Качество выбора И по каким критериям?
Малый бизнес. Сколько о нём сказано, а сколько еще будет сказано. Любят о нем говорить на всех уровнях власти, и «локомотивом» он был, и «флагманом экономики» должен был стать, но стал просто «рабочей лошадкой», упорно тянувшей свой воз, хорошо понимая, что если споткнешься, то, наверняка, уже не встанешь, придавить хозяина может смертельно, так как борьба в малом бизнесе идет на выживание.
Конечно, если бы в России, как и в Евросоюзе, было 30 предпринимателей на 1000 граждан, а не шесть, как сейчас, то зависимость бюджета от «национальных достояний» страны, края, района была бы существенно меньше.
При оценке роли малого бизнеса в экономике все аналитики единодушны во мнении: микро- и малый бизнес являются основой любой стабильной и процветающей страны.
Достаточно сказать, что в США, Евросоюзе, а в последние годы и в Китае малый бизнес обеспечивает от 50% до 70% всех рабочих мест.
При этом даже в страдающих гигантоманией США малый бизнес производит около 40 % всего ВВП, а в Евросоюзе – 70 %.
По данным Росстата в 2011 г. малый бизнес России обеспечивал 22 % всех рабочих мест страны и произвел 23,6 % ВВП.
Малый и средний бизнес в России почти на 40 % занят в сфере оптовой и розничной торговли, свидетельствует первое сплошное федеральное статистическое наблюдение, опубликованное Росстатом.
В частности, согласно материалам статистического ведомства, 38,3 % малого бизнеса в РФ приходится на сферу оптово-розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий.
На втором месте по популярности у малого бизнеса – операции с недвижимым имуществом и аренда (21,1 %), к сфере строительства относится 11,1 % малых юридических лиц. В сфере добычи полезных ископаемых и на обрабатывающих производствах занято 10,7 % отечественного малого бизнеса. В сфере транспорта и связи заняты 6,1 % малых предприятий, на прочие виды экономической деятельности приходится чуть более 10 % малых предприятий.
В 2011 г. не просто числилось, а работало 1267 тыс. малых предприятий и 1900 тыс. индивидуальных предпринимателей. За 2011 г. разорилось 280 тыс. Но особенно огорчает динамика «рождаемости» и «смертности» малого бизнеса России. Статистика за предшествующие годы свидетельствует об ухудшении условий для малого бизнеса России. Количество открывшихся и разорившихся предприятий малого бизнеса, вероятней всего, сравняется.
Почему в 2005 г. разорилось в пять раз меньше малых предприятий, чем зарегистрировалось, а в 2011 г. этот разрыв сократился в двадцать раз?
Существуют разные версии: увеличение налогового бремени; меньшая доступность кредитов; снижение спроса, вызванное кризисом; изменения в законодательстве, выгодные крупному, но не выгодные малому бизнесу и так далее.
В некоторой степени эти факторы сыграли роль в увеличении количества банкротств. Но всего за семь лет увеличить количество разорившихся в пять раз и почти до нуля снизить прирост общего количества предпринимателей они явно не могли.
Наверное, главной причиной разорения малых предприятий в России явилось усложнение бизнеса и ужесточение конкуренции.
Для большинства предпринимателей безразлично, каким конкретно бизнесом заниматься, главное – быстрей и проще заработать. Поэтому из всех свободных ниш в спросе, быстрей всего занимаются самые простые.
Первопроходцам бизнеса не требовалась высокая квалификация. Астрономические наценки покрывали убытки от грубых просчетов в маркетинге, кадровой политике, организации производства.
Но успехи первопроходцев привлекали других предпринимателей. При этом, как во времена «золотой лихорадки», чем богаче жилы и проще добыча, тем быстрей столбились участки. Наиболее привлекательной была торговля. Поэтому здесь быстро появилась настоящая конкуренция.
Многие стали понимать, что на этих «полях» стало слишком тесно и «кормов» на всех не хватает. Поэтому российский малый бизнес стал осваивать более сложные сферы. Как грибы стали расти пиццерии, мини-хлебопекарни, брокерские конторы. И вновь на этих «полях» набилось столько предпринимателей, что подавляющее большинство из них разорилось.
На следующей волне популярности появилось множество фирм с бизнесом еще более сложным. Это были новостные и рекламные газеты, небольшие банки, автозаправки, кафе, парикмахерские. И вновь, на поверхности остались единицы, а большинство утонули.
Так постепенно малый бизнес России осваивал новые, все более сложные сферы экономики. И с каждым годом зарабатывать в нашей стране становилось все трудней. Если новичок выбирает примитивный бизнес, он сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны тех, кто уже давно завоевал свою нишу. Если он выбирает еще свободное от конкуренции поле, то это – сложный бизнес, в котором трудно добиться высокого качества товаров или услуг, и еще сложней продать их потребителям.
На заре горбачевской «перестройки», появился закон «О кооперации», и многие инициативные люди ушли в кооперацию, и тогда, кстати, занимались производством. Затем появился закон «О свободе торговли», и еще большее количество пошло в «коммерсанты».
У нас в районе малый бизнес также прошёл все стадии первоначального накопления финансового и производственного капитала. Со всем уважением отношусь к малому бизнесу, занимающемуся торговлей, но хотелось бы поговорить с тем, кто реально занимается производством необходимой продукции.
В районе работают предприятия малого бизнеса, занимающиеся лесопереработкой и реализующие пиломатериал на территории района. Редакцию «Ангарского рабочего» согласился посетить и дать интервью директор такого малого предприятия ООО «Сервал» Сергей Николаевич Петров.
- Сергей Николаевич, расскажите о вашем предприятии?
- ООО «Сервал» занимается производством различных пиломатериалов. Пилим плаху, брус, тес и другие пиломатериалы различных размеров по потребностям заказчиков.
Есть пилорама, деревообрабатывающие станки, погрузчик. Предприятие находится в п. Мотыгино, по ул. Орджоникидзе, 50. Раз уж отвечаю на вопросы в редакции, грех не провести рекламную акцию.
- Согласен. Сколько у вас рабочих и как вы оцениваете социальную значимость предприятия?
- Социальная значимость нашего предприятия отмечена координационным советом при администрации района. На предприятии в среднем работает пять человек, в сезон, когда потребность в пиломатериалах возрастает, - до 10 человек, в зимний период бывает, что и стоим, если нет спроса на материалы.
Пиломатериал поставляем гражданам и для ремонта бюджетных учреждений – школ, больниц, детских садиков в районном центре, не отказываем и жителям поселков района, если обращаются.
Администрации района, поселка о нас знают, и мы с ними сотрудничаем. Социальная значимость? Если есть работа у пяти человек, «белая» зарплата, я думаю – это значимость и социальная, и бытовая, и любая другая. Не всякий человек хочет и может ездить на заезды или в город на заработки. Мы же знаем, что на рынке труда района есть определенные сложности.
- Сколько лет вашему предприятию и оказывает ли администрация района ему какую-либо помощь?
- Предприятие работает два года, администрации (районная и поселковая) оказывают информационную поддержку, то есть сообщают о нашем существовании подрядчикам, выигравшим строительные тендеры на территории района.
Два года с момента открытия предприятия я пытаюсь получить финансовую помощь на развитие предприятия в администрации района, и столкнулся с полностью закрытой бюрократической системой.
В первый год предприятие включают в программу помощи, но помощь не доходит; на второй год рекомендуют включить, и все опять не складывается, а в это время кое-кто получает помощь дважды.
Странная и очень избирательная «адресная помощь» наводит на определенные мысли. Возможно, салоны красоты крайне необходимы с точки зрения администрации, только работа салона под вопросом, а мы работаем.
С трудом добился реестра предприятий, которым оказана помощь, для себя увидел много интересного. Есть несколько реестров, полученных официальным путем, но они все разные. Также для себя сделал вывод, что районная власть боится открыть информацию, как будто есть, что скрывать или боится показать свою некомпетентность в выборе выделения помощи.
- Получается, отказывают в помощи действующему предприятию, имеющему основные средства, производственную базу, работающий персонал, имеющему бизнес-план, а помощь не доходит?
- К сожалению, это так. Бизнес-план ООО «Сервал» признан перспективным для развития предприятия в районе, потребность в его продукции есть, потребность в рабочих местах в районе есть. Но все это не является поводом для оказания финансовой помощи.
Хотелось, чтобы, наконец, и прокуратура обратила внимание на такое распределение средств. Тем более, что случай по восстановлению своих прав через арбитраж у предпринимателей нашего района имеется.
- Тем не менее, жизнь продолжается, Сергей Николаевич. Расскажите о планах.
- Несмотря на такое отношение районной власти к нашему предприятию и другим малым предприятиям, мы уверенно работаем, придерживаемся своего бизнес-плана и видим перспективу своего роста.
В наступившем году предприятие заключает договоры на поставку пиломатериалов за пределы района. Бюджетные организации отходят на второй план по обеспечению пиломатериалом из-за отношения «подпольных районных лидеров» к малому бизнесу у нас в районе.
Все-таки хочется закончить наш разговор на оптимистичной ноте и напомнить, что крупные предприятия удовлетворяют крупные потребности, а малые – первостепенные, и пожелать успехов малому бизнесу района в 2014 г.
- Спасибо за откровенный разговор, Сергей Николаевич!
Александр Шахворостов
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ценность малого бизнеса для экономики любой страны состоит в том, что он является фундаментом для среднего и крупного бизнеса, а что происходит со зданием, лишённым своей опоры, известно каждому.
В общем, как бы ни просто было заниматься малым бизнесом, в эту игру можно, нужно и даже интересно играть. И не забывать при этом замечание Уинстона Черчилля о том, что «пессимист видит трудности при каждой возможности, а оптимист в каждой трудности видит возможности».