Простит ли природа?
(Продолжение. Начало в №№ 143-144)
С другой – это отсутствие должного контроля за состоянием окружающей среды на территории района со стороны уполномоченных природоохранных организаций.
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Мотыгинском районе являются котельные промышленных предприятий и организаций коммунального комплекса, использующих в целях экономии финансовых средств низкокачественные сорта углей и устаревшее технологическое оборудование. Крупными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются также предприятия Группы Магнезит в Раздолинске. Основными компонентами загрязнения воздуха являются взвешенные вещества, диоксид серы, оксиды магния, углерода, азота, сероводород, фенолы, гидрофторид, формальдегид и др. вещества. По официальным данным, стационарные источники загрязнения, расположенные в районе, в результате своей деятельности производят более 30 тыс. тонн вредных веществ ежегодно, причем около 20 тыс. тонн выбрасываются в атмосферу. Только по одному показателю (оксид магния) периклазовый завод в Раздолинске имеет разрешение на сверхнормативные выбросы в объеме до 1000 тонн в год. За счет внедрения новых технологий и модернизации оборудования, общую тенденцию повышения уровня очистки воздуха от загрязняющих веществ на промышленных объектах Мотыгинского района удается сохранять. В 2012 году с помощью различных очистных установок и улавливающих систем удалось задержать около 38% выбросов.
Объемы выбросов вредных веществ от передвижных источников загрязнения зависят от количества израсходованных ГСМ. Однако децентрализация розничной торговли ГСМ не позволяет достоверно оценить этот показатель на уровне муниципального района. В то же время известно, что количество транспортных средств в районе ежегодно растет. В 2012 году по сравнению с 2011 годом их количество увеличилось на 10% и составило 7592 единицы. Следовательно, возрастают и показатели загрязнения атмосферного воздуха.
С 2012 года на территории района не разрабатываются также и данные об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления. Между тем, для Мотыгинского района вопросы, связанные с оборотом отходов, очень актуальны. Ведь на его территории в последние годы производится до 30 млн тонн отходов ежегодно.
Основным видом промышленных отходов на территории Мотыгинского района являются материалы вскрышных пород карьеров горнодобывающих предприятий и продукты переработки свинцово-цинковых и золотосодержащих руд. Общее увеличение количества образованных отходов производства связано с введением в эксплуатацию новых карьеров на золоторудных месторождениях (Архангельское, Герфед, Николаевское) и на месторождении магнезитов Голубое. В соответствии с графиками горных работ горнодобывающих предприятий на действующих карьерах Горевского горно-обогатительного комбината, Васильевского рудника, золотодобывающей компании «Золотая Звезда», Кокуйского угольного разреза и предприятий Группы Магнезит ежегодно ведутся работы по увеличению производственных мощностей предприятий.
Породы вскрыши и пустые породы из действующих карьеров ряд организаций (Новоангарский ОК, Горевский ГОК, Раздолинский периклазовый завод, Сибирский магнезит, Васильевский рудник, ЗДК «Золотая Звезда») используют в инертных материалах, в строительстве автомобильных дорог. На эти цели используется до 30-40% общего объема отходов. В связи с реализацией проекта строительства дороги Мотыгино-Широкий Лог и строительства водозащитной дамбы на Горевском свинцово-цинковом месторождении этот показатель может значительно вырасти.
Мотыгинский район имеет два муниципальных объекта для захоронения твердых бытовых отходов (в Мотыгино и Раздолинске), однако они строились по проектам, которые не были завершены в полном объеме. В Мотыгино был построен комплекс первой очереди, включающий полигон ТБО, пруд-отстойник и подъездную дорогу. Комплекс был введен в эксплуатацию в установленном порядке, однако в настоящее время эксплуатируется, как и полигон в Раздолинске, без учета современных экологических, строительных и санитарных норм и правил. В десяти населенных пунктах бытовые отходы вывозятся населением на несанкционированные свалки. По самым приблизительным подсчетам таких «объектов» на территории района насчитывается не менее 50 и занимают они территорию около 40-50 га.
Соответствующие современным нормам и правилам полигоны для твердо-бытовых отходов построены и введены в эксплуатацию на Васильевском руднике и на Кокуйском угольном разрезе. Полигоны являются ведомственными объектами, для их эксплуатации предприятиями получена соответствующая документация.
На обогатительных фабриках Васильевского рудника, Новоангарского комбината и золотодобывающей компании «Золотая Звезда» построены также и места складирования жидких отходов производства. Эти объекты являются гидротехническими сооружениями и внесены в соответствующий федеральный реестр как объекты повышенной опасности.
В 2014-2016 гг. на территории района продолжится реализация ряда крупных инвестиционных проектов. Возможно, что начнется строительство крупной золотоизвлекательной фабрики ЗАО «ЗДК «Полюс». Расширение действующих и разработка новых карьеров по добыче полезных ископаемых создадут предпосылки для образования различных отходов производства в очень значительных объемах. При этом структура отходов по классам опасности может существенно измениться, так как будут введены в эксплуатацию и расширены мощности предприятий, использующих различные химические реагенты, в том числе, особо опасные для здоровья людей цианосодержащие соединения.
Таким образом, за счет интенсивного природопользования территория района испытывает достаточно высокие экологические нагрузки. При этом вопросам, связанным с охраной окружающей среды в районе, пока уделяется недостаточно внимания. На федеральном уровне это связано, возможно, с удаленностью района от краевого центра, отсутствием непосредственно на территории местных представительств природоохранных структур. На муниципальном уровне это является следствием перераспределения полномочий в сфере экологии и охраны окружающей среды, в результате которых экологический контроль отнесен к полномочиям федеральных органов власти. Поэтому необходимые для организации природоохранной деятельности административные, кадровые и финансовые ресурсы в органах МСУ не создаются.
Уполномоченным органом в сфере экологии на муниципальном уровне в настоящее время является районная межведомственная комиссия по охране природных ресурсов и рациональному природопользованию, утвержденная постановлением главы администрации района № 281-п от 08.11.2007 г. и работающая на общественных началах. Комиссия создана в целях обмена информацией между органами исполнительной власти Мотыгинского района, организациями, предприятиями, общественными объединениями и гражданами и выработки на этой основе рекомендаций (предложений) природоохранным, правоохранительным и другим государственным и муниципальным органам, осуществляющим свою деятельность в сфере природопользования, землепользования, экологии и охраны окружающей среды на территории района.
В течение 2008-2013 годов проведены общественные обсуждения по объектам:
- оценка воздействия на окружающую среду предполагаемой к строительству Мотыгинской ГЭС (ЗАО «РусГидро»);
- оценка воздействия на окружающую среду строительства линии электропередачи от подстанции «Раздолинская» до строящейся Богучанской ГЭС (ЗАО «РусГидро»);
- оценка воздействия на окружающую среду строительства полигонов твердо-бытовых и промышленных отходов на Кокуйском угольном разрезе (ЗАО «Полюс»);
- оценка воздействия на окружающую среду строительства Боголюбовского горнодобывающего комплекса (ЗАО ЗДК «Золотая Звезда»);
- оценка воздействия на окружающую среду строительства Саткинского карьера и цеха декарбонизации магнезита в п. Раздолинске (ООО «Сибирский Магнезит»);
- о проекте технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС объекта «Строительство сооружений для защиты Горевского месторождения от поверхностных вод р. Ангары. Защитная дамба 2 очереди» (ОАО «Горевский ГОК»);
- о предварительном варианте материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при реализации проекта «Строительство сооружений для защиты Горевского месторождения от поверхностных вод р. Ангары. Защитная дамба 2 очереди» (ОАО «Горевский ГОК»);
- о материалах оценки воздействия на окружающую среду при реализации проекта «Расширение обогатительной фабрики Новоангарского обогатительного комбината для доведения мощности по переработке руды с 1,0 до 2,5 млн. тонн в год» (ООО «Новоангарский обогатительный комбинат»).
Вместе с тем, анализ работы по организации общественных обсуждений объектов экологической экспертизы показывает, что административный ресурс органов местного самоуправления в этом вопросе не отвечает масштабу решаемых задач, а отдельные хозяйствующие субъекты при проведении этой процедуры допускают нарушения законодательства и недооценивают значимость этой работы. Жители района также не проявляют интереса к мероприятиям, связанным с проблемами охраны окружающей среды. Посещаемость общественных обсуждений составляет, как правило, от 20 до 30 человек. Государственные служащие федеральных органов, даже непосредственно связанные с природоохранной деятельностью, общественные обсуждения посещают редко.
Об уровне экологического сознания и интереса к экологическим проблемам в обществе достаточно объективно свидетельствуют статистические данные, отражающие текущие затраты хозяйствующих субъектов на плановые мероприятия по охране окружающей среды. В 2011 году такие затраты в Мотыгинском районе составили 8 млн. рублей, в 2012 году – 19 млн. рублей. На первый взгляд, на решение экологических проблем были направлены значительные средства. Но более глубокий анализ показывает, что они не составляют и 1% от величины регионального валового продукта, полностью представляющего собой продукт переработки природных ресурсов. Таким образом, затраты на охрану окружающей среды в Мотыгинском районе более чем в два раза ниже, чем общероссийские показатели.
Действующим бюджетным законодательством предусмотрено использование различных механизмов с целью финансирования охраны окружающей среды. Это и собственные средства бюджета района, и различные межбюджетные трансферты (субсидии, субвенции, дотации, инвестиции, бюджетные кредиты), а также целевые программы. Но эти механизмы практически не используются. Главная причина заключается в недооценке значения природопользования как основного направления развития экономики Мотыгинского района, в отсутствии необходимых решений по созданию достаточного административно-управленческого и кадрового ресурса. Финансовые средства, которые формируются за счет поступления в бюджет района платы за негативное воздействие на окружающую среду, средств от возмещения вреда окружающей среде, штрафов за экологические правонарушения, в объеме 8-10 млн рублей, поступают ежегодно. Причем есть уверенность, что при усилении работы с хозяйствующими субъектами, оказывающими воздействие на окружающую среду, налогооблагаемая база по платежам за природные ресурсы может быть увеличена не менее, чем в 1,5 раза.
В настоящее время денежные средства от деятельности, так или иначе связанной с использованием природных ресурсов, составляют более 90% источников доходов местного бюджета. Но, несмотря на существенные поступления в бюджет денежных средств от эксплуатации окружающей среды, расходы, осуществляемые на охрану окружающей среды, ничтожно малы.
Отрицательным фактором, сказывающимся на финансировании охраны окружающей среды, является отсутствие целевого характера использования поступающих природоохранных и природоресурсных платежей в районный бюджет. Следовательно, средства, которые должны были бы идти на поддержание направлений, связанных с охраной окружающей среды, растворяются в общей части расходных обязательств бюджета. Этому способствует и отсутствие апробированных механизмов реализации правовых норм в сфере обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования на уровне муниципальных районов.
Для улучшения ситуации в сфере охраны окружающей среды и экологии требуется программный подход, включающий меры административного, нормативно-правового и финансового направлений.
Александр Несмеянов,
главный специалист
отдела экономического планирования
и стратегического развития
администрации района