнется строительство участка трассы от Стрелки.
На первом этапе – это инженерные сооружения (водопропускные трубы, стройка арочного автомобильного моста в районе Новоангарска, а также подготовка земляного полотна). Финансирование начнется с 3-4 кварталов. Программа рассчитана на три года, за это время дорога должна быть подготовлена под асфальтобетонное покрытие. Будут проведены аукционы.
В дальнейшем планируется построить дорогу от Первомайска с выходом на Слюдрудник, через Машуковку, с открытием круглогодичного движения в направлении на Тасеевский район. Возможно, через Усолку будет паромная или понтонная переправа. Это перспектива на ближайшие пять лет.
Дорожникам приходится работать на жаре, в накомарниках, но это мало спасает от мошки и паутов
Пока остается открытым вопрос о строительстве дорог Первомайск – Денисово и обход Первомайска. Мониторинг показывает, что развитие наших промпредприятий за последние годы идет очень большими темпами, естественно, грузопоток вырос в несколько раз. Не на нашей стороне и природа: весной было резкое потепление, обильное таяние снегов – всё способствовало разрушению дорожного полотна, Денисово – Первомайск особенно.
Если по Орджоникидзевской дороге, по анализу, в сутки проходит десяток машин, то в направлении Мотыгино - Широкий Лог – до 500 транспортных единиц (до 80-90 % - большегрузных).
Дорога Денисово - Первомайск строилась 10-15 лет назад, и не была рассчитана на такой грузопоток, а так как другого пути просто нет, то для ввоза и вывоза грузов используется этот.
Средств на ее содержание хватает только на поддержание дорожного полотна и не больше. Как говорится, вместо капитального – «косметический ремонт». Если ничего не изменится, то через два-три года дорога превратится в НИЧТО, ее просто не будет. Дорога нуждается в СРОЧНОМ КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, модернизации. Силами предприятия мы можем ремонтировать дорогу, но нам не хватает лимитов.
В настоящее время составляется титул на 2013 год, и если район с этой дорогой в него войдет, то положение можно поправить.
- Какая обстановка на дороге Первомайск-Кулаково?
- Наши водители, наверное, не могли нарадоваться на участок в 22 километра с жестким основанием, нормальным щебеночным покрытием. Но прошло пять лет, и мелкая фракция в дорожном полотне наполовину уже выбита, дорожная одежда износилась настолько, что стала выступать крупная фракция, которая попросту рвёт резину на колёсах. Мы, конечно, стараемся содержать дорогу, но процесс износа необратимый.
-Что надо делать?
- Надо «закрыть» дорогу в асфальтобетон, и она еще долго прослужит. В планах и не было такого покрытия, она планировалась как «щебенка». Но сейчас дороге можно помочь только таким образом, в ином случае ситуация из года в год будет ухудшаться.
По направлению Машуковка – Устье запланирован ремонт моста, содержание, профилирование, поддержание в проезжем состоянии, капитальных вложений не предусмотрено.
Хочу заметить, что второй год мы проводим полив уличных дорог в Первомайске, а в этом году – и в Слюдруднике, и делаем это за счет собственного финансирования.
- У нас есть трудности с паромными переправами?
- Свои сюрпризы нам уже преподнесла Богучанская ГЭС. В мае уровень воды оставался очень низким, затем стал критическим, и это было для нас большой проблемой. Конечно, там, где паромы ходят, глубина еще приличная. НО! У причалов пришлось увеличивать паромные площадки. Мы загоняли экскаваторы, вычерпывали, углубляли - в течение двух недель ситуацию исправили. На Первомайской паромной площадке углубились на десять метров в воду, увеличили площадку и на Ангаре. Проблема снята, но в августе она может снова возникнуть, так как воду опять будут «забирать» для наполнения водохранилища.
ЕЩЕ ОДНА ПРОБЛЕМА. В связи с возросшим потоком транспорта не хватает площади паромов. Мы сейчас разрабатываем проект строительства большого автомобильного парома на переправе (за счет собственных средств).
Край в курсе той ситуации, которая сложилась на паромных переправах в Мотыгинском районе. На Первомайской переправе мы увеличили количество рейсов в два раза, и все равно их не хватает. Ужесточились требования по эксплуатации паромных переправ в связи с тем, что случилось с «Булгарией» в прошлом году. И всё это ложится на предприятие дополнительными финансовыми затратами.
- Расскажите о дороге Мотыгино – Раздолинск. Что сделано и что в планах?
- Бригадой С. Ю. Наумова, который является молодым, но достаточно квалифицированным специалистом, выполнен целый комплекс ямочных работ. В этом году мы попытались внедрить новый метод ямочного ремонта с применением специальной эмульсии (на основе смеси битума, воды, кислот и других добавок), который в несколько раз ускоряет процесс ремонта асфальта. Проблема с этим материалом одна – транспортировка его на дальние расстояния.
Путь наш прервался на участке 20-21-й километр на дороге Мотыгино –Орджоникидзе. Рабочие из бригады дорожного мастера Виктора Петровича Заставского работали в котловине будущего моста. Здесь же – экскаватор выравнивает края ямы. Еще задействованы самосвальная техника и грейдер. Как говорит мастер, основная работа всё же – ручная, сейчас делают основания под ряжи на жаре, в одежде, в накомарниках, но и это мало спасает от мошки и паутов.
Обедают люди в передвижном домике недалеко от места строительства. Работы идут третий день в плотном режиме.
Остов моста, который состоит из нескольких частей, рубят на площадке головного предприятия, затем он транспортируется на место установки, и уже рабочие закрепляют его, делают перила.
Сроки – до конца недели ставят мост, и со следующей недели занимаются насыпкой подходов к нему. Ранее здесь были устроены только водопропускные трубы, но они со временем не стали справляться с потоком воды. Когда будет стоять мост, то поток воды сможет свободно течь под ним, и наледь не будет образовываться. Гарантийный срок службы моста – пять – шесть лет, но стоят они, как правило, намного дольше.
Мимо, по узкой дорожке, в объезд строительства, проезжают машины. И наша машина, развернувшись, теперь устремляется к следующему объекту – мосту на дороге Мотыгино - Рыбное.
- Андрей Петрович, что запланировано сделать на северных дорогах?
- На участке дороги Партизанск - Южно-Енисейск сейчас трудится бригада рабочих, два механизатора, которые живут на базе «Золотой Звезды». Эта дорога тоже на нашем содержании, и трудность в том, что она удалена от основной базы на 200 километров. В следующем году планируем задействовать передвижные комплексы рабочих мастерских. Также в следующем году на «ленинградке» планируем строительство мостов.
На уровне края сейчас рассматривается перспектива увеличения количества дорог, переданных на содержание. Это три дороги – подъезд к фермерскому хозяйству на Гребне, дорога Денисово - Пашино и «остаток» «ленинградки»: на пересечении Мотыгино - Широкий Лог на 30-м км.
Всего на содержании предприятия в настоящее время насчитывается около 500 километров дорожных путей. Из них 90 % дорог без какого-либо покрытия: грунтовые, переходного типа, 35 км - в асфальтобетоне. Отсюда и большие затраты на подсыпке, ремонтному профилированию.
- Что экономичнее – отсыпные дороги или асфальтобетонные?
- Содержать дороги проще до того момента, пока они держатся: нет провалов и просадок. Как только покрытие изнашивается, а денег на ремонт нет, наверное, проще содержать асфальтобетонные. Почему и применяются все больше новые технологии – эмульсии, геосетки, холодный асфальт.
В направлении Мотыгино – Рыбное на пятом километре сейчас ведется укладка водопропускной трубы на 5-м километре (Черемуховый Лог). Работает бригада С. Ю. Наумова.
- Будет ли продолжена укладка асфальта в сторону Рыбного?
- Нет, этот участок трассы есть в смете, и строительство рассматривается на уровне края, но не хотелось бы его делать по старинке. Это достаточно серьезный участок дороги, сложный профиль с подъемами и спусками, заболоченные участки. Предварительно нужно сделать изыскания.
- Планы предприятия, как Вы говорите, подкорректировали?
- Да, мы раньше должны были начать работы на межпоселенческих дорогах, сделать ямочный ремонт. Коррективы внесла дорога Мотыгино - Широкий Лог (участок 20-30 км, Денисово – Сметанино), которая начала проваливаться, и все силы бросили туда.
Сейчас на предприятии работает около 100 человек. Вскоре приобретем новую машину КДМ и средний грейдер на Новоангарский участок (прораб Ю. В. Осипов). В этом году запустили в работу скоростные отвалы, планируем приобрести еще.
Месяц наша бригада работала на сборе мусора по обочинам дорог, вывезли огромное количество КАМАЗов, особенно с припаромных площадок.
Были проблемы и с ледовой переправой, зимой пришлось строить ее с обходом, длиной в два раза превышающую плановую (3,2 км).
Наша основная затратная часть – это топливо, электроэнергия и инертные материалы, которые подорожали, приходится соблюдать жесткую экономию.
В целом предприятие выполняет все планы и поставленные задачи, работает стабильно и правильно.
Наталья МОРОЗОВА