Почему не летают самолеты
Резонанс: «Ангарский рабочий», № 142, «Хорошо ли жить в Мотыгинском районе».
В бюджет 2013 года Администрация Мотыгинского района заложила в полном объеме средства на субсидирование авиаперевозок в Мотыгинском районе весной и осенью по маршруту Мотыгино, Первомайск, Кулаково. Такая практика складывалась из года в год на протяжении последних 6 лет. Из года в год было очень сложно найти авиаперевозчиков, готовых оказывать услуги по авиаперевозкам пассажиров, соглашались единицы, а бывало так, что даже под давлением министерства транспорта транспортные компании не соглашались летать к нам в район. Причин несколько:
1) Наши «аэропорты», точнее, взлетные полосы, не соответствуют требованиям авиационной безопасности, предъявляемым к аэропортам (отсутствует соответствующее покрытие взлетно-посадочной полосы, пожарные расчеты, здания аэропорта, пункты досмотра и регистрации, ограждение аэропорта, аэронавигационное оборудование и т.д.).
2) Требования безопасности также применяются и к авиатранспорту.
3) Увеличились штрафы и меры ответственности за несоблюдение правил безопасности пассажирских перевозок.
4) Воздушные суда типа АН-2, которые ранее летали в районе, хоть и считаются самыми надежными самолетами, но в связи с их возрастом (более 30 лет) не позволяют обеспечить выполнение безопасных для пассажиров перевозок.
В феврале 2013 года все авиаперевозчики отказались от выполнения рейсов внутри Мотыгинского района. Администрация района, министерство транспорта и государственная авиакомпания «КрасАвиа» пришли к единственному возможному варианту выполнения авиарейсов по маршруту Красноярск – Мотыгино - Красноярск. Весной полеты выполнялись на ВС L-410 UVP-E20, которое соответствует всем требованиям безопасности авиаперевозок. Авиакомпания выполняла рейсы вплоть до июня 2013 года, даже тогда, когда уже появилось устойчивое, более дешевое, автобусное пассажирское сообщение, как внутрирайонное, так и с г. Красноярском.
Глава района В.А. Функ и редакция газеты "Ангарский рабочий", не разобравшись в ситуации, в статье от 29.10.2013 г. обвинили администрацию района в отказе от субсидирования авиаперевозок еще в июне и назвали это главной причиной отсутствия авиаперевозок.
Да, на самом деле, в связи с тем, что весной не были использованы средства на внутрирайонные авиаперевозки Мотыгино - Первомайск - Кулаково, мы отказались от вхождения в программу на 2014 год, и отказались от субсидии по внутренним перевозкам, так как привести аэропорт п. Кулаково и п. Первомайска в соответствие и получить на них сертификат соответствия невозможно, для решения данной проблемы понадобятся годы и огромные денежные вливания. Так как на протяжении многих лет на территории нашего района не строились и не ремонтировались взлетно-посадочные полосы, за исключением Мотыгино. Никто и никогда этим вопросом не занимался. А здание аэропорта п. Первомайска было продано с аукциона по решению районного Совета депутатов.
Средства, которые остались в результате экономии, связанной с отсутствием внутрирайонного выполнения авиарейсов, администрация района и депутаты районного Совета в июне на сессии перераспределили на другие цели.
В начале октября авиакомпания «КрасАвиа» на запрос администрации района о намерении осуществлять рейсы Красноярск – Мотыгино ответила положительно, о том, что рейсы будут осуществляться в плановом режиме с 20 октября, два раза в неделю, по прежней цене билета. Но чуть позже в письме от 14 октября 2013 г. сообщили о том, что, выполняя рейсы в мае, авиакомпания понесла убытки в размере 570 тысяч рублей, и попросили субсидирования (возмещения затрат) из краевого либо местного бюджетов.
Администрация района согласно 131-го Федерального закона имеет право субсидировать только внутрирайонные пассажирские перевозки. Субсидирование межрайонных, межмуниципальных перевозок, таких как Красноярск – Мотыгино - Красноярск, либо (для примера) Мотыгино – Норильск – Лесосибирск – Абакан и т.д. производится из краевого бюджета по заранее утвержденной программе. Так как в 2013 году краевой программой средства бюджета на субсидирование маршрута Красноярск - Мотыгино - Красноярск не предусматривались, а корректировку краевого бюджета провести за такой короткий период времени невозможно, то и авиакомпания приняла решение убыточные авиарейсы не производить.
В результате недолгих переговоров авиакомпания сегодня согласилась производить рейсы Красноярск – Мотыгино - Красноярск, но при цене билета в 4500 рублей в одну сторону, и при гарантии полной наполняемости рейса со стороны администрации района. Администрация района, согласно закону, не может выдавать какие-либо гарантийные письма, тем более, учитывая такую стоимость авиабилета. Вряд ли даже Афанасий Иванов и его команда смогут обеспечить полную загрузку в оба направления два раза в неделю, не говоря уже о малообеспеченных жителях нашего района, да и жители со средним достатком вряд ли смогут позволить себе летать по такой цене билета.
Глава администрации
Мотыгинского района
А.Ю. ТЕРЕЩЕНКО