Подсказки строителям
О дороге Мотыгино - Богучаны я уже писал в Правительство края.
Постараюсь еще раз высказать свой взгляд и свои сомнения об участке дороги от Мотыгино до д. Каменка.
Дороги Мотыгино - Орджоникидзе и Орджоникидзе - Каменка, которые являются составной частью дороги Мотыгино - Богучаны, - это лесовозные дороги бывших Мотыгинского и Орджоникидзевского леспромхозов, которые прокладывались к эксплутационным лесным массивам. О строительстве этих дорог я знаю с самого их начала, с нуля, по специфике своей работы на некоторых участках этой дороги я принимал участие в изысканиях и строительстве. Из общей протяженности дороги от Мотыгино до Каменки только 39 км построено по проекту Гипролестранса, остальная часть дороги строилась самими предприятиями, как тогда говорили, хозяйственным способом, по своим изысканиям, по упрощенной схеме, без возведения земляного полотна.
Основное достоинство этой дороги то, что она проложена по твердым грунтам, а где проходила по слабым группам, были проложены настилы из бревен, в общей сложности дороги с настилами - несколько километров.
Недостаток дороги в том, что она проходит по сложному рельефу местности с крутыми подъемами и спусками, как лесовозная дорога работала только летом, а зимой выводилась из эксплуатации, основной объем леса вывозился зимой по зимникам.
В конце 80-х годов Орджоникидзевский леспромхоз пытался сделать деревню Каменку своим подсобным хозяйством; в это время и была отсыпана дорога по Каменским полям, что обеспечило круглогодичное транспортное сообщение Орджоникидзе - Каменка.
В 90-е годы, во время работы «Стальмага» на Верхотуровском карьере магнезитов, была изыскана дорога с 50-го километра дороги Мотыгино - Орджоникидзе на Мотыгино через п. Решающий, на которую в «Стальмаге» имеется проектная документация.
На мой взгляд, целесообразно провести дорогу с Решающего (17 км) по изысканиям, а дальше 6 км на выход на 36-й км действующей дороги. Из этих 6 километров 4 км - летняя лесовозная дорога, а 2 км пройдут по вырубкам и лесу. 17 км проектной дороги могли бы стать участком дороги Мотыгино - Мотыгинская (Нижне-Ангарская) ГЭС.
Участок дороги Мотыгино - Решающий - 36 км действующей дороги даст возможность обойти самый тяжелый, опасный и затратный участок действующей дороги и сократить расстояние по 36 км на 12 км.
При строительстве Мотыгинской ГЭС и заполнении водохранилища участок действующей дороги Мотыгино - Орджоникидзе с 70 по 74 км и дороги Орджоникидзе - Каменка с 5 по 7 км, проходящей вдоль речек Нижняя и Верхняя Ослянки, попадет в зону затопления.
При строительстве моста через р. Каменку необходимо учесть границы водохранилища, в зону которого может попасть дорога, проходящая по каменским полям и существующая ныне переправа на р. Каменке.
Дорога с Богучан на Мотыгино могла бы проходить по такому варианту: с 21-го км дороги Орджоникидзе - Каменка вдоль линии ЛЭП Богучанская ГЭС - Раздолинск провести дорогу протяженностью 37 км, из них 20 км пройдет непосредственно вдоль линии ЛЭП, из этих 20 км на семи километрах проходит лесовозная дорога.
На участках ЛЭП с тяжелым рельефом местности будут объезды общей протяженностью 17 км. Из этих 17 км 8 пройдут по летникам, а 6 км придется строить с нуля.
С ЛЭП с 37 км провести дорогу 13 км (из которых 7 км - зимние и 6 км - летние лесовозные дороги) на 39 км действующей дороги Мотыгино - Орджоникидзе.
Вариант участка дороги с 21 км Каменской дороги по 39-й км действующей дороги на 5 км короче, а на Мотыгино через п. Решающий - на 17 км по сравнению с ныне действующей дорогой.
С ЛЭП 37 км мог бы быть выход дороги с Богучан не только на Мотыгино, но и на Раздолинск, в северную промышленную часть района.
Дорога, проходя вдоль линии ЛЭП, благоприятно повлияла бы на доступность при обслуживании и ремонте линии.
Василий ЛАКАС
п. Орджоникидзе