Новые технологии – для наших дорог
«Холодное лето 2010-го», как недавно сказал один из наших современников, стало испытанием не только для ангарцев, но и для мотыгинских дорог, которые пролегают по многим направлениям в нашем районе и за его пределами. Нам довелось в это лето услышать много нареканий в адрес дорожников. Но они ли виноваты в том, что по нашим «направлениям» сейчас так трудно проехать?
О работе на трассах между поселениями и тех, которые выводят на Енисейский тракт, наш разговор с директором Мотыгинского филиала ГП «КрайДЭО» Андреем Петровичем ГОЛОВИНСКИМ (на снимке).
Фото Радмилы Конобеевой
- Андрей Петрович, наверное, можно подвести предварительные итоги летней работы дорожников?
- На содержание наших межпоселенческих и территориальных дорог средства выделяет краевой бюджет через КГБУ «КРУДОР». Мы утверждаем программы по реализации этих проектов. В текущем году были выделены дополнительные целевые средства на общее содержание межпоселенческих дорог. Если в прошлом году это было около трех миллионов рублей, то в 2010 году практически в два с половиной раза больше. Край нацелен на то, чтобы максимально обеспечить такие крупномасштабные работы, как ремонт инженерных сооружений, дорожных труб, мест, имеющих вспучивание грунта, и после проведенных работ обеспечить максимальную пропускную способность транспорта.
На межпоселенческих дорогах мы работали с мая и до настоящего времени, буквально на днях выехали из района Партизанска.
В начале мае работали на дороге по направлению к Орджоникидзе, где было большое вспучивание почвы, провели отсыпку до 45-го километра. Также ликвидировали последствия паводка, который размыл несколько участков дороги. Кстати, когда нам передали направление Мотыгино - Орджоникидзе на содержание, то состояние дороги можно было оценивать как нулевое.
Краевое управление дорог весной поставило перед нами задачу: максимально наладить пропуск паводковых вод, чтобы не допустить сильного разрушения дорожного полотна. Наш филиал справился с работой на «отлично», большого ущерба от паводка на межпоселенческих дорогах не было, только льдом разрушило нижнекарнаевский мост (были смещены четыре металлические балки, мост подняло водой на 40 см). Этот мост в августе был полностью разобран, заменены пролетные строения. Ремонт моста не был запланирован и сделали его за счет средств, предназначенных на общее содержание дорог. Помощь техникой оказывали лесозаготовительные предприятия, спасибо им большое.
С июня предприятие вышло на реализацию программы по освоению как целевых, так и общехозяйственных средств на содержание дорог. Большой объем работы провели по строительству мостов. Кто представляет себе, что такое построить мостовое сооружение, знает, сколько нужно затратить сил и средств. Согласно технической документации, ряжи рубили сначала на территории нашей базы, затем их перевозили трейлерами к месту строительства и устанавливали с помощью кранов. Так был построен новый мост взамен старого, разрушенного паводком, на дороге при подъезде к Партизанску через речку Пескину.
Был отремонтирован мост на реке Шаарган. Уложены четыре водопропускных сооружения поперечного соединения на дорогах Партизанск - Южно-Енисейск и Раздолинск - Южно-Енисейск (на 35-м км). В настоящее время идет укладка трубы на дороге Раздолинск - Южно-Енисейск на 5-м км.
Произвели отсыпку дорожного полотна, профилирование. Бригада работала три месяца даже, несмотря на то, что транспорт по дорогам движется круглосуточно (в основном, лесовозы). На дорогах установлено много новых дорожных знаков, и будем устанавливать еще.
В сентябре планируем сделать отсыпку дороги Мотыгино - Орджоникидзе, чтобы локализовать места, где образуется вспучивание почвы.
- На дорогах левого берега Ангары работы также велись?
- Да, там есть проблемные участки, на которых постоянно образуются наледи, текут ручьи по дорожному полотну. В направлении Рыбное - Устье (6-й км в сторону Машуковки) был построен новый мост в деревянном исполнении с металлическими пролетами, сделали подъездные пути. Теперь в направлении на Канск можно проехать по нормальной дороге. Работали мы также в районе 15-го км от Машуковки. В том месте паводковыми водами полностью была смыта дорожная одежда, перепад между верхним и нижним краями полотна составлял около 30 сантиметров. Бригада работала месяц, и сделала ремонт дороги до зимней переправы.
Был отсыпан подъезд к первомайской пристани парома на реке Тасеевой. На этом участке уровень воды колеблется значительно, от нулевых отметок до 80 сантиметров. Надо постоянно следить за уровнем воды, и своевременно делать отсыпку.
- Какие-то серьезные изменения на дорогах района есть?
- За последние два года анализ показал, что в связи со строительством ЛЭП Орджоникидзе – Раздолинск, Раздолинской подстанции поток транспорта возрос примерно в три раза, особенно большегрузного, что дает дополнительные нагрузки на полотно наших дорог. Да и паромы уже не выдерживают нагрузок крупногабаритного и тяжеловесного транспорта. В свое время дороги строились с минимальными затратами, чтобы только обеспечить проезд с учетом машин с грузоподъемностью не более 15 тонн. В настоящее время мы видим, что в район идут караваны, где грузоподъемность одной машины может быть от 40 до 50 тонн, дороги попросту не выдерживают такого давления и разрушаются. Если бы было разовое прохождение, то можно было быстро локализовать разрушение, но при постоянном потоке машин идет изменение грунта и оперативно отремонтировать дорогу трудно – с такой проблемой мы столкнулись в этом году. То есть, получается, что и затраты наши вырастают в несколько раз – работаем «с колес», идет большой расход топлива, сил и средств. Но мы стараемся обеспечить максимально безопасный проезд по нашим дорогам, хотя и получаем немало нареканий со стороны населения.
Хотелось бы, чтобы люди поняли нас. Средства, которые выделяются на общее содержание дорог, не включают в себя ремонт. А нам приходится именно ремонтировать дороги ежедневно, а не просто содержать. Сейчас денег не хватает. Экономим на всем.
- И традиционный вопрос о дороге Мотыгино - Раздолинск.
- В этом году проводили ямочный ремонт дороги Мотыгино – Раздолинск, которого недостаточно. В неудовлетворительном состоянии находится та часть, которая построена давно - 1-16 км, основание и дорожная одежда изношены. Ремонта, повторю, недостаточно, латаем дырочки, а рядом образуются новые. Мы прорабатываем вариант включения этих участков в план ремонта с устройством дорожной одежды нового типа в перспективе на ближайшие три года.
- Андрей Петрович, в крае знают реальное положение дел на наших дорогах?
- Да, конечно, о состоянии наших дорог и затратах мы информируем край регулярно. В администрации района подготовлено письмо руководству краевого дорожного управления, в котором разъяснялась ситуация с положением на дорогах района с просьбой увеличить средства на ремонт и строительство.
- Ваша бригада начала асфальтирование участка территориальной дороги в Мотыгино в районе центральной больницы, с чем это связано?
- Ремонт асфальтового покрытия на участке 0-8 км Мотыгино - Широкий Лог и далее до конца асфальтового покрытия рассчитан на три года. Будет произведена замена труб, локализованы места с пучинообразованием, сделаем реконструкцию насыпи, будет уложено в два слоя асфальтобетонное покрытие – выравнивающий и основной, несущий. В этом году впервые применена технология укладки под асфальт искусственного материала - сверхпрочной геосетки, которая позволяет распределить несущую нагрузку на поверхность дороги более равномерно. Эта технология уже не новая, достаточно широко известна, но у нас такой способ спасти дорогу применен впервые. Себестоимость затрат увеличивается на 3-5 процентов, а обслуживание минимизируется на 10-15 процентов. На укладке асфальта работала бригада мастера Виктора Анатольевича Кудрявцева (водитель асфальтоукладчика С. Савельев, операторы С. Калинин, В. Велигодский и другие).
- На обустройстве школьных маршрутов работает ваше предприятие?
- Большинство маршрутов школьных автобусов проходит по нашим дорогам. На совещании при первом заместителе Главы администрации района А. Ф. Изакове был принят перечень необходимых мероприятий для открытия этих маршрутов. Мы взяли обязательства обеспечить установку ограждающих блоков безопасности на дороге Мотыгино - Рыбное на протяжении 150 метров на наиболее опасном участке. Будут выставлены дополнительные знаки дорожной информации по автобусным маршрутам, будут отремонтированы дороги других школьных маршрутов.
- Еще один вопрос по жалобе жительницы Первомайска о том, что центральная улица летом стоит в пыли от проезжающих с парома машин, крупные камни летят из-под колес. Будет ли сделан объезд Первомайска, как планировалось ранее?
- Планируя вариант временного проезда машин по центральной улице Первомайска с открытием паромной переправы и в связи с вводом в эксплуатацию участка дороги Кулаково – Первомайск, администрация поселения и администрация района исходили из того, чтобы увести поток машин от школы и детского сада. ГИБДД ограничило скоростной режим, были выставлены информационные дорожные знаки. За скоростным движением на этом участке в 2,5 км должны следить соответствующие органы или участковый милиционер.
В настоящее время идет разработка проектно-сметной документации по строительству объездной дороги для Первомайска. Вопрос согласован с министерством края и включен в план на 2011-2012 годы. Как только он будет включено в титул, начнется строительство объездной дороги.
В этом году будет уложена железобетонная труба для слива паводковых вод на перекрестке улиц Партизанской и Молодежной в Первомайске, чтобы участок не затапливало.
- Что в планах на следующий год, достаточно ли у вас специалистов?
- Еще не закончился ремонтный период этого года. В следующем будем продолжать также напряженно трудиться. Сейчас на предприятии 100 человек (вместе с временно принятыми), зимой работают 82 человека. Все специалисты – пенсионного и предпенсионного возраста. Молодежь в тяжелую, рабочую профессию идет с неохотой. Если это молодой человек из рабочей семьи, то есть привычный к труду, то у него с работой проблем нет, а вот у молодого специалиста с высшим образованием требования известны – высокая заработная плата, жилье, новый автотранспорт, комфортные социальные условия. Значит, надежда – на местные кадры, стараемся растить своих специалистов. Текучки на предприятии нет, заработная плата стабильная, есть фонд премиального поощрения за напряженный ритм работы.
Наталья МОРОЗОВА.
Фото Николая Еремеева.