«Плясать» от печки
Пока люди где-то страдали от жары, мы мечтали о том, чтобы просто согреться… даже летом. Померзнув и помокнув в «теплое время года», ангарцы входят в зиму. Дать метеорологический прогноз на нее никто не решится, но точно известно следующее: она будет, и она будет с морозами. А потому готовность наших коммунальщиков к отопительному сезону – вопрос выживания жителей Мотыгинского района.
С Александром Сергеевичем ЛУШНИКОВЫМ, директором ООО «Универсал» - одного из первых и наиболее стабильно работающих негосударственных предприятий ЖКХ - мы беседуем на эту тему.
- Александр Сергеевич, какие работы были проведены при подготовке к зиме, и что еще осталось сделать?
- Основные мероприятия по подготовке котельных к отопительному сезону, которые мы планировали, закончены. Сейчас проводится опрессовка тепловых систем, кое-где приходится устранять результаты некачественной работы сварщиков. Особенно много такой работы на котельной, обслуживающей часть ЦРБ, ее после запуска пришлось остановить, сегодня там работает наш сварщик. В скором времени все недостатки на этом объекте будут ликвидированы и тепло пойдет к потребителям. Котельная № 7 уже функционирует, правда несколько многоквартирных домов по улицам Промышленной и Новой в районном центре отключены от теплоснабжения, там завершаются несложные работы, и в ближайшее время люди также получат тепло. По теплотрассам в основном ремонтные работы закончены. Сейчас ведется опрессовка, и на заключительном этапе – утепление. Как правило, такие работы мы проводим до выпадения снега, так как при вводе в эксплуатацию обнаруживаются небольшие поломки. В течение лета мы заменили около 300 метров теплотрасс. Кроме этого, были заменены два котла – один на котельной № 7, и второй – на котельной № 6, которую мы модернизировали, установив новый, более мощный котел. Таким образом, на котельной № 6 теперь есть надежный резерв. В добавление к вышеперечисленному были отремонтированы колосниковые решетки, все колодцы на больничном комплексе теплотрасс, заменена запорная арматура. На днях запустим котельные № 3 и № 6. На некоторых наших объектах были заменены насосы. Еще надо упомянуть замену электросчетчиков на котельных. Эти работы не входили в наши планы, потому что счетчики всего два года в эксплуатации, но по требованию Энергосбыта мы вынуждены были это сделать, с трудом найдя деньги на такое мероприятие.
Все ремонтные работы проводились за счет собственных средств, дополнительных финансов не привлекали. В этом году, в связи со сложностями с наполнением районного бюджета администрация района не смогла оказать нам помощь, как это было раньше. Также не поступало финансовой помощи от краевых властей.
В настоящее время идет набор трудовых кадров, комплектация бригад на котельные. Поскольку работать людям негде, то выбор кандидатов, желающих трудиться на нашем предприятии, очень большой. У нас зарплата хоть и небольшая, но стабильная, и задолженности по ней нет, поэтому недостатка в кадрах рабочих специальностей мы не испытываем.
- Есть ли задолженность потребителей за оказанные коммунальные услуги?
- В зиму мы входим с непогашенными долгами населения. Около 30 процентов потребителей – должники. Примерно на 20 человек мы подали иски в суд. Это те люди, которые явно добровольно платить не будут, теперь ждем решения суда. В цифрах задолженность выглядит так: около полутора миллиона рублей нам должно население, и почти столько же – педагоги. Сейчас такой период, когда денежные средства очень нужны – необходимо закупать и завозить уголь, возникает потребность в приобретении оборудования, поэтому ждем, не дождемся того момента, когда учителя с нами рассчитаются. Судебные процессы по этим долгам мы выиграли, но денег до сих пор нет, и задолженность за ними за весь отопительный период так и осталась. Конечно, эту категорию потребителей понять можно – федеральный закон установил им льготы по оплате коммунальных услуг, но и наши затраты кто-то же должен возмещать. С этой проблемой мы прошли все судебные инстанции, вплоть до Верховного Арбитражного суда России, он вынес решение в нашу пользу, и только после этого Минфин РФ перечислил нам деньги. Но суды - долгий и дорогой вариант, бывает, что по шесть месяцев судимся. Сейчас ситуация, вроде бы, должна улучшиться. Педагогам планируют выделять субсидии, как другим категориям льготников, но конкретный механизм решения проблемы пока не ясен. Надеюсь, что улучшение наступит со следующего года, а возможно, - с нового отопительного сезона.
С должниками мы работаем индивидуально. Для тех, у кого есть желание погасить задолженность, составляем графики погашения, чтобы людям было удобно, на тех, кто не хочет рассчитаться – подаем иски в суд.
У пожилых людей, видимо в силу еще советского воспитания, сохранилось чувство ответственности, они к нам приходят, и мы договариваемся о рассрочке платежей. Остальные, наверное, ждут суда. Муниципальные учреждения расплатились с нами в полном объеме.
- Как складывается ситуация с закупкой и завозом угля?
- Еще в июле заключили договор с ЗАО «Полюс» о поставке угля. На весь отопительный период надо 5 000 тонн. 2 сентября заключили договор с Енисейским пароходством о вывозе 2 000 тонн угля. Речники требуют 100 % предоплаты за услуги. Если бы не долги потребителей, то пароходство могло бы перевезти все 5 000 тонн сразу, а так – только 2 000 тонн. Еще тысячу тонн мы сейчас вывозим большегрузными японскими самосвалами, нанятыми в Красноярске. Этими же 20-тонниками мы вывозили 2,5 тысячи тонн угля в прошлом году. Оставшейся объем придется доставлять по зимнику. Поэтому задолженность потребителей за полученные коммунальные услуги – большой, сдерживающий нашу работу, фактор. На сегодняшний день запас угля составляет более 700 тонн. Речники готовы приступить к транспортировке хоть сейчас, но «Полюс» еще не обеспечил углем других потребителей. Думаю, что с 15 сентября угольщики начнут отгружать топливо нам. С пароходством мы уже рассчитались, и тех 2 000 тонн, которые они нам доставят, хватит почти до нового года. В общем, с завозом угля все идет по плану.
- Что вы можете сказать о развитии ТСЖ на вашем участке?
- На территории, которую обслуживает наше предприятие, организовано два товарищества собственников жилья – в микрорайоне заречья и на улице Промышленной. Но развития это направление не получило. Люди пока боятся, не понимают идеи создания ТСЖ. Да и с самим жилым фондом большие проблемы, есть старое, ветхое, жилье без документов, есть такое, которое нигде не зарегистрировано, поэтому наш район и не может войти в нужные федеральные и краевые программы. Управляющих компаний в Мотыгино тоже нет. 6-го сентября проходило совещание, на котором, в том числе, обсуждался вопрос об организации таких компаний. Уже объявлен конкурс, работы по обслуживанию жилья очень много, денег ни районный бюджет, ни краевой на эти цели не выделяет, а без финансовой поддержки со стороны властей подобную деятельность начать довольно проблематично. Думаю, желающих со стороны, скорее всего, не будет. Поэтому принято решение, что «Универсал», «Комплекс» и «МВК» выходят на этот конкурс и берут на обслуживание участки на своих территориях в качестве управляющих компаний.
Принадлежность жилого сектора в Мотыгино – вопрос острый. Администрация района заявляет, что передала его поселковым властям, но те, в свою очередь, утверждают, что жилье не принимали, и к нашему предприятию оно отношения не имеет. Люди обращаются к нам за помощью в ремонте, но в бюджете предприятия такой статьи расходов не запланировано, и помочь мы не можем. Представители жилищной инспекции, приезжая к нам по жалобам жильцов и проверяя жилой фонд, сталкиваются с запутанной ситуацией. Не найдя концов, они недавно просто составили протокол на меня и уехали. Я подписывать не стал, ведь жилье – не принято на обслуживание ЖКХ. С начала этого года в соответствии с постановлением администрации поселка Мотыгино, мы не берем плату за оказание жилищной услуги и, следовательно, не занимаемся ремонтом жилья, хотя пожилым людям посильную помощь в ремонте оказываем.
Полгода назад было принято решение о создании управляющих компаний, чтобы они занимались содержанием жилого сектора, но за прошедшее время, по большому счету, ничего для этого не сделано. Теперь решили возродить идею создания ТСЖ. Но организовать товарищества мало, и даже собирать с населения плату за «жилищную услугу» тоже недостаточно, так как 11 рублей с квадратного метра жилья (размер оплаты услуги) погоды не сделают, нужны серьезные деньги на содержание жилого фонда. Чтобы управляющие компании заработали в полную силу, необходима финансовая поддержка районного и краевого бюджетов, для этого нужно входить в программы, а сделать это трудно, потому что жилье не оформлено должным образом. В силу того, что коммунальщики сами заинтересованы в том, чтобы жилой фонд находился в нормальном состоянии, так как обеспечивают его теплом, мы и будем обслуживать жилье.
Раньше, когда функция содержания жилых домов у нашего предприятия была, в штате числились плотники, начальник ЖЭУ, но с начала года их пришлось сократить. После того, как наш экономист просчитает финансовую сторону вопроса и станет ясно, какие виды работ сможем выполнять и каким штатом работников, то будем набирать новых сотрудников на этот участок.
По плану на обслуживание будут поставлены многоквартирные дома (если в доме две и более квартир, то он считается многоквартирным). В целом же я считаю предложенный нам вариант неплохим. По крайней мере, на первых порах это выход из положения. Впоследствии, когда ситуация войдет в нормальное русло, вполне вероятно появление самостоятельных управляющих компаний. Для нас же обслуживание жилья, по большому счету, – дело хлопотное. Наша прямая работа по обеспечению теплом отнимает много сил, средств и нервов, например, только в июле с предприятием заключили новый договор об аренде котельных с продлением срока, до этого момента мы находились в подвешенном состоянии.
Хороший пример работы ТСЖ и управляющих компаний – в Раздолинске. Там начали развивать это направление раньше, все необходимые документы оформлены, краевой бюджет выделяет денежные средства, население оплачивает услуги. Но на процесс ушло два года нелегких трудов.
- Значится ли в планах ООО «Универсал» расширение производства?
- Этим летом ко мне обратилась Лидия Ивановна Петрова, глава администрации поселка Рыбного с предложением взять в аренду котельную № 14, обеспечивающую теплом Дом культуры. Мы пошли ей навстречу. На котельной № 14 проведен необходимый ремонт, набрали штат работников. КУМИ администрации района вышел к нашему предприятию с предложением взять в аренду котельную № 13. Оформление документации по ней входит в завершающую стадию, мы уже произвели замену двух котлов и укомплектовали котельную рабочими. В общем, если подытожить в двух словах, то наше предприятие, в принципе, к зиме готово.
Беседовал
Евгений РЕДВАНСКИЙ.