Люди крепче железа
Дороги района – это стратегически важные объекты, их обслуживает государственное предприятие Мотыгинский филиал «Лесосибирск-Автодор», которое призвано обеспечивать безопасный проезд по дорогам района в любое время года. О том, как трудятся дорожники, как организована работа коллектива предприятия в условиях очень снежной зимы, мы побеседовали с директором филиала Андреем Петровичем ГОЛОВИНСКИМ.
Равнение – на них
Действительно, с тяжелейшей мужской работой дорожников трудно найти сравнение. Кажется, что сама природа испытывает людей на прочность. Непрекращающиеся снегопады не дают передышки. Дороги должны быть проезжими, снег – убран. Как это сделать – уже забота человека.
И выходят на круглосуточную зимнюю вахту наши грейдеристы, водители погрузчиков и механизаторы на тракторах.
Более 500 километров межпоселенческих дорог, плюс 160 километров уличных трасс в Новоангарске, Первомайске, Кулаково, Машуковке, Рыбном, Бельске, Мотыгино – такова область обслуживания механизаторов Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор». С администрациями поселений заключены договоры.
Примером для всего коллектива служит работа таких механизаторов, как Сергей Александрович ГРЕБ, Валерий Леонидович ГРИГОРЬЕВ, Николай Леонидович МИЛЁХИН, Василий Гаврилович МОСИН. Например, Василий Гаврилович три месяца безвыездно работал на трассах в направлениях Машуковки, Первомайска, Пашино.
Дороги изо льда
Если в прошлую зиму ледовые переправы были возведены на реках за десять дней, то в этом году ожидание строительства и их открытия затянулось из-за теплой погоды. Работы начались в первой декаде декабря и грузоподъемность «пять тонн» была выставлена 23 числа.
Начали работу при минимальных морозах в 7-10 градусов и толщине льда в 10 сантиметров. На Ангаре рассматривали строительство переправы в несколько вариантов, остановились на оптимальном. Заливка шла очень тяжело.
Но надо отдать должное водителям поселков правой стороны побережья Ангары, которые не стремились прорваться, как в былые зимы, за навалы ограничений, поставленных дорожными строителями для того, чтобы машины до официального открытия не выехали на лед. Люди, возможно, помнят, что в прошлом году утонуло несколько машин, и не рвались нарушить запрет выезда на неокрепший лед. Поэтому аварийных ситуаций почти не было, за исключением одной утонувшей грузовой машины на Тасеевой.
Первые «5 тонн» строители поставили, когда можно было выставлять «15 тонн», но перестраховка была связана с тем, что состав льда оставался рыхлым и большегрузные машины сразу же разбили бы колею.
Отсутствие морозов долго не давало приступить к заливке трасс, мешали две широкие полыньи на Тасеевой в районе Машуковки. Но бригада Ивана Александровича ПАПАДЮКА, работающая там, справилась со своей трудной задачей.
Отлично поработали на строительстве ледовых путей бригады Алексея Николаевича МАКАРОВА в Первомайске и Сергея Юрьевича НАУМОВА в Рыбном.
Впервые на постах при переправах в этом году поставлены камеры круглосуточного видеонаблюдения для фиксации дорожного движения, а также правонарушений на дорогах. Сменяя друг друга, дежурные постовые следят не только за проездом, но и за состоянием ледовых дорог, которые на протяжении зимы по мере надобности будут поддерживаться в проезжем состоянии. Работает двухсторонняя пропускная система на обоих берегах рек.
Парк дорожного периода
Конечно, в таких жестких условиях работы хотелось бы иметь больше снегоуборочной техники. И есть планы по приобретению дополнительных единиц за счет собственных средств
предприятия. Сейчас парк снегоуборочной техники составляет 80 процентов от требуемого количества. Машины задействованы постоянно, поэтому часто ломаются, приходится ремонтировать, а это уже – задача для слесарей, газосварщиков и водителей. Все они находятся на требуемых ремонтных работах даже сверх рабочего времени. Результат такого напряженного рабочего ритма сказывается на состоянии проезда на дорогах: жалоб на то, что невозможно проехать по большим трассам, не было даже в сильные снегопады, праздничные или выходные дни.
Для того, чтобы убирать большие массы снега, применяются скоростные отвалы «Барс». Тяжелая техника работает, в основном, на удаленных расстояниях (Южно-Енисейск, Партизанск, Кировск, Орджоникидзе, Каменка).
Не заложено
А вот с вывозкой снега с территории поселений ситуация сложнее. В положении о содержании дорог, по которому идет основное финансирование работ, эта статья не заложена. Эти работы в большей мере комплексные и в несколько раз более затратные, чем сама очистка от снега.
Наиболее сложная обстановка на дорогах зимой в райцентре. Потому что здесь очень много машин, движение интенсивное, улицы не очень широкие и много узких переулков, в которых большой снегоуборочной технике не развернуться. Дорожники стараются расчищать от снега площади около социально значимых зданий, перекрестки и площадки у двухэтажных домов. Перед новогодними празд-никами весь центр на улице Совет-ской был очищен от снега. Но ненадолго, через три дня опять всё завалило. Из-за наплыва машин приходится работать на расчистке дорог и улиц в вечернее время, ночью или в выходные дни.
Возможно, проблема усугубилась еще и тем, что раньше частные предприниматели как-то старались очистить территории своих организаций, убирали снег, а сейчас считают, что этим должна заниматься администрация поселения. Но средств, чтобы очищать весь райцентр от завалов снега, в бюджете нет. Андрей Петрович, как председатель Мотыгинского поселкового Совета депутатов, считает, что уже назрело решение обязать руководителей предприятий и организаций следить за уборкой и чистотой своих прилегающих площадок в зимнее время.
На дальних границах
Дорожники Мотыгинского филиала по-прежнему обслуживают направление на Каменку Богучанского района через поселок Орджоникидзе. Еще раз напомним, что снегопады обильные, и особенно непроезжими становятся второстепенные пути, где нет интенсивного движения, поэтому и чистить их приходится чаще, и работа там более тяжелая. Ведь в любой снегопад и после него должны иметь возможность проехать рейсовые автобусы, почтовая машина, легковые, грузовые автомобили, лесовозная техника.
Буквально на днях два тяжелых грейдера ушли в направлении на Каменку. Возвращаться они будут ночью, водители отдохнут, а утром - снова в путь.
Андрей Петрович вспоминает, как люди работали в праздничные дни. На это время пришлись особенно сильные снегопады и, когда весь народ был на каникулах, дорожные рабочие трудились круглые сутки, чтобы предо-ставить водителям района безопасное движение по дорогам во всех направлениях.
Запад – тоже наш
Ближе к цивилизации, на западе района, расположен Новоангарск. Но с очисткой от снежных заносов части нового асфальтированного участка от Стрелки до Новоангарска уже возникают проблемы.
Следует вспомнить, что Новоангарский дорожный участок был организован для того, чтобы обслуживать гравийные дороги, зимники, а также труднопроходимые участки. Сейчас обстановка на дорогах настолько изменилась, что и обслуживать их надо совершенно другими средствами. Нужна легкая, мобильная специализированная техника, которая будет поддерживать в нормальном состоянии асфальтобетон. И, как сказал Андрей Петрович, есть планы в этом и последующих годах приобрести подобную технику. И снова – за счет собственных средств. Жизнь требует перепрофилирования, обновления.
Несмотря на то, что ледовые дороги только открылись и до наступления весны еще далеко, на предприятии уже сейчас началась подготовка к летнему периоду, идет ревизия и ремонт катеров и барж для работ на паромных переправах.
Наталья МОРОЗОВА