Давайте разберемся
Кто мешает исполнять действующее законодательство в Мотыгинском районе?
В Мотыгинском районе с лета прошлого года не затихает скандал. Законное возмущение граждан вызвано тем, что жители района, состоящие в очереди на переселение по долгосрочной краевой целевой программе «Север на Юг», узнали, что их лишили государственной поддержки.
Средства, предназначенные для переселения пенсионеров и инвалидов Мотыгинского района, передали в другой район, потому что чиновники не справились со сроками оформления учетных дел. Говорят, что Енисейский район успешно освоил не только свои, но и средства, выделенные для очередников Мотыгинского района, хотя логика событий такова, что у енисейских чиновников времени было ещё меньше! Разгневанные мотыгинцы потребовали разъяснений, по чьей вине они лишились законной государственной поддержки. А главное, какое наказание понесли виновные и вернут ли 130 сертификатов в район в 2013 году?
Представитель администрации Елена Кармачева разъяснила, что «…сформировать 130 учётных дел за две недели было нереально. Поэтому средства передали в другой район» («Ангарский рабочий» от 12 февраля 2013 года «Север на Юг» - ответы специалиста»).
15 февраля 2013 года в рубрике «Вам отвечает глава района» вновь отвечала ведущий специалист: «В прилагаемом к письму списке значилось 476 семей. Направить учетные дела в министерство строительства и архитектуры Красноярского края в указанный в письме срок не представлялось возможным».
Чтобы понять происходящее, пошла в администрацию Мотыгинского района. И тут узнала, что программа «Север на Юг», о которой так много пишут и говорят в районе, это общее понятие. А на самом деле переселение идёт по нескольким программам, очереди и источники финансирования по ним разные. Но ни один человек из приехавших на приём, чтобы узнать номер очереди и перспективы получения сертификатов, понятия не имел, в какой программе состоит: краевой или федеральной. Один мужчина при мне пытался выяснить – почему в очереди перед ним оказалось на 200 человек больше, чем в прошлом году.
Чтобы разобраться в ситуации, я обратилась к первоисточникам. Выяснила, что в Красноярском крае по состоянию на 01.01.12 проживало 118789 пенсионеров и 7900 неработающих инвалидов, которые не могут выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов по причине отсутствия достаточных средств.
Что касается переселения граждан из районов Крайнего Севера, то за них можно не беспокоиться, потому что для переселения 11 265 семей в период с 2011 до 2020 гг. программой «Переселения …» предусмотрен солидный объём финансирования из средств федерального, краевого и местного бюджетов в сумме 18,8 млрд. рублей, привлечены средства предприятий, таких, как Норильский ГМК и другие.
А вот на реализацию краевой целевой программы "Север на Юг" на 2011 – 2013 гг. предусмотрены средства краевого бюджета в размере 300 млн. рублей всего (по 100 млн. рублей ежегодно) для переселения 196 семей из 11 муниципальных районов края, в том числе и Мотыгинского.
Знакомясь с паспортом программы, узнала, что очередь в Мотыгинском районе больше, чем в Богучанском, Кежемском и Енисейском районах вместе взятых, а за 2012 год выросла еще на 495 семей. Оказалось, что переселение мотыгинцев в основном движется по федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, в которой состоит 1915 человек с семьями, в том числе по категориям: «инвалиды I-II группы» - 153 семьи; «работающие граждане» - 373 семьи; «пенсионеры» - 1389 семей. А средств по программе району выделяют на переселение около 30 семей в год. Несложные расчёты не оставили надежды: получение заветных сертификатов очередниками нашего района может растянуться на 65-70 лет.
Очередь по краевой целевой программе «Север на Юг» в районе меньше и на 01.01.13 составила 888 человек. Но и переселяют по ней 8-10 семей в год, что тоже может затянуться лет на 90. Такой срок ожидания сертификатов может любого вывести из равновесия.
26 марта 2013 года в газете новая статья «Север на Юг» - 2012. Поставим точку, перейдя в 2013-й?» вопросов породила ещё больше. Отвечая на вопросы читателей, глава администрации района А.Ю.Терещенко проинформировал, что «…свои плановые обязательства администрация района выполнила». А сбой с оформлением учетных дел произошел потому, что дали маленький срок: с 7 по 25 августа 2012. Уведомления по почте шли от 5 до 10 дней, да БТИ, да Управление Федеральной службы госрегистрации… И сделал вывод: «На основании вышеизложенных фактов считаю, что нарушений в предоставлении учетных дел в министерство нет».
Вот только «Плана мероприятий» по выполнению задачи в срок в интересах жителей района не нашла. Его и не разрабатывали. Не создан штаб по координации действий всех служб, не задействован краевой уровень, не привлечены администрации поселков, чтобы не терять 10 дней на почту. И.О. главы Мотыгинского района, заместитель председателя райсовета В.Д. Федюкина проинформировала, что районный Совет анализирует проблемы, периодически обращается в прокуратуру с просьбой о проверке изложенных в заявлении фактов, что дважды делался запрос о публикации списков в прокуратуру района, введены три представителя в комиссию для контроля за реализацией программы «Север на Юг» и многое другое. Любезно пригласила через газету «Ангарский рабочий» участвовать в работе сессий райсовета, публичных слушаниях, которые всегда проводятся открыто.
При личной встрече с Валентиной Дмитриевной узнала, что 12.02.13 утверждено положение о комиссии по реализации программ переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ведётся приём граждан, даются консультации и рекомендации. Работы много. Вот только ни одного депутатского запроса, публичного слушания, расследования, даже после августовского скандала, районный Совет депутатов не инициировал, не увидев интересов своих же избирателей - очередников программы переселения.
Как выяснилось, ни один депутат не потребовал провести проверку и по итогам рассмотреть на сессии вопрос о соблюдении действующего законодательства на территории района при организации работы по реализации долгосрочных целевых программ переселения и контролю за освоением денежных средств, выделенных федеральным и краевым бюджетом Мотыгинскому району. Такая жизненно важная тема осталась бесхозной!
Ни один депутат, обещавший в период выборов защиту интересов своих избирателей, не захотел «вмешиваться» в важнейшие вопросы формирования очередей по программам, обеспечения открытости списков очередников, в том числе и на получение сертификатов в 2013 году, контроля за обеспечением законности и справедливости.
А очередники говорят, что очереди в глаза не видели. Многие как написали свои заявления, так и «ждут у моря погоды».
Похоже, что вопрос давно вышел за рамки единичного сбоя в работе и стал взрывоопасной системой. Люди ждут заработанной ими льготы как спасения.
Все чаще в разговорах слышится «они и мы», т.е. народ и чиновники. Но чиновники наняты обществом для выполнения поручений и за это получают содержание. Или в Мотыгинском районе зарплату чиновникам платят фантиками? Просто нужен жесткий контроль, чтоб «управление по поручению общества» не превратилось в «распоряжение по собственному усмотрению чиновника».
Даже беглое знакомство с проблемой постепенно наталкивает на мысль, что корень зла в Мотыгинском районе - в неисполнении действующего законодательства по переселению. Почему? Да потому, что и федеральным, и краевым законодательством прописаны ответы на основные вопросы, над объяснением которых так долго «бьются» облеченные властью и наделенные государственными полномочиями.
Например: в постановлении Правительства РФ от 21.03.06 № 153 (п. 25) прописано: «органы местного самоуправления обеспечивают свободный доступ к списку путём размещения для всеобщего обозрения в доступных местах и своевременно представляют необходимую информацию по письменному обращению граждан».
То же и в законе Красноярского края от 21.12.10 № 11-5582 (ст. 5).
Проверила. Министерство строительства и архитектуры разместило утверждённые списки на получение сертификатов в 2013 году на сайте. А у администрации Мотыгинского района нет такой возможности? Думаю, что есть. Да и доступные места найдутся, как в здании администрации района, так и в помещениях поселковых администраций. Было бы желание!
Законом предусмотрено всё: письменное уведомление о постановке на очередь с указанием её номера или причину отказа в постановке; подход к книге регистрации и учета, как к документу строгой отчетности; открытый доступ и полнота информации, образцы документов, отчеты об исполнении и прочее.
В Мотыгинском районе книги регистрации прошиты, пронумерованы, подписаны должностным лицом, и печати есть. Вот только отметок о ежегодном получении сертификатов я не увидела. Есть редкие пометки карандашом «умер» - и всё.
Главное, что снимает любую проблему со сроками на подготовку учетных дел, - действующее законодательство! Читайте, в законе всё прописано! Не понимаю, а кто нам мешает исполнять действующее законодательство? Или Мотыгинский район – зона, свободная от закона?
Ведите работу, как предписывает закон, и не будет подозрений, скандалов и взаимных обвинений!
А пока, уважаемые избиратели, вооружайтесь знаниями! Нас пригласили участвовать в работе июньской отчетной сессии районного Совета депутатов. Надо идти! Готовьте свои вопросы, вносите предложения!
Я же буду ждать ответы на запросы по проблеме переселения.
Лидия ВЕРЁВКИНА
п. Мотыгино
От редакции.
По запросу Л.Н. Веревкиной министерство строительства и архитектуры края предоставило список получивших сертификаты за 2010-2012 годы, она их передала нам. В редакцию поступали анонимные письма с вопросами о достоверности права получателей, желающие проверить свои сомнения – обращайтесь, списки в отделе рекламы.