Большегрузы или дорожники: кто быстрее?
|
Ну нельзя никак противоположностям друг без друга… Врачу без больного, школяру без педагога и даже сотруднику ГИБДД без лихача. Не будь этого вечного контраста, вчем смысл бытия, основанный на одном из принципов «Единство и борьба противоположностей»?
Предложение, выдвинутое специалистом отдела по обеспечению жизнедеятельности Мотыгинской администрации А. А. Функом о том, что, мол, «давай съездим до Южно-Енисейска, да посмотришь, как в этом году сработали наши дорожники на дорогах местного значения», автор данного материала встретил без особого энтузиазма: «Вот те нате, в путь, за полторы сотни верст, да еще по такой дороге… Это ж сколько времени трястись?».
О том, что дорога Раздолинск - Южно-Енисейск еще ТА, напоминали экскурсии четырехлетней давности, когда ваш покорный, сливаясь в трудовом энтузиазме с вольнонаемной молодежью в рядах Ангарской ГРЭ, исследовал прилегающие к Раздолинску и Тальску территории. И трудовой путь через день да каждый день лежал в аккурат по полотну ТОЙ самой дороги Раздолинск - Южно-Енисейск. И летнее утро переставало быть томным, когда «Урал»-вахтовка налетал на ухабы и выбоины, заставляя сидящих сзади студентов-ухарей подлетать если не к небу, то до самого потолка, к их великой радости.
До календарного Покрова дня оставался ровно месяц, когда три Андрея и Александр Шаклин, инспектор ГИБДД, тронулись на северную часть района. Серая рессорная «Волга», ведомая самим начальником Мотыгинского филиала ГП «КрайДЭО» А. П. Головинским, резво выскакивает за пределы районного центра в половине десятого утра. И наступает пассажирский релакс: за окном склонившиеся разноцветные кроны осенних берез, осин. Бывшая бурая обочина летом - присыпана красно-желтой листвой. Лишь темно-зеленый пихтач одинаково строг в любое время года. Он замолк в ожидании белого снежного груза, который ему предстоит нести добрые полгода…
Тррр… Притормаживает Волга-металлик. Что там? Работники вверенного Андрею Петровичу предприятия завершают летний сезон ямочного ремонта: дымит черненьким емкость для плавки битума, так готовят асфальтовый раствор. Неспешно движется каток. Работники в ярко-оранжевых жилетах укладывают смесь в дорожные пустоты. Ну, слава Всевышнему! Ликвидируется опасность бить-корежить подвеску. А то влетишь, бывало, в такую дорожную дырочку - и «Респект и уважуха всем дорожным строителям!». Всех им благ земных и небесных.
Проехали поселок металлургов. Поворот на запад в направлении ленинградского большака. И все так быстренько. Замелькали скальные обнажения. Тяну шею из-за спину Андрея Петровича - мчим за 80. И никакого боя в подвеску. Лишь пару раз скорость заметно снижалась - на полотне дороги выступала крупная фракция подсыпки.
Район Тальской перемычки встретил желто-зеленой листвой, чуть припорошенной слишком ранним снежком. Впрочем, досрочная встреча долгой зимы - явление в этих местах обыденное.
Чуть трясет над свежепроложенной в этом году водопропускной трубкой - дает о себе знать крупноватый скальник, взятый откуда-то неподалеку. И снова за 80 на спидометре.
- Чувствуешь, как все-таки дорожники держат дорожное полотно? В общем, хорошо. При отдельных незначительных недочетах. А как без них? - делает скорее декларативное, нежели вопросительное высказывание А. А. Функ, обернувшись ко мне.
Молча соглашаюсь про себя, вспоминая, что четыре года назад геологическая вахтовка на первой передаче тяжело переваливалась через «проблемные места», обозначенные плохо раскатанными грудами все того же скальника, что служил засыпкой в местах «вспучивания грунта», коих тогда насчитывалось достаточное количество, чтобы поставить под сомнение возможность пролететь на «Волге».
Вот и мост через Шолокон и развилка: Юг - Партизанск. Нам - направо до центральной точки Удерейского района, откуда начиналась цивилизация легендарных Гадаловских приисков. А теперь почувствуйте разницу дорожного полотна: тот ленинградский большак все-таки уступает по качеству. Как же ему не уступать? Ведь многотонные грузовики держат путь, в основном, по нему на Васильевский рудник, драги и прочее с вытекающими для дороги последствиями. В сторону Южно-Енисейска такого трафика не предполагается: все, что нам встретилось на том пути - мотоциклист, мини-вэн, японский грузовичок и синяя «вахтовка».
Стоп. Подъехали к объекту гордости дорожных строителей - мост через р. Шаарган, площадью 8х12 м, отремонтированный капитальным образом в течение весенне-летнего периода сего года.. На этом объекте освоено 415 тыс. рублей. Мостик степенно позировал под серым небом Гадаловских просторов.
Мост через р. Пескино через 13 километров езды выглядел примерно одинаковым. Его площадь 7х13 м. Однако стоимость по его капремонту превышала стоимость по капремонту Шааргановского «собрата» на 330 тыс. рублей. «Это он (мост) сейчас выглядит таким простым, красивым и надежным. А ведь представь, что сюда надо было загнать кран, экскаватор, бульдозер. А также завезти стройматериалы и людей!» - снова акцентирует внимание на важности момента Андрей Андреевич. И с этим не поспоришь. Впрочем, о летнем присутствии людей на строительстве не напоминало ничего: ни мусора, ни бутылок. Ничего. Кроме нового дорожного объекта.
Покурили. И в обратную дорогу. Напоследок фотографии новой водопропускной трубки. На северном направлении их три. Общая стоимость работ по их установке - без ста тысяч миллион рублей. То есть в среднем по 300 тыс. на каждую.
Двигаемся в южном направлении. И тут поступила тема для оживленной беседы на мобильный телефон А. П. Головинского. Капитан парома, перевозивший транспорт через Ангару, просил указаний: что делать с японскими большегрузами, перевозящими уголь? Вот какая арифметико-производственная задача: может ли грузовик HOVA общим весом около 35 тонн въехать на паром при ограничении в 25 тонн? Вот и Андрей Петрович решил такую задачу, соблюдая логику вещей: «Въезд запретить. Во избежание затопления парома посередь Ангары!».
Спустя несколько минут на телефон руководителя дорожного предприятия поступил негодующий звонок руководителя предприятия ЖКХ, который нанял большегрузы: «Вы срываете отопительный сезон!».
Ситуация чисто российская, когда вопреки существующим нормам и ограничениям граждане действуют «на авось» и «да чё такого». Так, как удобно и выгодно самому. И мало кого волнует тот факт, что вечерами экипаж парома чинит-ладит прогнувшиеся стойки-балки в трюме парома. И то, что разбитое, продавленное полотно дороги, по мнению перевозчиков, является результатом плохой работы дорожников, а не следствием движения большегрузов, кои взвалили на свои стальные спины лиственные баланы «выше крыши» или какой иной важный груз для - или с - севера. И ход-то придумали хитрый: в транспортной накладной в графе, указывающий тоннаж, значится «по факту». Так что замучается сотрудник ГИБДД доказывать факт превышения: на безмене-кантрике КамАЗ не поднять, а весовая… Где она у нас появится, эта весовая?
- Ну, тогда пусть перевозчики открыто признают, что возят груз, превышающий допустимую норму в 25 тонн, а не кричат на каждом углу, что дорожники баклуши бьют! - уже совсем разгорячились участники беседы.
Что ж, хорошо бы услышать откровение от… Только вряд ли дождемся. А пока мужчинам в ярко-оранжевых жилетах работа будет до самого пенсиона. Похоже, что и внукам, которые пожелают продолжить династию, еще останется. Если вдруг резко не начнется повальное соблюдение требований по грузоперевозке.
Зря заранее печалился автор материала о долгом тряском пути. К великой радости, все вышло с точностью до наоборот. А что: любимый север попроведал, на раннюю зиму посмотрел, труд дорожников оценил. Спешившись в райцентре, взглянул на часы: стрелки на «Чайке» указывали половину первого пополудни. Три часа в оба конца. Быстро, однако…
P.S. Перечитал написанное. Ох, что-то больно злодейскими выступают рвачи-перевозчики в этом материале. Но если уж столь часто речь заходит о развитии «северов», то не на конном же обозе туда груз доставлять. Да и в той стране, где производят импортные большегрузы, вряд ли на них перины да подушки перевозят. Значит, держат иностранные дороги свои многотонные MANNы и HOVы без катастрофического разрушения полотна, если, конечно импорт данных грузовиков не является очередной акцией, направленной на подрыв «динамично развивающейся российской экономики», в том числе и севера Мотыгинского района.
Так как же все-таки лучше: пересмотреть стандарты российских дорог, приблизив их к зарубежным и, тем самым лишить страну своей национальной отличительной черты, либо продолжать вести вечную борьбу за сохранность дорожного полотна в новых экономических условиях, основываясь на одном из философских принципов «единство и борьба»?..
Андрей ЗЕНИН.