Угрозы поселению нет, но...
Лесные пожары стали уже характерной приметой нынешнего лета. В Сибири горят леса на больших площадях. Не является исключением и наш район. С начала пожароопасного периода зафиксировано уже 47 пожаров (данные Мотыгинского лесничества на 5 июля). Большинство из них находится в труднодоступных авиазонах, причина всех возгораний – сухие грозы.
Усугубляет обстановку отсутствие дождей, в районе сохраняется пятый класс пожарной опасности, во многих поселениях сильное задымление. Дым наносит также с Богучан, где сильные пожары в районе р. Каменки.
Действующих лесных очагов возгорания - шесть. Вот как прокомментировал обстановку глава района В. А. Функ, он же – председатель районной комиссии по ГО и ЧС:
- Обстановка в районе с лесными пожарами сложная, те пожары, которые угрожают безопасности поселений, обслуживаются полностью, туда брошены основные силы. Остальные, находящиеся в авиазоне, пытаемся ликвидировать. Прямой угрозы населенным пунктам в настоящее время нет. Штаб ГО и ЧС работает в круглосуточном режиме.
На снимке: глава Орджоникидзе П.И. Ясюкевич и глава района В.А. Функ намечают схему тушения пожара.
В администрацию района 5 июля поступило сообщение о том, что лесной пожар в квартале 72 (выдел 6) находится в двух километрах от Орджоникидзе. Сократив совещание по подготовке к отопительному сезону, глава района В. А. Функ выехал в Орджоникидзе.
Относительно хорошая грунтовая дорога позволяет ехать со скоростью до 80 километров в час. Но по мере приближения к поселению, дым, волнами накатывающийся на дорогу, заставляет водителя В. Базу снизить скорость до 45 км в час. На дороге справа застыл бульдозер. Как пояснил Владимир Андреевич, этот агрегат (принадлежит ООО «Золотая Звезда») на днях опахивал очаг возгорания и провалился в болото, вытаскивали его два трактора.
Пожарная машина, приобретенная для поселка Орджоникидзе в прошлом году, - большое подспорье на тушении лесного пожара. Десятикубовая емкость заправляется мотопомпой за девять минут.
На 14-м километре мы заехали влево на дорогу, ведущую к старой просеке, где недавно полыхал огонь. Видна черная, обугленная земля под деревьями (низовой пожар), огонь, пройдя к самой дороге по откосам, не оставил после себя ничего.
И снова выезжаем по направлению к Орджоникидзе. Ближе к поселку дым стал гуще, едем как в туннеле, где нет просвета. В дыму и ближние лесонасаждения по обе стороны дороги, только чуть-чуть завеса приподнимается над ручьями. Если бы не кондиционер в машине, то дышать было бы невозможно. Видимость на дороге – минимальная, едем с включенными фарами. У меня мелькает мысль – а как они там, в Орджоникидзе, справляются с пожаром? Ведь по закону люди должны уже быть готовы к эвакуации, если пожар находится в семи километрах от поселка.
Подъезжаем к Орджоникидзе – поселка нет, он скрыт за плотной стеной дыма, не проглядывают даже деревья. На улицах чуть видны дома, с центральной, где стоит здание администрации с поникшим от тревожного безветрия триколором, соседние улицы еле проглядывают. Люди ходят, как в тумане. Сильно ощущается запах гари.
В самой администрации - только сторож. «Все - на пожаре», - говорит женщина.
Все-таки дозваниваемся главе, он подъезжает удивительно быстро, оказывается пожар уже меньше, чем в двух километрах от поселка. Глава поселения П. И. Ясюкевич доложил главе района обстановку.
Круглосуточно работает оперативный штаб при администрации поселения. Непосредственной угрозы, кроме задымления, поселению нет. Вторые сутки на тушении задействованы две смены (8 человек), работающих на пожаре, водовозная и пожарная машины (десятикубовая), работает помпа. Люди тушат огонь до изнеможения, не жалея себя, в том числе глава Орджоникидзе и работники администрации (мужчины), участковый лесничий, пожарники, добровольные помощники.
Даже зеленый лес горит очень быстро. Осторожнее в лесу с огнём! Впрочем, на период пожарной опасности всякие выходы людей и выезды машин, кроме пожарных, в тайгу категорически запрещены.
С трех сторон очаг огня, который возник на месте старой лесосеки (участок ООО «Металлоконструкция»), уже локализован, но со стороны леса, где нет дороги и подступиться нельзя (чаща), огонь может распространиться в сторону высоковольтной ЛЭП. И это самое опасное направление, там находятся старые завалы, которые тоже хорошо горят и огонь может долго жить в глубине почвы.
Между пожаром и поселком есть дорога и лес, но по прямой до Орджоникидзе – 800 метров (!), где растет подсоченный лес 12-летней давности, горит как спичка и очень долго, а в обход ехать три километра. Но огонь дорог не выбирает, он и через речку может «перепрыгнуть» при верховом пожаре.
Поэтому срочно нужен бульдозер для опашки четвертой стороны. Колесный грейдер проделал один подступ к очагу возгорания, но внезапно проколол колесо, поэтому из работы выключился.
Оказывается, в Орджоникидзевском лесничестве горит еще участок, и его тушат 17 человек ООО «Орджоникидзевский ЛЗП», огонь подбирается к складу готового к вывозке леса, поэтому на этот пожар (вблизи поселка) технику не могут дать, самим нужна.
В. А. Функ тут же принимается звонить тем руководителям, предприятия которых находятся вблизи Орджоникидзе. Вроде договорились с Рыбьяковым, генеральным директором ООО «Енисейская сплавная контора» п. Стрелки (субподрядчик), но бульдозер будет только к утру следующего дня. Нужен трал для перевозки бульдозера. Время - 14.45. Время - дорого.
Оперативную обстановку докладывают все, кто возвращается с пожара, чтобы хоть чуть-чуть передохнуть. Обстановка разъясняется, но напряжение не спадает.
Снова и снова глава района В. А. Функ уточняет подробности пожарной обстановки вокруг Орджоникидзе, совместно набрасывают схему распространения очага, просчитывают варианты быстрейшей ликвидации огня. Время - 15.15.
Управлять пожарной машиной на пожаре тоже нелегко. Водитель В. Н. Чернявский четко и умело справляется с поставленной задачей.
Выезжаем непосредственно к месту пожара. До него по объезду, через проложенную грейдером тропу, - 15 минут езды, дыма почти нет.
Подъезжаем к самому очагу, но за невысокой обочиной и кустами огонь сейчас почти не виден, еле стелется. Пожарная машина уехала заправляться, на ее заправку мотопомпой требуется девять минут, плюс путь – 10 минут. На водозаборе заправка идет два часа, но из двух водозаборов работает только один, другой пересох. Воду в основном берут из Ослянки и Ангары, благо недалеко.
Выхожу из машины. Тишина лесная, но какая-то тревожная, нет птиц, нет мошки, будто все вокруг приготовилось к чему-то страшному. Пожарные говорят, что животные очень беспокойны, даже те, которые ведут скрытую жизнь, сейчас выбегают из леса на дороги. Еще бы им не выбежать! Орджоникидзе – медвежий угол в прямом смысле, здесь район обитания медведей, а теперь сгорят берлоги, зверю придется перебираться в другие места, в лесу замечали много следов медведей, значит, миграция уже началась.
За спиной еле-еле слышно какое-то потрескивание, шуршание. Вот он и огонь. Подхожу ближе, - вроде ничего опасного, небольшие язычки пламени смотрятся даже красиво. Но пока снимала на камеру, за какие-то десять минут огонь, пожирая сухие зеленые листочки, подобрался почти на метр ближе, сразу почувствовался жар, огонь взметнулся вверх по кустам. А если ветер?!
Из леса выходят уставшие, вспотевшие мужчины, обстановку докладывает лесничий Орджоникидзевского лесничества А. В. Беляков. Сухость, горит даже болото, залитый водой огонь через некоторое время снова выходит на поверхность уже в другом месте, поэтому сторожить надо круглые сутки, хорошо бы с трактором дежурить, чтобы опахивать своевременно. Треск от горящего леса становится всё сильнее, уже заглушает и голоса людей, стоящих на дороге.
Краем глаза замечаю рядом с собой то водителя, то главу Орджоникидзе, видимо, контролируют, чтобы меня случайно огонек не лизнул, не подпалил босоножки и сарафан (экипирована не по форме, командировка образовалась внезапно, на сборы - 10 минут, выехали сразу после совещания). Меня отрывают от съемки, зовут в машину, трогаемся в обратный путь.
Глава поселения П.И. Ясюкевич только что вернулся с тушения пожара, следующий выезд на очаг предстоит через несколько минут...
В. А. Функ вызывает в администрацию поселения для переговоров К. В. Смологонова, и.о. руководителя ООО «Енисейлесозавод», чтобы найти трал для перевозки бульдозера. Согласие достигнуто, трал будет. На крыльце происходит разговор с С. Н. Шишкиным, начальником муниципальной пожарной охраны, который тоже непосредственно участвует в тушении пожара.
И снова - ожидание, переговоры, обсуждение. Но что-то неуловимо изменяется в обстановке, глава района говорит уверенно: «Все нормально». И мы, захватив попутчиков (сотрудников полиции и лесничества), отправляемся в обратный путь в Мотыгино. Время – 16 часов.
Удивительно, но дыма на дороге почти нет, видимо, ветром унесло. Спокойно и, кажется, быстрее, чем в Орджоникидзе, доехали до райцентра. Вот и знакомые до боли полосатые дорожные ориентиры, вот и место бывшей поселковой свалки, уже основательно заросшее травой и от того ставшее красивее...
Утром, 6 июля, глава Орджоникидзе П. И. Ясюкевич по телефону рассказал, что бульдозер ночью доставили на пожар, он работает, минерализованную полосу в нужном месте проложили. Двумя машинами, действующими на проливке кромки пожара, расширили защитную полосу, огонь отбили от леса в сторону ЛЭП. Борьба с огнем продолжается. Общая площадь этого пожара составила примерно 20 гектаров. Павел Иосифович благодарит всех, кто тушит пожары, «грудью бросаясь на защиту леса от огня...»
Наталья МОРОЗОВА
Фото автора