А дорога серою лентою вьется...
Летнее время – традиционное для ремонта и усиленного содержания дорог района. Коллектив Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор» начал ремонт наиболее сложных и разрушенных участков.
Чтобы воочию это увидеть, мы вместе с директором предприятия А.П. Головинским проехали путь от Мотыгино до Новоангарска.
Сейчас в ведении филиала более 400 километров дорог, большинство из них - бывшие лесовозные дороги, которые строили много лет назад и использовали для вывозки леса. Часть из них со временем превратили в хорошо проезжие трассы, но большинство так и остались грунтовыми. Они стали интенсивнее разрушаться в последние годы, когда поток автотранспорта вырос в несколько раз и нагрузка на дороги увеличилась. С одной стороны – это показатель деятельности промпредприятий, а с другой – головная боль для дорожников.
Буквально за день до этой поездки я услышала фразу одного из жителей: «А что вы дорожников все хвалите, вон дороги какие!». До «хвалите» у нас далеко, мы показываем все-таки объективную обстановку, реальные дела коллектива «Лесосибирск-Автодор». А что до качества и количества дорожного покрытия, то существуют государственные расценки за каждый метр ремонта дорожного полотна, это не дорожники придумали. Они сами ездят по нашим дорогам и неужели им не хочется, чтобы в районе были хорошие трассы? Наверное, надо учитывать и то, что техника у дорожников старая, предприятие государственное, и оно не может позволить себе заменить изношенные машины на новые импортные.
Итак, мы тронулись в путь. До села Рыбного несколько километров исполнены в асфальтобетонном покрытии с геосеткой, будем надеяться, что качественные километры еще прибавятся и будут служить долго. Впереди - две паромные переправы, которые тоже обслуживает Мотыгинский филиал.
На левой стороне Ангары,
где вьется дорога от Денисово до Первомайска, на участке 42-47 км дороги Мотыгино-Широкий Лог большое оживление. Бригада дорожников начала работать с 17 июня. Работы запланированы до 1 октября, но успеть надо до середины августа, до сезона больших дождей. Уже уложено земляное полотно на 750 метрах: сначала крупная фракция (скальный грунт), затем мельче (щебень фракционированный). Мелкий грунт привозят из Горевского ГОКа на паромах, из-за чего даже пришлось изменить график их движения, а крупный – из Первомайского карьера, на котором мы сегодня еще побываем. Всего на этом участке в текущем году будет покрыто 2,2 километра новой «дорожной одеждой».
Сначала, когда дорожники начали ремонт, они засыпали ямы, устранили провалы на дороге, чтобы больше-грузная техника смогла здесь работать. А вся остальная дорога в течение лета будет поддерживаться в проезжем состоянии. И даже сейчас, когда идут работы по ремонту, дорожники, выбирая время, успевают подсыпать и грейдировать путь.
К большому везению, участок попал в строку финансирования на этот год. Поначалу планировали профинансировать ремонт с 30 по 50 километр, а потом средства урезали в связи с тем, что основное финансирование пошло на строительство трассы Стрелка - Первомайск. В дальнейшем, как все-таки надеется Андрей Петрович, ремонт этой дороги продолжится.
В планах - к 2017 году отремонтировать дорогу до Первомайска со стороны Мотыгино, так как затем предстоит большая работа по устройству обхода Первомайска.
В настоящее время, как говорит Андрей Петрович, очень сложно планировать свою работу как филиалу, в плане текущих и капитальных ремонтов на такие виды работ. А ведь можно было бы начинать заранее запасать материалы, планировать работу. Но утвержденные, «проторгованные» средства на год выделяют только на содержание дорог.
40-й километр
На этом участке дороги Мотыгино-Широкий Лог бригадой рабочих руководит дорожный мастер Виктор Викторович Овчинников. Работают девять автомашин, два автогрейдера, погрузчик, бульдозер и др.– всего 15 единиц техники. Работы по устройству земляного полотна переходного типа будут закончены к концу июля, а затем в августе начнется укладка щебня. Асфальта от Первомайска до Мотыгино в ближайший год точно не будет.
На грейдере трудится Сергей Греб, на погрузчике - Сергей Епанчинцев.
Работы ведутся в соответствии с технологическим регламентом, то есть, сначала закрывается для проезда одна половина дороги, затем – вторая.
Первомайский карьер
эксплуатируется более десяти лет, территория составляет 100 га, разработано около 30 га. Сейчас здесь вовсю кипит работа, был сделан взрыв для добычи грунта. Огромные глыбы позже вывезут на первомайское болото, где будут строить обход, а мелкий – на дорожную одежду. Скальный мягкий грунт только в этом карьере, рядом подобных пород нет.
Экскаватор, на котором работает Роман Рыловцев, нагружает подъехавшие КамАЗы, которые везут грунт на ремонтируемый участок (водители Александр Каменец, Александр Тимиревский ). На бульдозере, который на верхнем участке подгребает грунт к краю карьера, трудится Михаил Шокуров.
В среднем за день КамАЗ делает шесть рейсов (в том числе и три 25- тонника). По проекту надо вывезти 6000 кубометров грунта для земляного полотна и четыре тысячи кубометров щебня.
В планах есть и в действии
В это лето также будет проведен ремонт моста на 45-м километре этой же дороги.
В следующем году КрУДор планирует провести торги на строительство обхода Первомайска, чтобы в марте или апреле начать работы. На 2015 - 2016 годы в планах – ремонт дороги Первомайск-Слюдрудник (устройство земляного полотна и дорожной одежды переходного типа в щебне).
Дорожные ремонты на асфальтированных трассах района не запланированы, будет сделан только частичный ямочный ремонт на самых разрушенных участках в пределах выделенных лимитов.
Сейчас активные работы Мотыгинский филиал ведет на дороге Мотыгино-Орджоникидзе, там идет устройство, ремонт, замена мостов.
По остальным направлениям будет осуществляться текущее содержание.
Но лимита, выделенного на содержание дорог и поддержание их в проезжем состоянии, не хватает (финансирование краевое). Районный бюджет в дорожных программах не задействован, потому что это не в его полномочиях. Хотя, начиная с этого года в администрациях поселений должны быть созданы территориальные дорожные фонды.
Администрации поселений уже начали формировать нормативно-правовую базу. Далее будут объявлять аукционы, вести торги, как принято сейчас во всех отраслях торгово-закупочной сферы согласно федеральному закону.
Планы - планами, а техника нужна
Автомобильный парк предприятия все-таки оставляет желать лучшего. Техника постоянно ломается, потом ее ремонтируют. Но пополняется парк трудно, это надо делать, имея дополнительное финансирование. Лимит на содержание дорог на текущий год составляет 60 миллионов рублей. В прошлом году, благодаря экономии, удалось купить одну комбинированную дорожную машину (почти пять млн рублей), в этом году планируют приобрести автогрейдер. Техника в основном российская. Тяжелый грейдер стоит около 7 млн рублей, средний – около пяти.
Закупки ведутся только через красноярских дилеров (заводы в Челябинске, Кемерово, Новосибирске и других городах). А чтобы сэкономить, запчасти покупают по договорам с заводами напрямую, так как по сравнению с прошлым годом стоимость увеличилась на 30 процентов.
Дорожники знают, что лучше купить импортную технику, которая дороже, но она будет гарантированно служить свой положенный срок. Российская техника при нашем напряженном ритме и объемах работы выдерживает год-два в лучшем случае. Поэтому при закупке основную роль играют цены.
Песчаное левобережье
Тот, кто часто бывает на дороге до Первомайска, обратил внимание, что в основном структура почвы песчаная. С одной стороны, это благоприятно при больших ливнях, дорога быстро высыхает, а с другой – песок, как несвязующий материал, имеет обыкновение «растекаться» и поэтому форму не держит. Поэтому дорожникам его надо укреплять насыпным грунтом. В этом отношении глинистые почвы лучше.
Ежегодно в дорожном филиале анализируют поток проходящих машин, фиксируют тоннаж. При возрастании грузопотока за последние годы, нагрузка на дорожное полотно увеличивается. Это связано с тем, что район «живет с колес»: круглогодично завозят топливо, товары, запчасти, инерт-ные материалы, конструкции. Крупные предприятия начали вывозить свою продукцию (уголь, лес и так далее) речным транспортом, так как схема дорог не позволяет это делать.
Курс – на Новоангарск
Мы продолжили своеобразную экскурсию по направлению Первомайск –Кулаково - Новоангарск – Стрелка (дорога Мотыгино - Широкий Лог, участок 50-149 км). Обозревая окрестности дороги, можно заметить многочисленные придорожные свалки мусора.
Вываливать отходы на обочины уже стало привычкой у водителей нашего района. Это говорит не только о бескультурье, но и о том, что жители абсолютно равнодушны к чистоте, порядку и учат этому же своих детей.
А кто будет убирать мусор по обочинам первомайской дороги?
Тем не менее, дорожники стараются содержать внешний вид дорог в соответствии с требованиями. Где надо, установлены дорожные знаки, опознавательные ориентиры, сделана разметка дорог на асфальте. Например, около 10 километров железных ограждений надо покрасить, побелить.
В этом году начинается большой комплекс работ по обновлению дорожной знаковой информации. Задачи поставлены большие, надо полностью перейти на требования ГОСТа 2013, и выставить около 500 знаков до 1 августа на дороги первой эксплуатационной категории Мотыгино-Широкий Лог. Они все будут поставлены на отсыпанные фермы, на железных стойках, в цветном исполнении и так далее, то есть дорога будет соответствовать современным требованиям.
В настоящее время выполнена дислокация дорожных знаков на всех мотыгинских автомобильных дорогах. Может, не все видят эту работу, но она очень трудоемкая.
Участок дороги Первомайск-Кулаково составляет 28 км. Семь лет назад он был построен дорожным предприятием «АчинскоеДПМК» и сдан в эксплуатацию мотыгинским дорожникам. Дорога поддерживается в проезжем состоянии, но при возрастании автомобильного потока за последние годы мелкая фракция на дорожной одежде почти износилась, поэтому часто приходится подсыпать и профилировать особо пострадавшие участки.
Чтобы содержать дороги в нормальном состоянии, руководство мотыгинского филиала, как и прежде, привлекло к работе временных рабочих (работы оплачиваются из фонда зарплаты предприятия). Они скашивают траву на обочинах, красят и белят, убирают мусор. Еще раз повторим, что мусор – «бич наших дорог». Например, возле Мотыгино в неделю вывозили до десяти КамАЗов отходов, не говоря уже о Новоангарске и Стрелке. Чем больше поселение, тем больше мусора вокруг. Но главы поселений не заостряют на этом внимания, хотя часть дорог ведет в поселки.
И снова об асфальте
Если вы положили новый асфальтобетон, то будьте готовы к тому, что срок его прочности – шесть-восемь лет. Через шесть лет по СНиПам должен проводиться текущий ремонт: выравнивание, укладывание новых слоев асфальтобетона. У нас в районе самый «молодой» асфальт до Рыбного проложен семь лет назад, самый «старый» - 25 лет назад - объездная дорога в Мотыгино, дорога на Раздолинск. Первый слой асфальта, который был на раздолинской дороге, весь износился, появились раковины. Если не предпринять срочные меры по ремонту асфальтобетонного покрытия, то через два-три года мы просто ее потеряем.
Сейчас дорожно-строительное предприятие «Илан» ведет работы по реконструкции на участке Стрелка - Кулаково. В этом году будет сделано 12 км асфальтобетона, в следующем году – еще 48 км. В план работ включен и участок между старым и новым Новоангарском. Поверх плит будет сделана отсыпка полотна и уложен асфальтобетон. Это два километра пути, а также будут заменены дорожные трубы. Проезжая часть будет расширена до десяти метров. Следить за содержанием этой дороги по-прежнему будет Новоангарский дорожный участок Мотыгинского филиала, к которому мы держим путь. Конечно, уже сейчас учитываются будущие проблемы. Если ранее была нужна техника по поддержанию грубого дорожного полотна, то теперь потребуется соответствующая техника по поддержанию асфальтобетонного покрытия.
Позже возникнет проблема с ремонтом асфальтобетонного покрытия. Будет нужен асфальт для ямочного ремонта. Но с учетом затрат на электроэнергию и стоимость, содержать в настоящее время АБЗ невыгодно. Но другой альтернативы пока нет, поэтому Мотыгинский филиал вынужден содержать свой завод для того, чтобы производить асфальт для ямочного ремонта близлежащих дорог с асфальтобетонным покрытием.
Современные технологии производства позволяют получать как горячий, так и холодный асфальт. Есть специализированные машины, которые изготавливают уже готовый асфальт при смешивании бетона и эмульсии, но там свои условия и требования, да и стоимость такой машины для ограниченного бюджета дорожников велика (около двух миллионов рублей).
Сейчас у «Илана», который базируется в Новоангарске и ведет там дорожные работы, имеется асфальтобетонный завод, который производит 150 тонн смеси в час. Для сравнения: наш АБЗ производит 25 тонн в час.
Новоангарский дорожный участок
В свое время он создавался как ремонтная база Горевского ГОКа, потом появился участок ДРСУ, который, как планировали, будет заниматься комплексным содержанием дорог.
По СНиПАм, работа участка эффективна на расстоянии 40 километров. От Новоангарского участка два поселения равноудалены – Стрелка и Первомайск (всего 80 км), поэтому эффективность работы очевидна.
А вот на правой стороне реки Тасеевой есть такая проблема: дорожный участок большой, а базы нет.
Новоангарским дорожным участком семь лет руководит Юрий Владимирович Осипов. У него в подчинении 15 работников, коллектив стабильный, дружный. Работники проживают в Стрелке, Кулаково, Новоангарске. Зарплата зависит от выполненных объемов работ, поэтому в весенне-осенний период, когда техника, в основном, ремонтируется, зарплата у рабочих ниже.
Из техники в наличии КДМ, КамАЗ, два автогрейдера.
Сейчас идут работы по ремонту дороги Первомайск - Мотыгино, погрузчик работает на погрузке щебня в Первомайском карьере. В ближайшее время планируется установка новых дорожных знаков на участке Новоангарск - Первомайск согласно предписанию КрУДора. Осуществляются подготовительные работы, идет окраска, замена ограждений, поврежденных за зиму.
На отгрузке грунта (скального дробленого щебня) для строительства Первомайской дороги работают привлеченные водители ООО «Фортуна», они вместе с техникой размещаются на базе Новоангарского участка. Здесь же, как сказал Юрий Владимирович, останавливаются водители «Тройки», школьного автобуса.
Сейчас большую работу на участке от Стрелки ведет ООО «Илан». Это отсыпка дороги, расширение, а также меняют три водоотводных трубы. Их размер от полутора до трех метров, а сверху сделают отсыпку и проложат покрытие. За последний год на участке от Стрелки до Новоангарска этим же предприятием заменено уже 18 дорожных труб.
Поселок меняет свой облик в преддверии юбилея ГГОКа и НОКа. Комбинаты строят два общежития для рабочих, дома для переселения жителей из старого поселка в новый, некоторым жителям выделили средства на покупку квартир в Стрелке. Будет уложен асфальт между двумя поселками, идет благоустройство и подготовка к празднику.
В планах начальника Новоангарского участка – благоустроить территорию своей базы.
Обратный путь от Новоангарска до Мотыгино показался значительно короче, но беспокойней. На дороге между Первомайском и Денисово задним правым колесом «засел» в провал 15-тонный пассажирский автобус «кореец». Но опытный водитель самостоятельно справился с аварийной ситуацией и подъехал к паромной переправе через Ангару вовремя.
Чтобы устранить провал как можно скорее, А.П. Головинский связался по телефону с мастером Мотыгинского филиала и распорядился утром следующего дня отправить на этот участок звено автосамосвалов и тяжелый автогрейдер.
Наталья МОРОЗОВА