Дороги как отражение жизни
Действительно, если мы посмотрим на любую карту района, то увидим, что его территория испещрена мелкими и крупными линиями, которые называются у нас дорогами.
Чем шире линия – тем, по идее, лучше должна быть дорога. Оказывается, ничего не зависит от нас с вами. Нам нарисовали дорогу – мы по ней едем, а вот каково содержание наземного пути – это уже забота государства через различные программы, планы и проекты.
Регулярно анализируется состояние наших дорог. Если взять последний год, то прослеживается положительная динамика в работе Мотыгинского филиала ГП «Лесосибирск-Автодор». Дорожники, пожалуй, самая активная и подвижная единица производственников, когда бы ты ни выехал на дорогу, обязательно встретишь грейдер, асфальтоукладчик, либо дорожных рабочих.
Но, как говорится, планы планами, а факты - налицо. Содержание наших дорог с каждым годом требует все больше вложений. Потому что нагрузка на мотыгинские пути возрастает не только за счет своих десяти тысяч транспортных единиц, но и «благодаря» транзитному большегрузному автомобильному потоку.
Директор Мотыгинского филиала Андрей Петрович ГОЛОВИНСКИЙ мечтает, чтобы у нас дороги не только содержались, но и, по меньшей мере, ремонтировались, а то и подвергались капитальному ремонту. О строительстве речи пока не идет, строительство – прерогатива будущего, о чем мы будем говорить ниже в статье.
Самая изнашиваемая часть – дорожное полотно – как лицо района. Какие дороги – такова и жизнь.
Об этом наша беседа с директором предприятия.
- Андрей Петрович, на содержании предприятия около 500 километров дорог. Как проходит нынешний зимний сезон, когда хватает и морозов, и снегопадов?
- В эту зиму, по оценкам специалистов, снега выпало в два раза больше, чем в прошлую. Это не только добавляет нам работы, но и приводит к износу техники. Ломается – ремонтируем. Запчасти – за свой счет. Но контакты с городскими сервисами налажены, в течение двух-трех дней запчасти можем поставить, хотя не будем говорить о крупногабаритных запчастях (с этим сложнее).
А вообще, зима для дорожников – тяжелое время года. Если в январе была небольшая передышка, которую дали морозы, то после 10 января мы работаем в круглосуточном режиме, технику ремонтируем в выходные дни.
Хотя есть нарекания со стороны жителей и компаний-перевозчиков, тем не менее, вся техника, которая имеется, – на дорогах. Ведь у нас задача – не только расчистить пути, но и создать безопасную обстановку на дорогах общего пользования. Мы отслеживаем все маршруты автобусных перевозок, налажена тесная взаимосвязь с муниципальным автотранспортным предприятием и другими. И не было ни одного случая, чтобы по вине дорожников случился невыезд либо препятствие было в виде завалов снега. Это на особом контроле.
Последние снегопады и метели показали, насколько крепка выдержка работников дорожного хозяйства. Мы стараемся делать вовремя замену людей, чтобы дать отдохнуть тем, кто выезжает на особенно трудные маршруты.
- На обслуживании предприятия все поселения?
- Контракты заключены почти со всеми администрациями, кроме Партизанска, Южно-Енисейска и Орджоникидзе, там с очисткой улиц от снега справляются своими силами. Контракты составляются с учетом минимальных затрат, чтобы предусмотреть все виды работ для соблюдения дорожного безопасного движения.
- Андрей Петрович, Вы говорили, что, например, в Мотыгино работы идут, уже превысив выделенные финансовые средства.
- Да, в настоящее время работаем уже за свой счет. Компенсации этих затрат в дальнейшем не предусмотрены. Как на любом предприятии, у нас есть свой бюджет на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог. Но в контрактах не заложены средства на обеспечение безопасности, а мы должны гарантировать круглосуточное безаварийное движение транспорта на дорогах общего пользования. Конечно, лимитов, выделенных нам, не хватает.
Изменить ситуацию невозможно, так как бюджеты сверстаны на три года вперед, и, как показала практика, они не покрывают существующую инфляцию.
- Поговорим о планах на текущий год. Что будет сделано на трассе Мотыгино - Широкий Лог?
- Согласно инвестиционному проекту, работы по которому начались в прошлом году, будут продолжены и в этом, и в последующие, - до 2018 года. В марте пройдет следующий этап торгов по дальнейшей реконструкции участка автомобильной дороги 100-149 километр (Новоангарск - Стрелка). Будет отремонтирована дорожная одежда и на части трассы планируется сделать твердое асфальтобетонное покрытие.
По району крупных объемных работ на дорогах от Первомайска до правобережья не предусмотрено. Будет обычное содержание и поддержание дорог в проезжем состоянии.
- По Вашему мнению, насколько реально строительство трассы Мотыгино - Высокогорск?
- Для развития Мотыгинского и Северо-Енисейского районов особую важность имеет представленный на краевом экономическом форуме проект Ангаро-Енисейского кластера, то есть второй этап развития Нижнего Приангарья. В проекты включено строительство моста через Енисей в районе Высокогорска, строительство высокогорской дороги и другие объекты. Дорога в настоящее время востребована и, скорее всего, в этом году начнется изучение предполагаемой трассы в соответствии с проектом.
Но пока информации, через какие пункты будет проходить трасса, нет. Рассматривается несколько вариантов, а какой выберут проектировщики, пока неизвестно.
- Учитывается ли при закладке средств на содержание дорог района нагрузка на дорожное полотно, возникающая при прохождении транзитных маршрутов через район автомобильного потока Канск - Машуковка - Ванавара, Мотыгино - Богучаны, Северо-Енисейский район - Васильки?
- Действительно, наша служба отслеживает интенсивность транспортного движения. За последние годы, с устройством паромной переправы через реку Тасееву, когда транспортная доступность стала практически круглогодичной, интенсивность транспортного движения увеличилась практически в 2,5 раза.
Преобладает увеличение нагрузки в летний период, когда идут перевозки габаритных и тяжеловесных грузов (60-70 процентов) для горнорудных и горнодобывающих предприятий, а также вывоз продукции.
Зимой нагрузка на дороги не такая большая, так как замерзший грунт все-таки сдерживает напор, сильных разрушений дорожного основания нет.
Буквально месяц назад через наш район в Богучаны шел завоз трубных изделий.
Но интенсивность движения в большей степени никак не влияет на увеличение финансирования на содержание дорог.
- Будет ли ремонтироваться дорога Мотыгино - Раздолинск, в каком состоянии трасса?
- Дорога находится в неудовлетворительном состоянии. В этом году ремонта не предусмотрено. Напомню, основание дороги было сделано 25 лет назад. Те нагрузки, которые сейчас испытывает дорога, не были предусмотрены при закладке этой дороги. Основание трассы и дорожная одежда изношены. В лучшем случае, хватит еще года на три, а потом придется отсыпать гравием либо щебнем, если в ближайшее время не появятся средства на реконструкцию.
- Запланировано в ближайшие годы асфальтирование дорог районного центра?
- В этом году не запланировано. Средства предусмотрены на содержание улично-дорожной сети поселения. В минимальном количестве – на плановые ремонты. Асфальтирование – это достаточно дорогостоящий вид дорожных работ, который тяжело финансировать за счет бюджета поселения.
- Планируется ли в этом году обновление техники на предприятии?
- В этом году пока нет. В прошлом году приобретена комбинированная дорожная машина на Новоангарский участок. В последующие годы планируем приобретение техники.
Самое главное то, что средства, заложенные на содержание дорог, составляют 40 процентов от требуемого уровня. О каком качестве может идти речь?
- Андрей Петрович, в других районах такое же положение с финансированием?
- В одних районах – хуже, в других – лучше. Положение лучше в тех районах, где проходят федеральные трассы. То есть, уровень содержания зависит от территориальной принадлежности – на содержание федеральных трасс выделяется больше средств, на межпоселенческие дороги – меньше.
- Назовите самые острые проблемы на предприятии.
- Самые острые – это непредсказуемость природных условий. Остальные проблемы можно решить в рабочем порядке, это кадровые, профессиональные, ремонтные и другие вопросы. Коллектив трудится стабильно, хотя зимой, повторю, нагрузка на людей возрастает по сравнению с летним временем.
На лето запланирован обычный для дорожных работников объем: ремонт мостов, укладка водопропускных труб, содержание трасс.
Уже сейчас начинаем планировать эти работы. Кроме того, в связи с введением в строй Богучанской ГЭС, осенью мы столкнулись со сложностями на паромных переправах, стратегия нашей деятельности может измениться весной и летом.
Наталья МОРОЗОВА