Кто не сеет, тот не жнет
Собрались как-то в одном месте разные люди и решили освоить территорию. Но не тут-то было. Один захотел себе дворец каменный поставить, который стал заслонять солнце другому. Второй отхватил огород большой длины, который стал мешать проезжей дороге. Третий стал копать яму, чтобы поймать медведя, а его сосед на этом месте хотел поле пшеницей засеять. Начали ссориться добрые люди, разбрелись кто куда, да и стали жить поодиночке, без взаимопомощи, без выручки и без дружбы…
Только, как известно, веник можно по прутику переломать, один в поле – не воин, а вместе и соль слаще…
Но это присказка, жизнь – не сказка, и все в ней гораздо сложнее с одной стороны, проще – с другой и непонятнее – с третьей.
Речь пойдет о таком непростом вопросе, как социально-экономическое партнерство промышленных предприятий и района. Инициатива в том, чтобы привлечь к партнерскому сотрудничеству предприятия, возникла в администрации нашего района в 2002 году.
В этом же году составили проекты договоров и планировали заключить их со всеми имеющимися на территории района горнорудными и лесозаготовительными предприятиями. Причем, все вроде бы согласились. По крайней мере тех, кто «против» - не было.
Одним из условий договора был пункт, на тот момент актуальный для бюджета района: в целях достижения экономического и хозяйственного развития каждой из участвующих сторон - обязательная регистрация в межрайонной налоговой инспекции, расположенной на территории района, и своевременное исполнение всех налоговых обязательств. То есть изначально администрация района предприняла попытки к тому, чтобы предприятия регистрировались на территории района, где они осуществляют свою основную деятельность, расширяя налоговую базу Мотыгинского района.
К сожалению, действующая нормативно-правовая база не позволяет сегодня администрации района запрашивать и получать любую информацию о деятельности хозяйствующего субъекта. Между тем, работа специалистов администрации района требует пополнения фонда информации, например, для составления прогнозов развития экономики района на среднесрочную, долгосрочную перспективу. Поэтому для решения этого вопроса тоже нашли обоснование, и один из пунктов договора предусматривал предоставление общедоступной информации об основных параметрах деятельности предприятия и выполнении производственных показателей один раз в квартал. Потом задачу упростили, стали запрашивать информацию один раз в год.
Ранее, когда в местных бюджетах не было средств, включался еще пункт по оказанию ежеквартальной спонсорской помощи по отчислению небольших средств на проведение праздничных мероприятий, оказание помощи в социальных проектах (строительство детских площадок и другое). Согласовывались эти договоры с курирующим данное направление заместителем главы администрации района, начальником финансово-экономического управления, юристами. Понятно, что такие договоры носят характер добровольно-согласительных отношений. Хотя в отношении горнорудных предприятий есть надежное обоснование - один из пунктов в Лицензионном соглашении между «Красноярскнедра» и недропользователем, в котором написано, что «предприятие участвует в социально-экономическом развитии территории». Разумеется, при взаимодействии с органами местного самоуправления.
В планах администрации было заключение договоров со всеми предприятиями. С одними они были заключены, с другими - нет. Договор заключался в двухстороннем порядке сроком на один год. Несмотря на определенный формализм и организационные трудности, идея социально-экономического партнерства продолжает жить, и некоторые серьезные договоры все-таки были заключены.
Специалисты администрации работали в этом направлении и в последующие годы. Но времена были трудные, иногда даже кризисные. Предприятия сами еле выживали, где уж тут помогать кому-то (в плане спонсорства). Тем не менее, в 2006-2008 годы работа по установлению партнерских связей продолжалась. Разработаны были проекты договоров со всеми горнорудными и лесозаготовительными предприятиями.
В 2008 году заключались уже трехсторонние договоры по социально-экономическому партнерству (администрация района, администрация поселения, предприятие).
Например, между администрацией района и Новоангарским обогатительным комбинатом был заключен договор, в котором были прописаны конкретные обязательства социальной направленности. Комбинат обязался принять участие в капитальном ремонте школы, детского сада поселка Новоангарска, выполнить и профинансировать проектные работы по строительству спортивного зала в школе, построить в Новоангарске спортивно-развлекательный молодежный центр, принять участие в реконструкции объектов водоснабжения в поселке, в реконструкции котельной, предоставить бульдозер для строительства зимника Партизанск - Высокогорск.
Но далеко не со всеми предприятиями договоры были подписаны.
В 2011 году было заключено шесть договоров. То есть перешли от количества, к качеству, к более конкретным действиям по принципу: обращается предприятие с проблемой - администрация района предлагает заключить договор в интересах населения района. Так был подписан договор с Ангарской ГРЭ, по которому она обязуется установить хоккейную коробку, поставить новогоднюю елку и сделать ледовый каток в микрорайоне геологов, оказывать спонсорскую помощь на проведение спортивных мероприятий, а также предоставлять информацию о работе предприятия. С АГРЭ проблем нет, договор исполняется и продолжает действовать.
Также были подписаны договоры с предприятиями «КрасноярскЛесТорг», «Микротальк», «Артель старателей «Ангара-Север», «Сибирский магнезит».
Понятно, что жители порой недоумевают, почему наши предприятия, которые имеют средства, не могут активнее участвовать в социальной жизни поселений.
Надо заметить, что специалисты администрации района довольно ясно представляют себе развитие предприятий на нашей территории и те задачи, которые они ставят по освоению недр района.
В настоящее время идет мощное промышленное строительство на некоторых предприятиях, и все средства инвесторов направлены на эти цели, поэтому собственники предприятий не всегда могут их тратить на социальную сферу, то есть на создание непрофильных активов, на благотворительность. Отсюда, естественно, и их нежелание заключать договоры с повышенными обязательствами. Тем не менее, промышленные предприятия предоставляют рабочие места жителям района.
Если вкратце, то развитие получили промышленные предприятия и объекты, по которым в последние годы прошли предусмотренные законодательством общественные обсуждения.
В 2008 году прошли общественные слушания по ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) по проекту строительства линии электропередачи ВЛ-220 «Карабула – Богучанская ГЭС» и расширению подстанции в Раздолинске с приглашением к участию в них жителей Мотыгино, Раздолинска, Орджоникидзе.
В 2009 году – такие же слушания по проекту строительства Мотыгинского гидроузла с участием жителей Мотыгино, Орджоникидзе, Рыбного, Первомайска, Кулаково, Новоангарска.
В 2010 году – по проекту «Первого этапа освоения участка «Листвяжный-2» Кокуйского месторождения каменных углей» ЗАО ЗДК «Полюс».
Также состоялись общественные обсуждения по проекту строительства горнообогатительного комплекса «Боголюбовский» (золотоизвлекательная фабрика ЗДК «Золотая звезда»).
В 2011 году - по реализации проекта «Расширение обогатительной фабрики НОКа для доведения мощности по переработке руды с 1,0 до 2,5 млн. тонн в год» и общественные обсуждения по реализации ООО «Сибирский магнезит» проектов строительства Саткинского карьера на Киргитейском месторождении магнезитов и цеха декарбонизации магнезита в Мотыгинском районе.
В 2012 году – по реализации проекта «Строительство сооружений по защите Горевского месторождения от поверхностных вод р. Ангары. Защитная дамба второй очереди».
К участию во всех мероприятиях приглашали жителей района, руководителей хозяйствующих субъектов, представителей федеральных и муниципальных учреждений и организаций.
В настоящее время ведется строительство на многих промышленных объектах района. Васильевский рудник и ЗАО «ЗДК «Полюс» ведут масштабные геологоразведочные работы по наращиванию минерально-сырьевой базы предприятий, разведываются новые месторождения золота, расширяются промышленные площади, внедряются новые способы добычи полезных ископаемых.
Надо отметить, что активнее всего в социальной сфере (в частности, в жилищном и дорожном строительстве) участвует Новоангарский обогатительный комбинат.
Лесопромышленные предприятия, соответственно, поддерживают свою технологическую инфраструктуру, в том числе лесовозные дороги. Но почти все лесозаготовительные предприятия не зарегистрированы в нашем районе, поэтому практически не участвуют в пополнении бюджета района. Такое положение, к сожалению, не противоречит действующим законам.
Вернемся к началу нашей статьи. Таким образом, мы видим, что промышленные предприятия, расположенные на территории нашего района и которым предоставлены недра для пользования, могут добровольно участвовать в помощи поселениям в решении социальных вопросов, а могут и не участвовать. Никто их к этому не обязывает.
И, тем не менее, хотелось бы видеть, что мощные промышленные субъекты не только по необходимости и в случае ЧС (как этим летом на тушении лесных пожаров), но и, имея надобность в устройстве бытовых, культурных, социальных условий для жителей, а также работников своих предприятий, будут выступать меценатами для поселений района. Все мы – в одной лодке, все мы – в одной связке, и друг без друга нам не обойтись…
Наталья МОРОЗОВА